Путешествие по стране Здоровья для 6 классников

3
0
Материал опубликован 27 January 2020

Демидова Светлана Васильевна МБОУ СОШ п. Быстринск


«Путешествие по стране Здоровья»

Лексика. Фразеология 6 -й класс

Здоровье обучающегося - в настоящее время актуальная тема. Русский язык и литература - серьезные и сложные предметы. На этих уроках обучающимся приходится много писать, а потому учитель - словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Обобщающий урок по теме «Лексика. Фразеология» разработан как урок здоровья, и его материал даст учащимся информацию о здоровом образе жизни.

Цель: закрепить, обобщить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»

Задачи:

Образовательные: повторить основные лексические понятия, продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся;

Развивающие: развивать познавательную и мыслительную деятельность, языковую память обучающихся;

Воспитательные: воспитывать у учащихся культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, мотивацию вести здоровый образ жизни.



Оборудование: карточки с заданиями.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, умений, навыков.

Педагогические технологии: здоровье сберегающая, информационная



Здоров будешь – все добудешь (Русская народная пословица)

Ход урока

Организационный момент

Сообщение темы, цели и задач урока

Работа над темой урока

Слово учителя

Здоровье – наш бесценный дар,

Оно не безгранично.

Оно напоминает шар,

И все в нем гармонично.

В нем есть любовь и красота,

Есть ценность и величье.

Все укрепляет доброта.

А символ – наша личность.

_ Повторяя на уроке основные лексические понятия, мы с вами, ребята, совершим путешествие по стране Здоровья, побываем на станции здорового питания, в городе Движения. Чтобы наше путешествие было комфортным, нужно взять с собой необходимый багаж — это знания.

Что изучает лексикология?

Что такое лексикон?

Что называется лексическим значением слова?

Объектом в лексикологии являются, прежде всего слова. Но слова также изучают морфология и словообразование. Морфология и словообразование рассматривают строение слов, словообразовательные методы и правила. А с какой точки зрения изучает слова лексикология?



Подведем итоги. Лексикология изучает слова с точки зрения:

1) их смыслового значения (прямое – переносное, однозначное – многозначное);

2) Происхождения (исконно-русские и заимствованные);

3) времени появления в языке (устаревшие слова и неологизмы);

4) сферы употребления (общеупотребительные, диалектные, профессиональные, жаргонизмы, разговорные, книжные);

5) эмоциональной окраски (нейтральные и эмоционально окрашенные)

Кроме отдельных слов, в русском языке употребляются более сложные образования - фразеологические обороты (фразеологизмы).



Какие словосочетания мы называем фразеологизмами?

Станция Лексическая

Учитель. Начинаем наше путешествие по стране Здоровья. Чтобы в дороге мы не утомились, голова не болела, руки – ноги не устали , нужно размяться. Помогут нам в этом физические упражнения. Нашими попутчиками станут спортивные слова.

Комментарий. Перед выполнением заданий обучающиеся повторяют лексические определения

1 задание. Запишите слова и дайте им лексическое толкование

АКРОБАТИКА, ГОРОДКИ, ФУТБОЛ, ХОККЕЙ, ГАНДБОЛ, КЁРЛИНГ, БОЛИНГ.

Ответы учащихся:

Акробатика – цирковое искусство, часть гимнастики.

Городки – русская народная игра. Выбивание палками с определенного расстояния цилиндрических чурок, сложенных в виде разнообразных фигур.

Футбол – командная игра на специальном поле, в которой игроки стараются загнать мяч в ворота противника с помощью ударов ногами.

Хоккей – командная игра на льду или на травяном поле с шайбой или небольшим мячом, которые загоняют в ворота противника клюшками.

Гандбол – командная игра, в ходе которой команды стремятся забросить в ворота соперника возможно большее количество мячей.

Кёрлинг – разновидность игры в кегли на льду.

Боулинг – спортивная игра в шары.

2 задание. Угадайте, о каких продуктах идет речь и какие еще значения могут иметь загаданные слова.

Живущее в воде позвоночное животное, дышащее жабрами и имеющее плавники. (Рыба. Переносное значение - вялый, бесстрастный человек)

Пищевой продукт, выпекаемый из муки. (Хлеб. Это многозначное слово. Другие значения слова: хлебный злак (озимые хлеба); зерно, из которого делают муку (заготовка хлеба); пища, пропитание (зарабатывать на хлеб).)

