12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Насырова Алина Рашидовна22

Методическая разработка урока истории для 10 класса по теме: «Советское общество»

Предметные результаты: создание у учащихся представления об исторической эпохе 20-30-х гг. XX века, расширение знаний осоциальной и духовной сфере данного периода, о влиянии эпохи на формирование характера советского человека. В ходе урока предстоит рассмотреть исторические реалии, культурные достижения и потери, изучить термины: урбанизация, паспортная система, номенклатура, ГТО.

Метапредметные: развитие у учащихся критического мышления в оценке противоречивых явлений советской действительности в 1920-30-е гг.; развитие умений и навыков самостоятельной работы с учебным материалом, с историческими источниками. Делать выводы на основе работы с таблицей, групповой работы, выдвижения гипотезы при формулировании проблемы урока, развития образной и научной речи.

Личностные результаты: воспитывать уважение к истории и культуре страны, оценивать изменения в социальной сфере и духовной жизни страны с точки зрения ценностей гуманизма. Способствовать воспитанию чувства сопричастности и толерантности к сложным и неоднозначным периодам отечественной истории, формированию гражданской позиции, созданию условий для развития чувства патриотизма и любви к Родине.

Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование. Лента времени, презентация, компьютер, проектор, рабочие листы, учебник: История России: начало XX - начало XXI века. 10 класс. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. М.: Дрофа, 2016 – 367, [1] с.: ил., карт.

Ход урока.

Организационный блок. Приветствие учителя и учеников. Проверка готовности к уроку. Учитель отмечает отсутствующих на уроке.

Мотивационно-целевой блок: на слайдах презентации появляются термины: урбанизация, паспортная система, номенклатура, ГТО, Осовиахим, обновленчество; появляются портреты А.Г. Стаханова, П.Н. Ангелиной, В.П. Чкалова, Е.М. Ярославского; появляются плакаты, знаки и ордена отличия, фотографии разрушенных храмов, церквей.

Учитель: ребята, вы просмотрели слайды презентации. Что, на ваш взгляд, мы будет изучать сегодня? (примерные ответы учащихся: жизнь советских граждан, советское общество, положение советского человека в этот период).

Учитель: все верно, ребята. А теперь давайте мы с вами посмотрим ленту времени на стр. 117 учебника. Какие даты изображены на ней? Назовите ваши предположения. (Учащиеся рассматривают ленту времени, выдвигают свои гипотезы). Вспомните, какую экономическую политику в этот период проводило советское государство? (примерные ответы учащихся: коллективизация, индустриализация).

Учитель: а теперь, давайте мы с вами попробуем сформулировать проблемный вопрос нашего урока (обучающиеся выводят проблему:как коллективизация и индустриализация повлияли на социальные изменения в жизни советских людей?)

Учитель: сегодня мы с вами познакомимся с жизнью советских граждан в 1920 – 1930-е гг. Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы познакомиться с этой эпохой?

(Формирование плана урока совместно с учениками) – ответы учеников

Из деревни в город.

Номенклатура вместо нэпманов.

«Дело чести, славы, доблести, геройства».

«Знак ГТО на груди у него».

Воинствующие безбожники.

Информационный блок

Учитель: Индустриальный рывок начала 1930-х гг. в значительной степени был достигнут за счет социальной сферы жизни общества. В 1929 г. был провозглашен курс на коллективизацию. В результате коллективизации резко возросло городское население. Индустриализация требовала больших ресурсов и высоких темпов строительства. Ребята, начало изучения нашей темы, мы начнем с вами с заполнения таблицы на стр. 117 – 118.Даю вам 4-5 минут.(Учитель раздает материалы)

Проанализируйте изменения в жизни крестьянства в ходе индустриализации.

Проанализируйте процесс коллективизации в деревне.






Учитель: закончили? А теперь сделаем с вами выводы.

Примерные ответы учащихся: На наш взгляд, в ходе сталинской модернизации произошли следующие изменения – увеличение численности населения (по данным переписи 1939 г.), индустриализация дала толчок урбанизации.

Учитель: объясните понятие «урбанизация».

Ответы учеников: Урбанизация – это процесс переселения из деревни в город. Существовало два пути переселения. Первый заключался в самостоятельном уходе крестьян с нажитых мест и поиску работы. Второй включал в себя организационный набор рабочих, когда между промышленным предприятием и колхозом заключался договор, по которому колхозы обязывались присылать к определенному сроку рабочих.

Учитель: все верно. А какой вывод, ребята, мы можем сделать про процесс коллективизации в деревне?

Ответы учеников: Коллективизация стала самой важной переменой в жизни крестьянства. В ходе нее была уничтожена такая ячейка общества, как сельская община. Постановление ЦИК СССР от февраля 1930 гг. « Основные положения об организации сельских советов» утвердило передачу всех прав земельных обществ сельским советам. Для регулирования процесса миграции, государство в 1932 г. издает закон о паспортной системе и введении обязательной прописки. С шестнадцатилетнего возраста паспорта выдают всем гражданам, проживающим в городах, поселках и совхозах. Колхозники и единоличники к этой категории не относились.

Учитель: все верно, ребята, вы большие молодцы. А теперь мы с вами поговорим о такой важной проблеме в жизни любого государства, как безработица. (Учитель выводит на слайд показатели безработицы с 1920 – 1930 гг.). Взгляните на слайд. Что вы видите, и какие выводы можете сделать?

