Путешествие по стране Здоровья для 6 классников
Демидова Светлана Васильевна МБОУ СОШ п. Быстринск
«Путешествие по стране Здоровья»
Лексика. Фразеология 6 -й класс
Здоровье обучающегося - в настоящее время актуальная тема. Русский язык и литература - серьезные и сложные предметы. На этих уроках обучающимся приходится много писать, а потому учитель - словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Обобщающий урок по теме «Лексика. Фразеология» разработан как урок здоровья, и его материал даст учащимся информацию о здоровом образе жизни.
Цель: закрепить, обобщить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»
Задачи:
Образовательные: повторить основные лексические понятия, продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся;
Развивающие: развивать познавательную и мыслительную деятельность, языковую память обучающихся;
Воспитательные: воспитывать у учащихся культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, мотивацию вести здоровый образ жизни.
Оборудование: карточки с заданиями.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, умений, навыков.
Педагогические технологии: здоровье сберегающая, информационная
Здоров будешь – все добудешь (Русская народная пословица)
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы, цели и задач урока
Работа над темой урока
Слово учителя
Здоровье – наш бесценный дар,
Оно не безгранично.
Оно напоминает шар,
И все в нем гармонично.
В нем есть любовь и красота,
Есть ценность и величье.
Все укрепляет доброта.
А символ – наша личность.
_ Повторяя на уроке основные лексические понятия, мы с вами, ребята, совершим путешествие по стране Здоровья, побываем на станции здорового питания, в городе Движения. Чтобы наше путешествие было комфортным, нужно взять с собой необходимый багаж — это знания.
Что изучает лексикология?
Что такое лексикон?
Что называется лексическим значением слова?
Объектом в лексикологии являются, прежде всего слова. Но слова также изучают морфология и словообразование. Морфология и словообразование рассматривают строение слов, словообразовательные методы и правила. А с какой точки зрения изучает слова лексикология?
Подведем итоги. Лексикология изучает слова с точки зрения:
1) их смыслового значения (прямое – переносное, однозначное – многозначное);
2) Происхождения (исконно-русские и заимствованные);
3) времени появления в языке (устаревшие слова и неологизмы);
4) сферы употребления (общеупотребительные, диалектные, профессиональные, жаргонизмы, разговорные, книжные);
5) эмоциональной окраски (нейтральные и эмоционально окрашенные)
Кроме отдельных слов, в русском языке употребляются более сложные образования - фразеологические обороты (фразеологизмы).
Какие словосочетания мы называем фразеологизмами?
Станция Лексическая
Учитель. Начинаем наше путешествие по стране Здоровья. Чтобы в дороге мы не утомились, голова не болела, руки – ноги не устали , нужно размяться. Помогут нам в этом физические упражнения. Нашими попутчиками станут спортивные слова.
Комментарий. Перед выполнением заданий обучающиеся повторяют лексические определения
1 задание. Запишите слова и дайте им лексическое толкование
АКРОБАТИКА, ГОРОДКИ, ФУТБОЛ, ХОККЕЙ, ГАНДБОЛ, КЁРЛИНГ, БОЛИНГ.
Ответы учащихся:
Акробатика – цирковое искусство, часть гимнастики.
Городки – русская народная игра. Выбивание палками с определенного расстояния цилиндрических чурок, сложенных в виде разнообразных фигур.
Футбол – командная игра на специальном поле, в которой игроки стараются загнать мяч в ворота противника с помощью ударов ногами.
Хоккей – командная игра на льду или на травяном поле с шайбой или небольшим мячом, которые загоняют в ворота противника клюшками.
Гандбол – командная игра, в ходе которой команды стремятся забросить в ворота соперника возможно большее количество мячей.
Кёрлинг – разновидность игры в кегли на льду.
Боулинг – спортивная игра в шары.
2 задание. Угадайте, о каких продуктах идет речь и какие еще значения могут иметь загаданные слова.
Живущее в воде позвоночное животное, дышащее жабрами и имеющее плавники. (Рыба. Переносное значение - вялый, бесстрастный человек)
Пищевой продукт, выпекаемый из муки. (Хлеб. Это многозначное слово. Другие значения слова: хлебный злак (озимые хлеба); зерно, из которого делают муку (заготовка хлеба); пища, пропитание (зарабатывать на хлеб).)
