Урок русского языка в 6 классе на тему «Повелительное наклонение глагола»

2
0
Материал опубликован 17 February 2019

Повелительное наклонение глагола

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

6ЛР: распознавать глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы повелительного наклонения, отличать глаголы в повелительном наклонении от глаголов в изъявительном и условном наклонении.

 

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Учитель зачитывает эпиграф урока:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь!

Н.Заболоцкий

Не случайно я выбрала эпиграфом урока строчки из стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!». К ним мы ещё вернемся. Надеюсь, что наш урок будет плодотворным, увлекательным. Не позволяйте себе лениться!

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

II. Работа над текстом.

Открыли тетради, написали число. Оставьте место для новой темы.

Как чудес_но гулять в светлой березовой роще! Подойдите к березке, прижмитесь щекой к берёсте и почувствуйте ее теплоту. Ветер играет с ветвями, переб_рая, раскачивая, (з,с?)бивая на сторону послушные зеленые космы.

Жизнь у березы (не) лёгкая. Долго радовала бы она своей красотой. Но сок из нее цедят, и ветки ломают, и берёсту дерут на туески. Состарится береза, рухнет на землю, придавит лесную травку. Сгниет древесина и превратится в труху.

Упадет сверху маленькое семечко, прорастет. Посмотри: уже малютка березка тянет листики-ладошки из старого пня.

-Определите тему текста. О чем в нем говорится?

- Определите идею текста.

-Как бы вы озаглавили это текст?

-К какому стилю можно отнести этот стиль? (Художественный).

-Какой это тип речи? (Повествование с элементами описания).

-Какие непонятные слова встретились вам? (Космы – косы, туесок – небольшой берестяной короб с крышкой. Классический туес имеет цилиндрическую форму. Цедить – пропускать (жидкость) через сито, тонкую ткань, очищая от каких-нибудь частиц).

-Прокомментируйте все выделенные орфограммы.

-Определите, к какой части речи относятся выделенные слова? (глагол).

-Что такое глагол?

-Определите наклонение выделенных глаголов.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Извлекать информацию из словарей (орфографического, толкового).

ТОУУ

III. Формулирование темы и целей урока.

-Какие глаголы мы упустили из виду? Как можно их назвать? (повелительное).

-Почему это наклонение так назвали?

-Что обозначает слово повелительный, подберите однокоренные слова, составьте с ним словосочетание (повелевать, велеть, повелевающий, повелительный тон, повелитель стихий).

-Каким будет проблемный вопрос урока на ваш взгляд? (Какие особенности имеют глаголы повелительного наклонения?)

-Запишите тему урока «Повелительное наклонение глагола».

- Чтобы изучение новой темы было эффективным, поставьте учебные задачи. Что узнаем на уроке, чему научимся? (На уроке мы узнаем, что обозначают глаголы повелительного наклонения, на какие вопросы отвечают, как образуются, как изменяются, как используются в речи. Научимся использовать глаголы повелительного наклонения в речи).

Познавательные УУД:

1. Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации.

2. Владеть разными видами аудирования.

Коммуникативные УУД:

1. Выступать с небольшими сообщениями (в том числе с опорой на электронные ресурсы) перед аудиторией сверстников.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

IV. Открытие новых знаний.

Вернёмся к выписанным словам (подойдите, прижмитесь, почувствуйте, посмотри).

-Скажите, пожалуйста, можем ли мы определить время этих глаголов? (Нет).

-А число? (Да).

-Определите.

-Обратимся к тексту учебника (образование глаголов повелительного наклонения).

-Составим схему. (Один работает у доски).

Посмотрят

-Взгляните на эти глаголы:

Брос(?)те, реж(?), остав(?)те.

-Как вы думаете, нужно ли писать на месте вопроса мягкий знак? (второй проблемный вопрос)

-Какое правило можно сформулировать на основе данных слов?

Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласный, то после него пишется мягкий знак: 
брось, режь, оставь.

          Мягкий знак сохраняется перед -ся и -те:
          бросьте, режьте, оставьте.

          Исключение: ляг, лягте.

-Объясните разницу между словами:

Застелите-застелете (1 спр).

-Итак, что мы узнали к этому моменту урока о повелительном наклонении глагола?

Формы глагола в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию 

(просьбу, совет, приказ, призыв, предупреждение, запрет).

Повелительное наклонение не имеет форм времени. 

          Формы 2-го лица ед.ч. повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса - и – или нулевого суффикса:
установят - установи, играют - играй. 

          Формы 2-го лица мн.ч. повелительного наклонения образуются от форм 2-го лица ед.ч. повелительного наклонения с помощью окончания - те:
установи - установите, читай-читайте.

Различайте!

Формы 2-го лица множественного числа

повелительное наклонение

изъявительное наклонение

застелите 
 

застелете ( I спр. )
 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим) и технологией продуктивного чтения (механизмами и приемами читательской деятельности).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему).


 

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


 

V. Релаксация

(На фоне музыки-слова). Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Отдыхайте в спокойной, расслабляющей обстановке, слушайте шум моря, бесконечно наслаждайтесь захватывающими морскими видами. Забудьте о проблемах, думайте только о хорошем. Все это благотворно влияет не только на органы слуха, но и на весь организм.


 

VI. Развитие учебно­языковых умений.

1. Чтобы развивать учебно-языковые умения, работая в парах, выполните упражнение 496 (на карточках). Спишите предложения, ставя глаголы, данные в скобках, в нужной форме. (1 вариант выполняет 1 предложение, 2 вариант – 2. Затем меняются тетрадями и проверяют друг друга).

1.Пойдите в лес, (пополнить) свой гербарий, (поискать) насекомых, которые чаще всего встречаются в вашей местности.

2.Сядьте в лодку и (направиться) к противоположному берегу. Там (выбрать) место для палатки, (поставить) её.

Учитель просит зачитать получившиеся варианты предложений.

Как образовано повелительное наклонение глагола «поставьте»? (от глагола «поставят» + окончание те, после согласного в появляется мягкий знак).

2. Вспомните и запишите 3-4 рекламных слогана, где употребляются глаголы в повелительном наклонении. (Pepsi. Бери от жизни всё! Twix – Сделай паузу – скушай Twix! Fanta. Вливайся!)


 

3. Задание: первую часть пословицы учащиеся записывают под диктовку учителя, вторую – вспоминают и дописывают самостоятельно.

1. Любишь кататься – (люби и саночки возить).

2. Хочешь есть калачи – (не сиди на печи).

3. Не копай другому яму – (сам в неё попадёшь).

4. Готовь летом сани, (а зимой телегу).

5. Семь раз отмерь – (один отрежь).

– Назовите в текстах пословиц глаголы в повелительном наклонении.

4. Дополнительное задание. Подобрать к фразеологическим сочетаниям близкие по значению глаголы в повелительном наклонении.

Держи язык за зубами – молчи

заруби на носу – запомни

не вешай носа – не унывай

возьми себя в руки – не волнуйся

не делай из мухи слона – не преувеличивай

не задирай нос – не задавайся.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

VII. Рефлексия. Итог урока.

Что нового узнали о наклонении глаголов?

Чему учились?

Проверим себя (работа по электронному учебнику).

-Вспомните стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!». А вы сегодня не ленились?

- Что оказалось трудным на уроке?

- Какие ошибки можно допустить?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

Учитель комментирует работу учащихся на уроке. Выставляет отметки.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

Упражнение 501 (письменно), упражнение 502 (устно).


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.