Урок истории в 9–11 классе «Нацистский оккупационный режим и Холокост в Советском Союзе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19 села Побегайловка
Минераловодского городского округа
Ставропольского края
Номинация: методическая разработка
Урок «Нацистский оккупационный режим и Холокост в Советском Союзе »
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №19 с. Побегайловка Минераловодского городского округа Ставропольского края Гукепшева Мархаба Хасановна высшая категория
|
Октябрь,2018г.
Конспект урока
Тема: «Нацистский оккупационный режим и Холокост в Советском Союзе»
Цель: сформировать представление школьников о нацистском оккупационном режиме и его проявлении в виде геноцида и Холокоста на территории Советского Союза .
Задачи урока:
Образовательные – определить характерные черты нацистского оккупационного режима, его идейную основу, цели, методы; выявить сущность политики геноцида, методы и формы её проявления; охарактеризовать Холокост, определив историю его возникновения.
Развивающие – продолжить формирование умений и навыков учеников логически мыслить, соотносить явления и их признаки, отвечать устно; формировать понятийный аппарат; проводить исторические аналогий; искать информацию и составлять сообщения; развивать умения учащихся соотносить видео - и иллюстрированный материал с изучаемыми событиями, делая на его основе выводы.Создание условий для развития и формирования рефлексивного и толерантного сознания,
Воспитательные – воспитывать интерес к истории; на примере Холокоста и геноцида показать антигуманную и человеконенавистническую сущность нацистского оккупационного режима; обозначить ценность человеческой жизни,воспитывать чувство толерантности и сострадания к жертвам нацизма.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, DVD-плеер, презентация
Структура урока:
Организационный момент.
Эвристическая беседа.
Изучение темы урока:
Закрепление.
Д/з.
Рефлексия.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учеников;
Настрой на работу;
Объяснение плана урока.
I.Актуализация знаний. Эвристическая беседа.
I.1.Как назывался фашистский режим на захваченных территориях?
Примерные ответучащихся : «новый порядок»
I.2. Назовите черты, характеризующие нацистский оккупационный режим.
Примерные ответы учащихся:
-новое административно-территориальное деление;
-экономическая эксплуатация населения;
-создание концентрационных лагерей;
-уничтожении «враждебных элементов» в завоеванных зонах (к таковым «элементам» нацисты относили в том числе и евреев).
I.3.Дайте объяснение понятиям: нацизм, антисемитизм, геноцид.
Примерные ответы учащихся:
Нацизм – сокращённо от фашистской национал-социалистической партии Германии - одно из названий германского фашизма.
Антисемитизм - одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым национальным, этническим и религиозным признакам.
После ответов на вопросы учащиеся вместе с учителем определяют цель урока: “Охарактеризовать нацистский оккупационный режим и его проявление в виде геноцида и Холокоста на территории Советского Союза».
ІІІ. Изучение темы урока.
ПЛАН.
1.Общая характеристика нацистского оккупационного режима на территории СССР;
2.Политика геноцида в годы Великой Отечественной войны в Советском Союзе;
3.Бабий Яр символ Холокоста на территории Советского Союза.
4. Кавказский Холокост.
1.Общая характеристика нацистского оккупационного режима на территории СССР.( даётся учителем с использованием мультимедийного проектора)
Демонстрируются иллюстрации, характеризующие черты нацистского оккупационного режима в СССР:
-Новое административно-территориальное деление.
-Экономический грабёж.
-Уничтожение советских военнопленных.
-Вывоз населения для каторжных работ в Германию (остарбайтеры).
-Одна из особенностей холокоста в СССР- самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей.
( на экране проецируется отрывок из очерка писателя Василия Гроссман « Украина без евреев» 1943 г.)
“Это не смерть на войне с оружием в руках, это смерть людей, где -то оставивших дом, семью, поле, песни, книги, традицию, историю. Это убийство древа жизни, смерть корней, не только ветвей и листьев. Это убийство души и тела народа… Это уничтожение народа.»
