12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Старшов Михаил Александрович3868
выпускник и сотрудник физфака Саратовского университета
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

М.А. Старшов

Мотив задачи по физике

Учебных физических задач многие тысячи рассыпано по всевозможным пособиям и сборникам. Иногда они повторяются – то ли потому, что физики думают одинаково, а то ли потихоньку приворовывают один у другого. Уж такая идейка красивая, как её не перетащить к себе поближе. Вот такая, например, несложная задача на определение средней скорости легко обнаруживается едва ли не в каждом сборнике в разных обличьях. А уж сколько ей посвящено статей методистов, только никто не берётся объяснить такой любви и популярности.

Но изредка встречаются особо совестливые физики, которые сами придумывают нечто оригинальное и торопятся опубликовать её, чтобы все могли воспользоваться полезной находкой. Правда, одну-то задачу куда пристроишь? Журнал потребует развёрнутую статью, а не всякий учитель с этим справится, это же не конспект урока. Сейчас-то полегче стало, интернет всё проглатывает. Именно там и попалась на глаза такая физическая изюминка, причём среди картинок при поиске на некую тему. Сначала проскочил мимо, не это искал, но что-то вызвало смутное подозрение, вернулся и перечитал внимательно. Карандаш с листочком бумаги мгновенно показали ошибку в ответе.

Дело в том, что когда-то очень давно прочно усвоено требование учителя математики Николая Ивановича Добрынченко не останавливаться на ответе к задаче, а сделать его проверку. И вот в этой задаче ответ «150м» позволяет в уме оценить время свободного падения с начальной высоты, 15,5 секунд. Минуточку, но тогда эта начальная высота совсем не 1200м, а другое число, 1201,25м!

Похоже, создание неизвестного автора вышло из подчинения своему творцу…

А, собственно, какая разница, 1200 метров или 1201 с четвертью? Можно было и другую высоту задать. Допустим, 1280м. Правда, тогда за ту роковую последнюю секунду тело прошмыгнуло бы 155 м ровно, а смысл? Что даёт эта задача школьнику? Между прочим, она скопирована, видимо, из какой-то книжки, судя по оставленному по недосмотру копировальщика номеру 1.18.

Короче говоря, возникают интересные вопросы: кто, зачем и почему. Представьте себе молодого учителя, получившего эту прелесть вместе с ответом, а на уроке вдруг один вредный мальчишка задаст неприятный вопрос, как поведёт себя учитель? Другое дело, если он заранее нащупал в задаче скрытый «камешек», тогда задача заиграет. Рискнём? А то вычисленные мной 149,9м покоя не дают.

Смотрите, полное время свободного падения с высоты 1200м равно корню из 240, молча принимая ускорение 10. Это почти 15,49с, а тогда скорость в конце полёта получается154,9м/с. Как же при скорости 155 тело за ОДНУ секунду успеет пролететь всего только 150м, это же проблемная ситуация в чистом виде!

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (2)

Елена Вениаминовна Чурина, 24.03.19 в 09:00 1Ответить Пожаловаться
Проблемная ситуация в чистом виде!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.