Написание сочинения в рамках подготовки к ЕГЭ
Конспект дебрифингового урока русского языка в 10 классе
Тема: «Написание сочинения в рамках подготовки к ЕГЭ»
(1 урок)
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Цель урока: подготовка к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту в рамках подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
обучающие:
актуализировать знаний композиционных особенностей эссе и критериев оценивания сочинения;
совершенствование умения анализировать текст;
создание сочинения на основе интерпретации текста и рецензировании образца;
развивающие:
развитие умения формулировать собственное мнение по проблематике текста, аргументированно доказывать его;
развитие навыка изложения собственных суждений последовательно, точно, с использованием разнообразных грамматических форм;
развитие умения работы с информацией (поиск, обобщение, систематизация, анализ);
воспитательные:
воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
воспитание чувства сопричастности общему делу и долга перед коллективом;
создание условий для размышлений обучающихся о значении детства в формировании личности человека.
Планируемые результаты освоения учебного материала
предметные:
определение роли композиционных элементов в раскрытии идейно-художественного содержания фрагмента;
умение интерпретировать текст;
создание элемента сочинения на основе анализируемого текста.
метапредметные:
извлечение и преобразование информации из различных источников;
умение вести самостоятельный поиск информации в сети Интернет;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
формирование коммуникативных навыков.
личностные:
формирование личной позиции по проблемам, актуализируемым в тексте;
осознание роли личного вклада в общий результат.
Оборудование: мультимедийная установка, электронные планшеты, презентация, раздаточный материал
Ход урока.
I. Вхождение в тему урока и создание условий осознанного восприятия нового материала (5 мин.)
1. Оргмомент, мотивация деятельности
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы продолжим подготовку к ЕГЭ, к самой сложной его части – сочинению. Ведь задача у вас общая:
= успешно сдать ЕГЭ.
«Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», - говорил Максим Горький. Если мы научимся отвечать на эти вопросы, успех придет.
«Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», - говорил Максим Горький. Если мы научимся отвечать на эти вопросы, успех придет.
- «Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», - говорил Максим Горький. Если мы научимся отвечать на эти вопросы, успех придет.- Предлагаю вам свой успех на уроке оценивать в листах самоконтроля.
(Приложение 1)
2. Целеполагание, формирование ожиданий учащихся.
- «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ, а вы знаете, куда держите путь? Ребята, исходя из темы, сформулируйте цели нашего сотрудничества.
= научиться правильно понимать исходный текст, «вычитывать» нужную для сочинения информацию,
= вспомнить особенности композиции эссе,
= написать сочинение-рассуждение по тексту,
- На листках самоконтроля у вас есть область оценки результата урока, сейчас вы заполните графу «Ожидаемые результаты», то есть то, чего вы хотите добиться, а по окончании урока вы заполните графу «Полученные результаты», и сравните добились ли вы успеха или нет.
Ученики пишут ожидаемые результаты:
- закреплю умение анализировать текст,
- отработаю алгоритм написания сочинения-рассуждения,
- постараюсь логичнее выражать свои мысли и др.
и свои есть предполагаемые трудности:
- трудно аргументировать свою позицию,
- затрудняюсь начинать сочинение и др.
Оценка результата урока
- Кто хочет поделиться своими ожиданиями? (учащиеся читают записи)
- Я надеюсь, что большинство ваших планов осуществится.
II. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала (25 мин.)
1. Актуализация знаний (7 мин.)
- Что ж, пора вспомнить задание части С? (Приложение 3) (слайд).
Ребята, обратите внимание на формулировку задания, в ней уже содержится структура нашего сочинения.
Напишите по прочитанному тексту
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких-то бы ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
- Обратите внимание на первую фразу: «Напишите по прочитанному тексту», и на последующую: «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания является правильное понимание исходного текста. А правильно понять текст – задача не из легких.
- Можно ли менять местами пункты плана?
= Нет. Логика исчезает.
2. Анализ текста (16 мин.)
2.1. Подготовка к восприятию исходного текста (3 мин.)
- Ну а теперь пришло время познакомиться с текстом, который посвящен очень актуальной для вас теме, а какой именно, вы сейчас определите сами. ВИДЕО
И, прежде чем узнать авторскую трактовку данного понятия, я предлагаю в парах составить синквейн о детстве.
(Учащиеся зачитывают синквейны, на слайде мой синквейн).
Детство
Светлое, беззаботное
Пробовать, ошибаться, узнавать
Детство - это фундамент жизни
Золотая пора
- Давайте теперь узнаем, что о детстве написал Вадим Шефнер, автор текста. Отметьте в тексте ключевые фразы и разделите его на части.
2.2. Чтение текста. (3 мин.)
(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.
(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая — трудная, сложная. (7) Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8) Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?
(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.
(15)Ну, а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.
(17)А что, если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем, мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих - и это во всех областях жизни.
(20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Все время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.
(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.
(По В. Шефнеру)
Шефнер Вадим Сергеевич (1915-2002) — поэт, прозаик, фантаст, автор военных рассказов, философских стихов и ироническо-фантастических повестей.
- Дома я предлагаю вам подробнее познакомиться с творчеством этого писателя. Советую прочитать автобиографическую повесть «Имя для птицы», произведение «Сестра печали» (о Ленинградской блокаде и о любви) и фантастическую роман-сказку «Лачуга должника».
