Урок русского языка в 6 классе «Наклонение глагола»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.
Тема урока: Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.
Цель: 1. Дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических признаках.
2. Выработка умений и навыков по различию наклонений глагола.
3. Развитие аналитического мышления учащихся.
Знать: об изменении глаголов в изъявительном наклонении.
Уметь: правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности
Приветствие учителя. Доброе утро, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Покажем, что мы знаем и как умеем работать.
Учитель. В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Как на уроке вы будете узнавать новое?
Ученик. Сначала поймём, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое.
Учитель. А что нужно сначала сделать, прежде чем узнавать новое?
Ученик. Повторить, что мы уже знаем.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Учитель. С чего мы начнем повторение?
Ученик. С повторения, что знаем по теме: «Морфология».
Учитель. Проверим домашнее задание (упр. 536 с.113)
Учитель. Молодцы, ребята. При выполнении заданий вы испытывали затруднения?
Ученик. Нет, затруднений мы не испытывали.
Учитель. Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме? Ученик. Материал усвоен на достаточном уровне
Учитель. Оцените свою познавательную деятельность на данном этапе работы.
-Вопросбол:
1. Какая часть речи называется глаголом? ( Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)
2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)
3. Сколько существует глагольных времён? (три)
4. Какие это времена? ( Настоящее, прошедшее, будущее)
5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? ( Изменение глаголов по лицам и числам; 1и 2 спр.)
6. Какие глаголы называются переходными? ( которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)
Задание 1. Переходные глаголы.
Учитель диктует глаголы ( они же спроецированы на экране). Учащиеся должны записать только переходные глаголы, выделить корни.
Проверка выполненного задания.
Прочитать записанные слова.
Гулять, одевать, читать, любить, мешать, водить, иметь, хотеть, кормить.
Задание 2. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Работа с сигнальными карточками
А сейчас выполним следующее задание. Я называю словосочетания. Если в них встречается глагол 1 спр., вы поднимаете правую руку, если 2-левую.
Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов.
Итак, если пишется -е (I спряжение) , -и ( II спряжение) .
ХодИм по городу, ездИм на автобусе, автобус отправляЕтся, держИт курс, пересекаЕт улицу, грохочЕт грузовик, уезжаЕт пустой, тянЕтся колонна машин.
3. Постановка учебной задачи
Учитель. В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.
Работа с эпиграфом.
“Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)
Предположите, о чём мы вами сегодня будем говорить на уроке?
Организует взаимоопрос обучающихся.
Слайд №3
Решение лингвистической задачи
Спряжение, время, лицо, наклонение, совершенный вид, род, падеж, склонение.
-По каким признакам можно сгруппировать слова? (Это морфологические признаки частей речи: существительного и глагола.)
-Найдите те понятия, которые к слову глагол не относятся.
-Какое слово вам неизвестно?
-Предположите, над чем будем работать?
-Уточните тему урока.
-Какие задачи перед собой поставим?
-Где мы можем найти необходимую информацию?
Формулирование темы и задач урока
Тема урока: Наклонение глагола
Задачи: Узнать ,какое наклонение бывает у глаголов
Научиться распознавать наклонение глаголов.
Запишем тему урока в тетрадь.
-Работа с параграфом № 91 . С. 114
4.Построение проекта выхода из затруднения
Что вы узнали о наклонении глагола?
Сколько наклонений глагола?
Как они называются?
Какое действие каждый из них обозначает?
Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.
Условное наклонение – действие как возможное или желательное.
Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.
Какой же вывод можно сделать?
Каким же образом можно выйти из затруднения при определении наклонения глагола?
Работа с текстом.
Учитель читает текст.
Наблюдал я вчера картину. После дождя на асфальте осталась большая лужа. Около неё сидели несколько воробьёв. Птичек пять – шесть, не больше. Сидели они тихо, грелись на солнышке. Временами залезали в эту лужу, купались, плескались. Потом выходили из неё и подставляли свои пёрышки к солнышку, чтобы те сохли. И вдруг проходивший мимо мальчик кинул на асфальт маленький кусочек булки. Воробьи тут же забыли про свои прежние занятия и начали драться из –за этого кусочка. Такой шум подняли!
- Как вы думаете, то, о чём рассказывается в этом тексте, могло произойти на самом деле?
- Выпишите глаголы из этого текста и ответьте на следующий вопрос. Перечисленные вами глаголы (наблюдал, сидели, грелись, залезали, плескались, сохли, выходили, подставляли, кинул, купались, дрались, забыли, подняли ) могут обозначать реальные действия?
Да, могут.
- А теперь сформулируем правило: Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле – это глаголы в изъявительном наклонении.
5.Физкультминутка
А теперь немного отдохнем.
Без сомненья, мы устали.
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели!
Слова какой части речи помогли нам отдохнуть?
6.Применение знаний и формирование умений и навыков
Закрепление изученного материала.
1.Проба пера Вставьте подходящие по смыслу глаголы и сравните полученный текст с авторским.
Из-под камня ( ) родник. Он превращается в ручеёк, который весело ( ) на восток. Ручей брызжет, ( ), ( ) и потом стремительно ( ) вниз. По склону горы он ( ) дальше. Несколько таких ручейков ( ) в один большой ручей, и он спокойно ( ) по равнине. А вот он с шумом ( ) в пропасть. К.Г.Паустовский.
Авторский текст.
Из-под камня течёт родник. Он превращается в ручеёк, который весело бежит на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно скатывается вниз. По склону горы он льётся дальше. Несколько таких ручейков сливаются в один большой ручей, и он спокойно течёт по равнине. А вот он с шумом низвергается в пропасть. К.Г.Паустовский.
2. Выполнение упр. 538 с.114.
Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение.
(помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)
Дополнительное задание. Смешанные написания.
Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?
-СИД- или -СЕД-?
Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно
поС...Деть у телевизора! поС...Деть.
1.Как-то в лесу мы ночку поС...Дели
и от страха чуть не по С...Дели.
2. Под обстрелом поС...Дели.
Было страшно – поС...Дели.
3. Мы на грядках поС...Дели –
родители увидели, чуть не поС...Дели.
4. Бабушка немножко с внуком поС...Дела,
но за это время чуть не поС...Дела.
5. На фильме ужасов поС...Дел.
За полтора часа я чуть не поС...Дел.
7. Итог урока. Объявление оценок.
Ну а сейчас приходит время
Уроку подвести итог.
- Что нового узнали о глаголе?
- Что такое наклонение?
- Какие наклонения есть у глагола?
- Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?
- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
8. Домашнее задание.
Упр.539 с.114
Напишите сочинение-миниатюру «Первый день весны»