Вопрос ученикам:“В чём заключалась идейная основа немецко-фашистского оккупационного режима на территории Советского Союза?” (При ответе использовать отрывок из очерка Гроссмана).
Примерные ответы учащихся: В политике геноцида истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим и религиозным признакам.
2. Политика геноцида в годы Великой Отечественной войны в СССР.
Комментарий учителя: Вторая мировая война связала понятия геноцид, антисемитизм с новым для европейцев словом – Холокост.( на экране проецируется определение Холокоста, ученики записывают его в тетрадь)
Холокост (катастрофа) европейского еврейства – гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45 гг.;
Комментарий учителя: Хотя многие тысячи евреев были убиты нацистами в течение первых 21 месяца второй мировой войны, началом «окончательного решения еврейского вопроса» считается день нападения на СССР. Согласно идеологическому постулату нацистов, советские евреи, как «носители» враждебной нацизму, идеологии - «иудо- большевизма» подлежали массовому уничтожению. Гитлер обвинял евреев в поражении Германии в первой мировой войн и финансировании революции в России. Начав с евреев, фашисты, собирались впоследствии истребить цыган,славян и другие «неполноценные народы». Основными институтами Холокоста были: айнзатцгруппы (марши смерти), гетто, трудовые лагеря, лагеря смерти. Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением
Ученическое сообщение: Айнзатцгруппы и их действие на территории СССР.
3.Бабий Яр -символ Холокоста на территории Советского Союза.
Комментарий учителя: Массовые казни в Советском Союзе начались уже в сентябре 1941 года и по своим масштабам стали самыми страшными. В Бабьем Яру, на окраине Киева, было уничтожено около 150 тысяч евреев, цыган, советских военнопленных, пациентов психиатрической больницы. 28 сентября по всему городу были расклеены объявления, чтобы 29 сентября все евреи к 8 часам утра собрались на углу Мельниковой и Доктеривской с документами и ценными вещами, в случае неповиновения – расстрел. 29 сентября через весь город шли десятки тысяч евреев. Их путь лежал к Бабьему яру,на окраине города. В назначенном месте немцы устроили пропускной пункт и канцелярию. Людей пропускали группами по 30-40 человек, отбирали у них личные вещи, приказывали раздеться, а затем загоняли их палками на край оврага глубиной 20-25 метров и расстреливали.29-30 сентября немцы, под командованием штандартенфюрера Пауля Блобеля, при участии Киевского куреня украинской вспомогательной полиции под командованием П. Захвалынского убили в Бабьем Яру 33 771 человек.
4. Кавказский Холокост
Комментарий учителя: 29 сентября — день памяти евреев, расстрелянных в Бабьем Яру по Киевом в 1941 год. Такие Бабьи Яры есть практически в каждом из краев и областей России, не стал исключением и наш Ставропольский край. Первыми жертвами немецкой администрации стали евреи, душевнобольные, цыгане, коммунисты и военнопленные, что полностью соответствовало нацистской идеологии. Свои чудовищные злодеяния гитлеровцы начали с поголовного физического истребления еврейского населения края. При этом использовались все методы умерщвления: расстрел, удушение газом («душегубки»), применение яда, закапывали живых людей.
Выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями:
1ученик. Минеральные Воды - Бабий яр Ставрополья.