2.3. Интерпретация текста. Работа с дополнительной информацией (12 мин.)
- Ребята, какие чувства вызвал у вас данный текст?
= Чувство грусти, что наше детство уходит.
= Я задумалась, а было ли мое детство «золотым»?
А давай выясним толкование слова ДЕТСТВА по словарю Ожегова
Детство (по словарю Ожегова) (Слайд)- ранний, до отрочества, возраст; период жизни в таком возрасте.
Синонимы: возраст, детские годы, измАльство, малолетство, мальство, младенчество, нежный возраст, Отрочество, ранний возраст, ребячество
Антонимы: старость, зрелость, совершеннолетие
Теперь возвращаемся к тексту.
- Каковы стиль речи и тип текста?
= Стиль речи – публицистический.
= Тип текста – рассуждение.
На сколько смысловых частей мы можем разделить наш текст?
= На 5 (учащиеся проверяют себя по слайду).
- Определите микротемы текста по группам.
= 1 часть: 1-2 абзацы. Детство – заря жизни, но жизнь у каждого ребенка человеческая – сложная, поэтому сам ребенок счастья не осознает.
= 2часть: 3 абзац. Автор размышляет, был ли в детстве счастлив он, и приходит к выводу, что ему было некогда.
= 3 часть: 4-5 абзацы. «Золотое детство» - это миф. Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые.
= 4 часть: 6 абзац. Детство - пора освоения и усвоения бытия. Во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта еще очень мало, поэтому радость постижения чего-то сменяется новыми поисками и ошибками.
= 5 часть: 7 абзац. В заключении автор прибегает к аллегории: детство – фундамент жизни человека, а трудности – это камни, причем, в детстве они тяжелее. Но, тем не менее, автору с высоты прожитых лет они кажутся пушинками, и он начинает вспоминать свое золотое детство.
III. Практикум (Создание элементов сочинения) (17 мин.)
А какова же основная мысль текста? Сформулируйте позицию автора.
= Детство – тяжелая пора напряженной учебы, пора осмысления того, что происходит вокруг. Но, по мере взросления человека, трудности раннего возраста, кажутся незначительными, поэтому детство и представляется беззаботной, «золотой» порой.
2. Исходя из позиции автора сформулируйте проблему текста. И помните, что проблема текста может быть сформулирована как в виде вопроса, так и в виде утвердительного предложения.
= Представление взрослого человека о детстве (Почему детство традиционно называют «золотой порой»?).
= Роль детства в становлении личности человека (Как влияют детские годы на формирование человеческой личности?).
(Слайд с проблемами)
Теперь подберем примеры-иллюстрации к исходной проблеме и проанализируем связку между примерами.
Определим свою позицию и докажем ее с помощью конкрктного примера.
В этом меня убеждает трилогия Максима Горького "Детство", "В людях", "Мои университеты". Где автор рассказывает о своем сиротском детстве и приходит к выводу о том, что эти трудные годы стали для него школой жизни.
Трудно отрицать, что основные нравственные качества человека формируются еще в детстве. Так в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» мальчик Витя навсегда усвоил урок, преподнесенный ему мудрой бабушкой.
Теперь мы можем завершить наше сочинение, подведя итог. Сформулируйте заключение. Сейчас мне шестнадцать лет. Через год для меня навсегда закроются двери школьного детства ,но они не закроются в моем сердце, в моих мыслях, в моей душе
- Варианты заключения могут быть разные, главное, чтобы они соотносились с содержанием всего сочинения.
- Ребята, вы довольны полученным результатом?
- Конечно, еще есть, над чем работать, и такая возможность у вас будет. Дома вам предстоит написать по данному тексту сочинение.
V. Подведение итогов урока (6 мин.).
1. Выставление оценок (3 мин.)
- Пришло время оценить и вас.
- А теперь каждый посчитайте набранные баллы, и оцените свою работу на уроке по шкале (Приложение 1) (на слайде и обороте листа самоконтроля).
(Листы самоконтроля учащиеся сдают)
2. Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам (3 мин.)
- А теперь пришло время обратиться к результатам. Добились ли вы поставленных в начале урока целей. Отметьте в листе самоконтроля. (читают)
- Значит, мы добились запланированных результатов, и трудностей при работе над сочинением у вас будет меньше.
- Спасибо за сотрудничество и активность на уроке!
- Успехов в написании сочинения!
Лист самоконтроля ___________________________
Композиция сочинения | Анализ текста | Создание элемента сочинения | Критерии оценивания сочинения | Рецензия сочинения | Дополн. Деятельность (поиск информ. в интернете и др.) |
*активность в группе | *активность в классе |
| | | | | | | |
* Балл выставляется консультантом группы.
Шкала перевода баллов в оценку
7 – 8 баллов = «5»
5 - 6 баллов = «4»
4 - 3 балла = «3»
Менее 3 баллов - следует повторить материал и быть активнее.
Предполагаемые результаты | Полученные результаты |
| |
План сочинения-рассуждения по данному тексту (задание уровня С)
Вступление.
1. Проблема, поднятая в тексте.
II. Основная часть.
2. Комментарий.
3. Авторская позиция.
4. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
5. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию
11