Жировое вещество, приготовленное из продуктов животного, растительного происхождения. (Масло. Другое значение слова: краски, приготовленные на олифе (писать маслом).)
Станция Здорового питания
(Обучающиеся проделывают упражнения под стихотворение, которое декламирует учитель.)
Учитель
Человеку нужно есть,
Чтобы встать, и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
На станции нам предлагают с вами, ребята, пообедать в кафе «Приятного аппетита». Но нам нужно выбрать блюда из полезных для организма продуктов. Здоровое питание не только укрепляет тело, но и влияет на состояние духа. Недаром древние говорили: «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»
3 задание. Исправьте ошибки в меню и определите происхождение выделенных слов.
Щи из свежей капусты. Картофельное пюре. Творог. Салат из помидоров, огурцов, лука. Пирог со смородиной. Кисель клюквенный. Компот яблочный.
Ответы учащихся: капуста – от лат. «голова».
Картофель – заимств. «земляная шишка». Творог – общеслав. «сделанное твердым молоко». Помидор – заимств., «золотое яблоко».
Огурец – заимств., «несозревший «: огурцы употребляют в пищу неспелыми. Пирог – исконно – русское, «праздничный хлеб». Смородина – исконно – русское слово, «смрад, сильный, терпкий запах». Кисель – от общеслав., кисати – «киснуть». Клюква – от общеслав. ключ - «родник», ключевина – «болото». Компот – заимств. «смесь».
4 задание. У одного названия продукта есть омоним. Найдите это название и определите, в каком еще значении употребляется это слово. (Лук – растение, лук – оружие).
Станция Музей
Учитель. Мы с вами отправляемся дальше и в деревне Докторская нам предлагают посетить интересный музей врачебного искусства. Давайте зайдем в музей, послушаем рассказ о медицине прошлых столетий и современной. Спросим совета у доктора.
5 задание. В приведенных предложениях укажите устаревшие слова и неологизмы, запишите их и объясните, что они обозначают.
От простудных заболеваний в старину ставили рожки (устаревшее «рожки» - банки)
Фитотерапия - популярный способ лечения. (неологизм «фитотерапия» - лечение растениями, травами)
В межсезонье не дайте себе расхвораться. (Устаревшее – «расхвораться» - разболеться)
Герою повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакию Акакиевичу надуло в горло жабу, от которой он скоропостижно умер. (устаревшее – «жаба» - дифтерия)
В письме было сказано, что бабушка, собирая милостыню на паперти церкви, упала и сломала себе ногу. На восьмой день прикинулся антонов огонь. (Антонов огонь – заражение крови, гангрена)
Методы безболезненной эпиляции применяют во многих косметических кабинетах города (Неологизм» «эпиляция» - искусственное удаление волос.)
6 задание. Подберите синонимы к словам.
Врач (доктор, эскулап), глазник (окулист), зараза (инфекция), градусник (термометр), лечебница (больница, клиника), дантист (стоматолог), медикаменты (лекарства)
Станция Современная
Учитель. Доктор дает нам такой совет: перечисленные далее средства рекомендуется иметь в домашней аптечке. Многие названия лекарств – это неологизмы.
7 задание. Соедините линией название лекарства и его назначение:
Аспирин, аналгии | Антисептические средства |
Нашатырный спирт (раствор аммиака) | Дезинфицирующие средства при лёгких пищевых отравлениях |
Свинцовая примочка | Средства для смазывания или полосканиях при простудных заболеваниях |
Борная кислота, настойка йода, перекись водорода, перманганат калия (марганцовка) | Средства при ожогах, для смазывания небольших ран и трещин кожи |
Фестал, активированный уголь | Средство при ушибах |
Фурацилин, настойка календулы | Средство при обмороках |
Стрептоцидовая мазь, синтомициновая мазь, спиртовой раствор прополиса | Болеутоляющие и жаропонижающие средства |
Ответы:
Аспирин, аналгии | Болеутоляющие и жаропонижающие средства |
Нашатырный спирт (раствор аммиака) | Средство при обмороках |
Свинцовая примочка | Средство при ушибах |
Борная кислота, настойка йода, перекись водорода, перманганат калия (марганцовка) | Антисептические средства |
Фестал, активированный уголь | Дезинфицирующие средства при лёгких пищевых отравлениях |
Фурацилин, настойка календулы | Средства для смазывания или полосканиях при простудных заболеваниях |
Стрептоцидовая мазь, синтомициновая мазь, спиртовой раствор прополиса | Средства при ожогах, для смазывания небольших ран и трещин кожи |
Город Движения
Учитель. Выезжаем в город Движения. Здесь никто не сидит на месте. Девизом города стали слова древнегреческого врача Гиппократа (запись предложения): «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Жители города занимаются различными видами спорта, поэтому здесь все здоровые, крепкие, красивые. Мы тоже с вами хотим быть сильными, но сначала давайте разберемся в терминологии и выясним, что означают слова, которые употребляют местные жители.