Жировое вещество, приготовленное из продуктов животного, растительного происхождения. (Масло. Другое значение слова: краски, приготовленные на олифе (писать маслом).)



Станция Здорового питания

(Обучающиеся проделывают упражнения под стихотворение, которое декламирует учитель.)

Учитель

Человеку нужно есть,

Чтобы встать, и чтобы сесть,

Чтоб расти и кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

На станции нам предлагают с вами, ребята, пообедать в кафе «Приятного аппетита». Но нам нужно выбрать блюда из полезных для организма продуктов. Здоровое питание не только укрепляет тело, но и влияет на состояние духа. Недаром древние говорили: «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»

3 задание. Исправьте ошибки в меню и определите происхождение выделенных слов.

Щи из свежей капусты. Картофельное пюре. Творог. Салат из помидоров, огурцов, лука. Пирог со смородиной. Кисель клюквенный. Компот яблочный.

Ответы учащихся: капуста – от лат. «голова».

Картофель – заимств. «земляная шишка». Творог – общеслав. «сделанное твердым молоко». Помидор – заимств., «золотое яблоко».

Огурец – заимств., «несозревший «: огурцы употребляют в пищу неспелыми. Пирог – исконно – русское, «праздничный хлеб». Смородина – исконно – русское слово, «смрад, сильный, терпкий запах». Кисель – от общеслав., кисати – «киснуть». Клюква – от общеслав. ключ - «родник», ключевина – «болото». Компот – заимств. «смесь».

4 задание. У одного названия продукта есть омоним. Найдите это название и определите, в каком еще значении употребляется это слово. (Лук – растение, лук – оружие).

Станция Музей

Учитель. Мы с вами отправляемся дальше и в деревне Докторская нам предлагают посетить интересный музей врачебного искусства. Давайте зайдем в музей, послушаем рассказ о медицине прошлых столетий и современной. Спросим совета у доктора.

5 задание. В приведенных предложениях укажите устаревшие слова и неологизмы, запишите их и объясните, что они обозначают.

От простудных заболеваний в старину ставили рожки (устаревшее «рожки» - банки)

Фитотерапия - популярный способ лечения. (неологизм «фитотерапия» - лечение растениями, травами)

В межсезонье не дайте себе расхвораться. (Устаревшее – «расхвораться» - разболеться)

Герою повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакию Акакиевичу надуло в горло жабу, от которой он скоропостижно умер. (устаревшее – «жаба» - дифтерия)

В письме было сказано, что бабушка, собирая милостыню на паперти церкви, упала и сломала себе ногу. На восьмой день прикинулся антонов огонь. (Антонов огонь – заражение крови, гангрена)

Методы безболезненной эпиляции применяют во многих косметических кабинетах города (Неологизм» «эпиляция» - искусственное удаление волос.)

6 задание. Подберите синонимы к словам.

Врач (доктор, эскулап), глазник (окулист), зараза (инфекция), градусник (термометр), лечебница (больница, клиника), дантист (стоматолог), медикаменты (лекарства)

Станция Современная

Учитель. Доктор дает нам такой совет: перечисленные далее средства рекомендуется иметь в домашней аптечке. Многие названия лекарств – это неологизмы.

7 задание. Соедините линией название лекарства и его назначение:

Аспирин, аналгии

Антисептические средства

Нашатырный спирт (раствор аммиака)

Дезинфицирующие средства при лёгких пищевых отравлениях

Свинцовая примочка

Средства для смазывания или полосканиях при простудных заболеваниях

Борная кислота, настойка йода, перекись водорода, перманганат калия (марганцовка)

Средства при ожогах, для смазывания небольших ран и трещин кожи

Фестал, активированный уголь

Средство при ушибах

Фурацилин, настойка календулы

Средство при обмороках

Стрептоцидовая мазь, синтомициновая мазь, спиртовой раствор прополиса

Болеутоляющие и жаропонижающие средства



Ответы:

Аспирин, аналгии

Болеутоляющие и жаропонижающие средства

Нашатырный спирт (раствор аммиака)

Средство при обмороках

Свинцовая примочка

Средство при ушибах

Борная кислота, настойка йода, перекись водорода, перманганат калия (марганцовка)