«Заняв города Кавминводской курортной группы, оккупанты обратились к еврейскому населению с воззванием, обещая сохранить им жизнь и имущество. Была проведена регистрация евреев. Им приказали носить на левой стороне груди шестиконечную звезду. Затем под предлогом отправки в менее населенные места им предложили взять с собой из личного имущества по 20 кг ценных вещей и явиться на вокзалы для, якобы, убытия на Украину. С товарной станции Кисловодска поезд на «Украину» отправился в среду, 9 сентября 1942 года. Поезд, в котором находилось около 1800 человек, прибыл на станцию Минеральные Воды около часу дня, затем прошел на запасный путь и остановился у стекольного завода. В августе во время оборонительных боев в этом районе был вырыт огромный противотанковый ров длиною 800, шириной 25 и глубиной 2 метров. Немцы-конвоиры стали сгонять всех с железнодорожных платформ. Последовал приказ сдавать драгоценности. Люди торопливо снимали серьги, кольца, часы и бросали в пилотки охранникам. Когда дали приказ раздеваться, многие поняли, что сейчас конец жизни, сейчас все умрут. Люди начали кричать и метаться, многие сошли с ума. Мужчины и женщины обреченно раздевались. Охранники погнали толпу этих людей к противотанковому рву. Тех, кто попробовал убежать, убивали выстрелами. Возле ям людей расстреливали из автоматов и пулеметов с 13 до 18 часов вечера. Нелегко было убить тысячу восемьсот человек, поэтому вдоль полукилометрового рва неспешно ездила мобильная газовая камера – душегубка.
На одном конце рва несчастных десятками загоняли в кузов, обитый оцинкованным железом, запирали дверь, заводили мотор и ехали на другую сторону поля. В это время отработанный газ через трубы в полу подавался в кузов, и люди в предсмертных муках бились о стенки, царапая ногтями железо.
Детям нацисты мазали губы ядом. Младенцев бросали в ров живыми: медицинская экспертиза обнаружила у них во рту землю - дети дышали, пока солдаты вермахта засыпали их землей.
Этот ров – самая большая на Ставрополье братская могила жертв Холокоста. Здесь казнили 1800 евреев из Кисловодска, 2800 евреев из Пятигорске, 2483 еврея из Ессентуков, 87 евреев из Железноводска.
В 1943-м чрезвычайная комиссия установила: «...в противотанковом рву, расположенном в двух с половиной километрах к западу от города Минеральные Воды, против стекольного завода, было уничтожено 6300 человек».
2 ученик. Арзгирская трагедия.
«На окраине города Арзгир располагался глубокий обрыв. В сентябре 1942-го в течение недели к этому оврагу стали свозить или гнать пешком большие колоны людей. Это были евреи из соседних сел. Людям приказывали раздеться и сложить вещи. После этого несчастных группами отводили к оврагу и расстреливали. По свидетельству очевидцев, «после казни почти сорока человек, очередь дошла до супружеской четы, у которой были две пятилетние девочки-близнецы. На мольбы родителей пожалеть детей, каратели ответили отказом. Девочек вывели из толпы и поставили на краю той ямы, они присели и еще крепче сжали ладошки. Одна из них, обернувшись к полицаю, спросила: «Дяденька, а мы правильно сидим?». Полицай бросил свой автомат и побежал к машине. Немецкий офицер Герберт Граберт, вынув пистолет, хладнокровно расправился с девочками,а потом начал расстреливать остальных. Два тельца скатились в яму». Факт этого расстрела зафиксирован в акте, который хранится в Госархиве Ставропольского края. В сентябре 1942 года по приказу немецкого коменданта и коменданта жандармерии в яру Арзгирская балка было расстреляно 695 мирных граждан: из них еврейского населения - 675 человек, русских - 15, в том числе партизан четверо и молдаван пятеро.»
3 ученик. Истребление горских евреев в Богдановке.