8 задание. Определите, к какой группе относятся выделенные слова (общеупотребительные, профессиональные, жаргонизмы, диалектизмы)
Шестой класс слинял с урока технологии.
Олимпийский чемпион финишировал первым.
Сидячий образ жизни повышает уровень холестерина.
Голкипер стоял в воротах в новых бутсах.
«У него такая крутая тачка!» - восторженно говорил Петька.
Савелий обыденки съездил в районный центр.
Словарная работа Обыденки - съездить на один день и вернуться к вечеру.
9 задание. Установите, к какому из выделенных слов предыдущего задания можно подобрать антоним. Запишите этот антоним (финишировал - стартовал)
Физкультминутка
Игра в перифраз.
Учитель. Давайте немного отдохнем: поиграем в слова и покажем, что эти слова означают. Играем в перифразы. Перифраз – тип устойчивого сочетания, представляющего описательный оборот, например: царь зверей – лев. Дайте толкование словосочетаниям.
Король спорта – футбол
Мастер клинка – фехтовальщик
Водный стадион – бассейн
Машина здоровья – спортивный тренажер
Королева спорта – лёгкая атлетика
Игра гулливеров – баскетбол
Станция Парк культуры и отдыха
Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Перед обратной дорогой посидим в парке «Народная помощь». В парке собрана вся народная мудрость: пословицы, поговорки, загадки о здоровье.
10 задание (выполняется в группах, по рядам)
1 -я группа. Подберите фразеологизмы к приведённым словам. Вспомните пословицы с этими словами.
Хлеб, масло, каша.
Хлеб насущный; хлебом не корми; с хлеба на квас; хлеб – соль, хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска;
Кашу маслом не испортишь; как сыр в масле катается; чепуха на постном масле; как по маслу; масло масляное;
Каша в голове; мало каши ел; расхлебывать кашу; просить каши; заварить кашу; каши не сваришь; щи да каша – пища наша.
2-я группа. Подберите синонимичные фразеологизмы к приведенным.
Лицом к лицу – носом к носу
Голова на плечах – голова варит
Повесить голову – повесить нос
С открытой душой - от доброго сердца
За здорово живёшь – ни за грош; ни за что, ни про что
3-я группа. Вставьте недостающие слово во фразеологизм.
Лук да … (баня) всё правят.
Чеснок да … (редька), так и на животе крепко.
Трещит за …(ушами).
Профессор кислых …(щей).
Проще … (пареной) репы.
За семь верст … (киселя) хлебать.
(Здоровье) дороже золота.
Здоровьем слаб, так и … (духом) не герой.
Подведение итогов
Слово учителя. Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Здоровья. Здоровье – неоценимое счастье в жизни человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранять как можно дольше подвижность, бодрость, энергию, и достичь долголетия. Надеюсь, ребята, что сегодняшняя игра не прошла даром, и вы многое почерпнули из неё. Ведь здоров будешь – все добудешь. Так будьте здоровы!
Оценивание.
Домашнее задание. К разным праздникам выпускают тематические открытки с соответствующими рисунками. Представьте, ребята, что в одном городе решили отмечать новый праздник - День здорового образа жизни. Но вот беда: к торжеству не выпустили поздравительных открыток. Помогите жителям города – нарисуйте открытку и напишите текст поздравления.
Литература
Энциклопедия здоровья на уроках русского языка. 5-7 классы / авт. – сост. С.А. Брагина. – Волгоград : Учитель, 2009 год.
13