Урок «Правописание глаголов повелительного наклонения» (Русский язык, 6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Русский язык. 6 класс. Урок ОНЗ.
Тема: Правописание глаголов повелительного наклонения.
Цели урока: (для учителя).
(образовательная) Познакомить учащихся с правилом правописания глаголов повелительного наклонения.
(образовательная) Сформулировать у учащихся умения правописания глаголов повелительного наклонения.
(деятельностная) Тренировать умения фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в парах, умение оценивать свою деятельность.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встрече, надеюсь, общение наше сегодня будет приятным и плодотворным.
Я предлагаю вам прочитать стихотворение.
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
(Вадим Шефнер)
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Как вы его поняли?
- О чём оно? В чем его особенность? (Это призыв постараться понять законы природы, вечно дивиться её чудесам, радоваться каждому мгновению, научиться ценить настоящую жизнь.)
- Что помогает нам это увидеть? Какая часть речи помогает поэту создать в стихотворении форму напутствия? (Глаголы повелительного наклонения).
- Как вы думаете, а всё мы знаем о повелительном наклонении глагола? (нет) Хотите узнать что-то новое? (да).
- Как вы будете открывать новые знания? (Поймём, что мы не знаем, и сами найдем способ).
2. Актуализация знаний.
- С чего мы начнем? (с повторения).
- Что будем повторять? (только то, что нам потребуется для открытия новых знаний).
- Что вы можете сказать о глаголах повелительного наклонения?
- В чём их особенность? Что вы уже о них знаете? (эталон 1)
(Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию в виде приказания, пожелания, просьбы. Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего (будущего) времени
- с помощью суффикса –и (несут-неси)
- без суффикса (наденут-надень)
В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам и выражают значение лица.)
- Всё, что мы повторили, пригодится нам в открытии нового знания.
- Я предлагаю вам выполнить пробное действие (слайд 2, карточка 1)
- Вставьте, где необходимо, буквы и объясните правильное написание.
а) Назнач_ дежурного по классу.
б) Спряч_ ся в соседней комнате.
в) Увелич_те выпуск товаров народного потребления.
- Кто не справился?
- Что не смогли сделать? (Не смогли вставить пропущенные буквы в глаголы повелительного наклонения.
- У кого есть ответ? Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосновать ответ).
3. Выявление места и причины затруднения.
- Что вы не смогли сделать? (мы не смогли вставить буквы в глаголы повелительного наклонения).
- Почему? (Мы не знаем правила правописания глаголов повелительного наклонения).
4. Построение проекта выхода из затруднений.
- Так какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать правила правописания глаголов повелительного наклонения и научиться пользоваться этими правилами).
- Как будет звучать тема урока? («Правописание глаголов повелительного наклонения») (слайд 3)
- Всегда легче работать по плану. Я предлагаю всем такой план. (слайд 4)
План.
Прочитать предложения.
Найти и выписать глагол повелительного наклонения.
Посмотреть: после гласного или согласного пишется мягкий знак.
Выделить суффикс и окончание в глаголах.
Сделать вывод.
5.Реализация построенного проекта.
- Перед вами карточка №2 с таблицей и план. Работа в группах. (слайд 5)
Предложения. |
Найти и выписать глаголы повелительного наклонения. |
Посмотреть: после гласного или согласного пишется мягкий знак. |
Выделить суффикс и окончание в глаголе. |
Сделать вывод. |
Намажь масло на кусок хлеба. |
||||
Умножьте однозначное число на многозначное. |
||||
Усиленно готовься к соревнованиям по лёгкой атлетике. |
Вместе с ребятами проверить, что получилось, и сделать вывод.
- В повелительном наклонении на конце глаголов после согласных пишется Ь, который сохраняется перед –ся и –те: намажь, намажьте, спрячься.
- Где мы это можем проверить? (по учебнику).
- Откройте стр. 117, прочитайте (эталон №2).
- Что нового добавилось к эталону? Исключение: ляг, лягте.)
- А теперь давайте попробуем составить алгоритм. Перед вами неправильный алгоритм, сделайте его правильным, поменяв местами строки. (слайд)
Алгоритм.
Найти глагол повелительного наклонения.
Посмотреть: после гласного или согласного пропущена орфограмма.
Выделить суффикс и окончание глагола.
Вспомнить правило и вставить пропущенную букву. (В повелительном наклонении на конце глаголов после согласных пишется Ь, который сохраняется перед –ся и –те: намажь, намажьте, спрячься.
Исключение: ляг, лягте.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Вернитесь к пробному действию и выполните задание. (У доски по эталону).
- Какой цели достигли? (Узнали правило правописания глаголов повелительного наклонения).
- А что теперь надо сделать? (Потренироваться).
- Выполните задание (у доски). (Слайд 7).
- Запишите предложения, объясните написание.
1) К началу торжественного вечера украс_те зал.
2) Семь раз отмер_ - один раз отреж_.
- Задание в парах. (Карточка 3).
1) Утеш_те плачущего ребёнка.
2) Наден_ пальто, подпояш_ся и иди гулять.
- Проверка. (Слайд 9).
1) Утешьте плачущего ребёнка.
2) Надень пальто, подпояшься и иди гулять.
- Встаньте, у кого получилось так при проверке.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Слайд 10 (карточка №3).
Самостоятельная работа.
Обознач_те путь нашего следования по карте.
Подготов_ся к экзамену по русскому языку.
Состав_ связный рассказ на одну из предложенных тем.
- Проверка. (Слайд 10).
Самостоятельная работа.
Обозначьте путь нашего следования по карте.
Подготовься к экзамену по русскому языку.
Составь связный рассказ на одну из предложенных тем.
- Кто ошибся? Поднимите руку.
- Где было затруднение?
- Каким правилом вы должны были воспользоваться?
- Какой вывод сделают для себя те ребята, которые ошиблись?
- Какой цели достигли? (Потренировались).
8. Включение в систему знаний и повторений.
- Где нам в жизни нужны будут эти знания? (Для сдачи экзаменов).
Я предлагаю вам сделать задание из сборника для подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ТРЕМЯСТАМИ учениками
ЛЯЖЬТЕ на пол
ПОПРОБУЕМ разобраться
ИСПЕКИ пирог
с ОБЕИХ сторон
- Выполним упражнение 543 стр. 117 (1, 3, 4 предложения).
9. Рефлексия.
- Давайте вспомнил, какую цель мы ставили на уроке?
- Удалось ли достичь поставленной цели?
- Оцените свою работу. (Заполните вазу цветами).
Домашнее задание: параграф 76, упражнение 543.
- Урок закончен. До свидания.