Ответы учащихся: по данным показателям, можно сделать вывод о том, что если в 1925 – 1926 гг. число безработных составляло 988,8 тыс. человек, то в 1930 г. 240 и была закрыта последняя биржа труда. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что форсированное строительство социализма привело к ликвидации такой проблемы, как безработица.

Учитель: все верно. Этот период характеризуется также тем, что вместе с ликвидацией НЭПа ушли и в прошлое нэпманы. А кто вспомнит, кем были эти нэпманы? (Ответы учащихся). Можно сказать, что это было сделано к лучшему. Ведь роскошная жизнь этих людей вызывала у массы скромно живших людей раздражение.

Учитель: ребята, взгляните на следующий слайд. (На слайде появляется таблица с числом вузов и принятых студентов (в тыс.) за период с 1928 – 1932 гг., вторая таблица содержит в себе количество выпускников по годам первых трех пятилеток с 1927 – 1941 гг.). С чем, на ваш взгляд, было связано открытие такого большого количества ВУЗов?

Ответы учащихся: На наш взгляд, это было связано с тем, что для организации строительства и выпуска продукции требовались специалисты. В связи с тем, что шел массовый процесс строительства промышленности, страна нуждалась в квалифицированных кадрах.

Учитель: все верно, ребята. В годы первых пятилеток было выпущено свыше 328,2 тыс. специалистов в различных областях промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и институтов связи.

Учитель: ребята, а как вы думаете, какие изменения произошли в аппарате управления советской власти? (учащиеся предлагают варианты ответа). В это время, как мы с вами знаем, происходит процесс формирования политического аппарата управления. Характерной особенностью становится утверждение в партийных органах. Руководящие должности можно было получить только через них. Таким образом, формируется номенклатура – высший слой управленцев в СССР. Представители этого слоя составляли привилегированную часть общества. Подумайте, почему? (Ответы учащихся: может, в связи с тем, что они именно управленцы, то в их руках находились важнейшие вопросы, имели доступ к материальным благам). Да, ребята, все было именно так.

Учитель: а теперь мы с вами разделимся на 3 группы. Каждой группе будут даны небольшие задания. В течение 12 минут вы должны ответить на них, а после выступить перед классом. (Учащиеся приступают к выполнению заданий).


Группа 1. «Дело чести, славы, доблести и геройства».


Задание 1. Ученикам даются выдержки из статьи Льва Седова «Стахановское движение. Его реальное значение и бюрократические извращения». Прилагаются следующие вопросы:

На основании прочитанной статьи сделайте вывод об эффективности «стахановского движения».

Какие последствия имело это движение?

Задание 2. Учащимся предлагается воспоминание участника строительства Сталинградского тракторного завода С.З. Гинзбурга. Прилагается следующий вопрос.

Прочитайте воспоминание. Какой вывод вы можете сделать? Укажите особенности описанного в тексте процесса в СССР.


Группа 2. «Знак ГТО на груди у него».


Задание 1. Учащимся предлагается воспоминания Г. Джарви – председателя банка «Юнайтед доминион» об СССР 1932 г. и посла США Джозефа Е. Девиса1937 – 1938 гг. Прилагаются следующие вопросы:

Прочитайте первое воспоминание. Какой вывод вы можете сделать?

Прочитайте второе воспоминание. Что удивило американского посла?

Задание 2. Учащимся дается выдержка из постановления о создании комплекса «Готов к труду и обороне СССР» утвержденного Всесоюзным Советом физической культуры (ВСФК) ЦИК СССР от 11 марта 1931 г. Ответьте на вопрос:

Прочитайте постановление. Какие цели преследовало государство, создавая данный комплекс? Какое значение имело утверждение ГТО в СССР?


Группа 3. Духовная жизнь общества


1920 – 1930-е гг. стали тяжелым временем для Русской Православной Церкви. Новое правительство, пришедшее в октябре 1917 г. было атеистическим и одной из главной своей цели провозглашало уничтожение такого социального института как Церковь.

Задание 1. Учащимся дается исторический документ «Из записки В.И. Ленина. 19 марта 1922 г». Ответьте на вопрос:

С какими целями предлагал Ленин провести изъятие церковных ценностей?

Задание 2. Рассмотрите антирелигиозные плакаты из журналов «Атеист» и «Безбожник». Ответьте на вопрос:

Рассмотрите плакаты. Какой вывод вы можете сделать?

Выступление групп перед классом. Представители других групп задают вопросы. Подведение итогов и выставление оценок.

Оценочный блок. В течение урока учитель раздает рейтинговые карточки, которые можно обменять на оценку.

Рефлексивный блок:

Рефлексия содержания урока:

Я не знал…

Теперь я знаю…

Я понял…

Рефлексия деятельности:

Я выполнял задания…

У меня получилось…

Теперь я могу…

Рефлексия настроения и эмоционального состояния:

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Домашнее задание.

1 уровень. Используя материалы учебника, и Интернет-ресурсы ответьте на вопросы: Что предлагали обновить «обновленцы»? Почему, несмотря, на активную поддержку власти, обновленцы проиграли борьбу за руководство Русской Православной Церковью?

2 уровень. На основании чьих-либо воспоминаний расскажите о повседневной жизни в городе или деревне в 1930-е гг.

3 уровень. На основе параграфа учебника ответьте на вопросы: Как появилось стахановское движение? Почему отношение к стахановцам было двойственным?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.