Антисептические средства

Фестал, активированный уголь

Дезинфицирующие средства при лёгких пищевых отравлениях

Фурацилин, настойка календулы

Средства для смазывания или полосканиях при простудных заболеваниях

Стрептоцидовая мазь, синтомициновая мазь, спиртовой раствор прополиса

Средства при ожогах, для смазывания небольших ран и трещин кожи



Город Движения

Учитель. Выезжаем в город Движения. Здесь никто не сидит на месте. Девизом города стали слова древнегреческого врача Гиппократа (запись предложения): «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Жители города занимаются различными видами спорта, поэтому здесь все здоровые, крепкие, красивые. Мы тоже с вами хотим быть сильными, но сначала давайте разберемся в терминологии и выясним, что означают слова, которые употребляют местные жители.

8 задание. Определите, к какой группе относятся выделенные слова (общеупотребительные, профессиональные, жаргонизмы, диалектизмы)

Шестой класс слинял с урока технологии.

Олимпийский чемпион финишировал первым.

Сидячий образ жизни повышает уровень холестерина.

Голкипер стоял в воротах в новых бутсах.

«У него такая крутая тачка!» - восторженно говорил Петька.

Савелий обыденки съездил в районный центр.

Словарная работа Обыденки - съездить на один день и вернуться к вечеру.

9 задание. Установите, к какому из выделенных слов предыдущего задания можно подобрать антоним. Запишите этот антоним (финишировал - стартовал)

Физкультминутка

Игра в перифраз.

Учитель. Давайте немного отдохнем: поиграем в слова и покажем, что эти слова означают. Играем в перифразы. Перифраз – тип устойчивого сочетания, представляющего описательный оборот, например: царь зверей – лев. Дайте толкование словосочетаниям.

Король спорта – футбол

Мастер клинка – фехтовальщик

Водный стадион – бассейн

Машина здоровья – спортивный тренажер

Королева спорта – лёгкая атлетика

Игра гулливеров – баскетбол

Станция Парк культуры и отдыха

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Перед обратной дорогой посидим в парке «Народная помощь». В парке собрана вся народная мудрость: пословицы, поговорки, загадки о здоровье.

10 задание (выполняется в группах, по рядам)

1 -я группа. Подберите фразеологизмы к приведённым словам. Вспомните пословицы с этими словами.

Хлеб, масло, каша.

Хлеб насущный; хлебом не корми; с хлеба на квас; хлеб – соль, хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска;

Кашу маслом не испортишь; как сыр в масле катается; чепуха на постном масле; как по маслу; масло масляное;

Каша в голове; мало каши ел; расхлебывать кашу; просить каши; заварить кашу; каши не сваришь; щи да каша – пища наша.

2-я группа. Подберите синонимичные фразеологизмы к приведенным.

Лицом к лицу – носом к носу

Голова на плечах – голова варит

Повесить голову – повесить нос

С открытой душой - от доброго сердца

За здорово живёшь – ни за грош; ни за что, ни про что

3-я группа. Вставьте недостающие слово во фразеологизм.

Лук да … (баня) всё правят.

Чеснок да … (редька), так и на животе крепко.

Трещит за …(ушами).

Профессор кислых …(щей).

Проще … (пареной) репы.

За семь верст … (киселя) хлебать.

(Здоровье) дороже золота.

Здоровьем слаб, так и … (духом) не герой.

Подведение итогов

Слово учителя. Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Здоровья. Здоровье – неоценимое счастье в жизни человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранять как можно дольше подвижность, бодрость, энергию, и достичь долголетия. Надеюсь, ребята, что сегодняшняя игра не прошла даром, и вы многое почерпнули из неё. Ведь здоров будешь – все добудешь. Так будьте здоровы!

Оценивание.

Домашнее задание. К разным праздникам выпускают тематические открытки с соответствующими рисунками. Представьте, ребята, что в одном городе решили отмечать новый праздник - День здорового образа жизни. Но вот беда: к торжеству не выпустили поздравительных открыток. Помогите жителям города – нарисуйте открытку и напишите текст поздравления.



Литература

Энциклопедия здоровья на уроках русского языка. 5-7 классы / авт. – сост. С.А. Брагина. – Волгоград : Учитель, 2009 год.















































































13


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.