Технологическая карта урока «Финансовая грамотность» в 7 классе на тему «Налоги»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Теньгинская средняя общеобразовательная школа»
село Теньга, Онгудайский район, Республика Алтай.
Технологическая карта урока «Финансовая грамотность» в 7 классе
«Налоги».
Трифанова Ирина Владимировна,
учитель истории и обществознания.
Е- mail trifanov69@mail.ru
с. Теньга 2019г.
Схема конспекта урока
Учитель | Трифанова Ирина Владимировна |
Предмет | Финансовая грамотность Число 10.12.2019г |
Класс | 7 |
Тема | Налоги |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цель | Создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «налоги» и их разновидностью. |
Задачи | Обучающие: создать условия для осмысления и анализа учащимися процесса обязательного платежа налогов. Познакомить с системой уплаты налогов Развивающие: Развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности; Развивать умения работать с документом, дополнительным матералом Воспитательные: Формировать гражданскую позицию, понятие о законопослушный гражданин. |
УУД | ЛичностныеУУД: Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; осмысление ответственности. Регулятивные УУД: Умение организовать рабочее место; оценка— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умение делать выводы, искать пути решения проблемы. Метапредметные - формировать навыки коллективной работы, развивать воображение, навыки сравнительного анализа, творческие способности. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать – налоги, виды налогов в РФ Уметь - искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию Определять и аргументировать своё отношение к налогам. Личностные: формирование коммуникативной компетентности. Метапредметные: умение отбирать информацию, формулировать мысль, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. |
Основные понятия | налоги, виды налогов в РФ |
Межпредметные связи | Финансовая грамотность |
Ресурсы: | Презентация ЭОР: видео ролик «Налоги»
|
Формы работы | Фронтальная, групповая. Фронтальная, работа в паре. Приемы «Мозговой штурм», кластер, «Круг», составление сравнительной таблицы, «Да - Нет». |
Технология | Технология развития критического мышления; системно-деятельностный подход; |
Ход классного часа.
1.Организационный момент. 1-2 минуты.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
• эпиграф «С малой удачи начинается большой успех»;
• включение обучающихся в деятельность.
Учитель: | Учащиеся: | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/ формы контроля. Результат. |
Здравствуйте. Я рада, что подошел час общения с вами, но сегодня предстоит общаться не только друг с другом, но и показать, как мы умеем отстаивать свою точку зрения и рассуждать. | Здороваются. Готовят все необходимое на классный час | Личностно-смысловая – я пришел на классный час, чтобы.. | Включение в учебный процесс |
II. Создание проблемной ситуации. 4-5 минуты.
Цель: Возникновение проблемной ситуации:
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Учитель: | Учащиеся: | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/ формы контроля. Результат. |
Прием: мозговой штурм Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег: «Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов), «Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица).«Деньгами надо управлять, а не служить им» Сенека ЛуцийАнней Младший. «Время и деньги большей частью взаимозаменяемы» Уинстон Черчилль На основе предложенных афоризмов, предположите, о чем пойдет речь на уроке.
Формируется проблема урока . Что такое налоги? Почему необходимо платить налоги? На последнем этапе урока в своих рассуждениях вы попытаетесь дать ответ на поставленную проблему. | Смотрят, обсуждают Рассуждение Афиширование Формируют проблему. | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения. | Включение в учебный процесс. Самооценка. Педагог уточняет тематические рамки классного часа, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности. |
III. «Открытие нового знания». Этап изучения новых знаний и способов действий (построение проекта выхода из затруднения) 15-20 минут.
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
Способы: диалог, групповая или парная работа:
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Учитель | Учащиеся: | Компетенции/ аспекты компетенции/ УУД | Оценивание/ формы контроля. Результат. |
На столах перед вами разноцветные фрагменты листа бумаги. Вам необходимо выбрать понравившийся цветовой фрагмент. Теперь объединяемся по группам с одинаковыми цветами. Надо собрать кто быстрее и правильнее определение «НАЛОГИ» (определение разрезано) Нало́г — обязательный безвозмездный платёж, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с организаций и физических лиц в целях финансирования расходов государства. Ребята, сейчас нам предстоит вспомнить историю великой Отечественной войны, для этого вам нужно остаться в той же команде как вы составляли цитаты. В папке собраны материал по цветам и информация по для работы в группах: Прямые налоги Косвенные налоги Функции налогов.
Работа с историческими документами по алгоритм: Прочитать Выделить главное Создание кластера Афиширование. В процессе афиширования на доске создаем кластер (зрительный ряд) в виде «Российского флага»
Физминутка: Гимнастика для глаз на основе «Флага», которая прикреплена к доске. Каждое упражнение выполнять 3-5 раз. Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево. Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз. Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелки. Уплата налогов является обязанностью гражданина РФ. ОБЯЗАННОСТЬ — в широком значении синоним долга. В философии это понятие исторически складывалось в значении должного вообще. «Надлежащее» стоиков означало «подобающее», т.е. соответствующее требованиям природы. Лат. эквивалентом этого термина явилось слово… … Философская энциклопедия Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в том числе социально значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим лицам. Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений. Просмотр видео-ролика «Налоги и обязанность» Согласно ст. 8 НК РФ налог это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. То есть главным источником средств для государства являются налоги. | Делятся на группы Собирают, комментируют. Разделяются на группы Ответы обучающихся. Работа в группах, время 7-10 минут.
Афиширование кластеров группы
Делают физкультминутку.
Слушают Конспектируют Смотрят видео Отвечают «Почему надо платить налоги?» | Учебно-познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Информационная – извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация. Коммуникативная - продуктивное сотрудничество – создание таблицы. Учебно-познавательная – установление соответствий, причинно-следственных связей, анализ, сравнение. Личностно-смысловая - ценностное отношение к совместной деятельности. Коммуникативная – умение слушать, речь педагога – образец публичного выступления. Личностно-смысловая – ценностное отношение к содержанию. Личностно-смысловая - ценностное отношение к совместной деятельности. | Участие в диалоге, интерактивной беседе. Развитие учебно-познавательной мотивации. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Участие в диалоге, принятие точки зрения других. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений Формирования здорового образа жизни. Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения. Формирование умений учебного сотрудничества. |
IV. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий. 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Учитель: | Учащиеся: | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/ формы контроля |
1 декабря 20219 году в России закончилось возможность уплаты налогов. Что такое налоги? Почему необходимо платить налоги? Возвращаемся к нашей проблеме:
Налоги – это плата за возможность жить в цивилизованном обществе. Поэтому каждому налогоплательщику важно понимать, насколько ответственно он должен подходить к уплате налогов. | Отвечают |
Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. | Коммуникативная - освоение способов совместной деятельности. Формирование навыков речевой деятельности. Соединять части в целое. Высказывать суждения свои суждения. |
V. Рефлексия деятельности (итог урока). 2-3 минуты.
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Учитель: | Учащиеся: | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/ формы контроля |
Учитель задает вопросы: • Удалось решить поставленную проблему? Каким способом? • Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. | Коммуникативная – монологическая речь учащихся, учебно-познавательная - анализ своей работы. Личностно-смысловая – развитие, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение. | Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения. Анализирует личностное изменение в процессе учения и воспитания. |
VI. Формулирование домашнего задания.1-2 минуты.
Цель: формирование домашнего задания для закрепления изученного материала.
Учитель: | Учащиеся: | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/ формы контроля |
Учитель: Создать проект «Налоги и их польза» | Запоминают. Записывают в дневники. | Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности | Логическая завершенность урока. |