На территории края были случаи полного истребления всего населения местных колхозов карательным отрядом. Такое, произошло в Курском районе селе Богдановка, где население на 90 % состояло из горских евреев. 24 сентября 1942 года в село Богдановка было оцеплено немецкими солдатами из карательного отряда, который находился в ст. Курской. Вход в село и выход из него были запрещены. В 12 часов дня по распоряжению коменданта к зданию комендатуры были собраны все трудоспособные мужчины. По приказу коменданта: всех собравшихся мужчин под вооруженным конвоем отправить в восточную часть села на восстановление обвалившегося еще в 1937 году колодца. Остальному населению объявили, что они будут направлены на Украину на постоянное место жительства, поэтому они должны взять лучшую одежду до 40 кг и на 5 суток питания и к 8 часам вечера явиться к зданию школы. Жителей под страхом расстрела согнали к зданию школы и оставили на ночь под усиленной охраной. Утром 25 сентября всех мужчин, погрузили на автомашины и отправили к раскопанному колодцу. Когда они были доставлены к колодцу, оттуда послышались выстрелы из автоматов. Из оставшиеся возле школы, тех, кто не мог идти, гитлеровцы грузили на машины, а остальных повели пешком к месту казни. У колодца колхозников заставили раздеться до нижнего белья. Людей расстреливали группами и бросали в яму, хотя среди них многие были только ранены. Детей отбирали у матерей, мазали им губы отравляющим веществом ,и дети мучительно погибали от удушья. Грудных детей бандиты сбрасывали в ямы живыми. В акте ЧГК говорилось, что в селе Богдановка Курского (ныне - Степновского района) нацисты «истребили все население двух местных колхозов, состоявших из горских евреев, в количестве 850 человек, включая сюда женщин, детей и стариков». Комментарий учителя: Ребята, мест массовых казней евреев во время немецкой оккупации Северного Кавказа было намного больше, чем узнали мы сейчас. По всему краю, с запада на восток и с севера на юг, в сентябре 1942 года — сплошные братские могилы в балках, оврагах и на окраинах городов и сел. Всего же на территории края за то время, когда немцы хозяйничали в наших городах и сёлах, было убито 19 700 евреев. (на экране проецируется высказывание американского историка Р.Хильберга) «Вы не имеете права жить среди нас как евреи. Вы не имеете права жить среди нас. Вы не имеете права жить» Вопрос ученикам: «В чём состоит антигуманная сущность Холокоста?» (При ответе использовать высказывание Р.Хильберга).
ІV. Закрепление.
Учащиеся в тетради записывают все термины, географические названия и просто слова, которые ассоциируются у них с темой урока (в течение 3-5 мин.).
V. Домашнее задание.
1) Выучить термины по теме
2) Написать сочинение-эссе, ответив на вопрос: «Почему о Холокост, всечеловеческой трагедии ХХ века, нельзя замалчивать и нельзя забывать? »
VІ. Рефлексия.
Учитель произносит следующие слова: «А теперь закройте глаза, вспомните всё, что мы проходили сегодня на уроке, и прослушайте отрывок из стихотворения Шуламита Чепела « Мой народ»
( стихи звучат на фоне музыки из кинофильма «Список Шиндлера»)
Ученица.
Футбольный мяч летает по поляне.
Летает мяч. Ну, что же, надо жить.
А там, совсем недалеко, под нами,
В безмолвии жутком мой народ лежит.
Сто тысяч черепов в немом оскале,
Взывают к нам уже десятки лет.
Сто тысяч жизней выстрелы прервали.
Сто тысяч душ потребуют ответ.
Я вижу эти призрачные лица.
Здесь все мои, знакомы имена,
Передо мной проходят вереницей,
И стонет, и рыдает тишина.
Здесь мой Давид с кудрями золотыми,
Избитый, окровавленный, немой,
Застывшие глаза моей Рахили,
Здесь Даниил – пророк, Иаков мой.
Здесь Дина – боль и гордость Симеона.
Теперь он защитить ее не мог.
Иуда, Левий и пророк Иона,
Переплелись вокруг девичьих ног.
Здесь Суламита выбраться пыталась
Из-под пластов твердеющей земли.
Земля еще четыре дня «дышала»,
И стоны по окрестностям неслись.
Здесь Иисус, сто тысяч раз распятый –
Безмолвный, не замечен палачом,
С народом Божьим на штыки поднятый,
И крест Его, растоптанный на нем».
Учитель: Давайте почтим минутой молчания всех, кто погиб безвинно. На этом наш урок закончен.
Источники:
Учебное пособие. И. А. Альтман, А. Е. Гербер, Д.И. Полторак.
« История Холокоста на территории СССР». - М.:Фонд «Холокост», 2001,80с.
3.Монография Войтенко Е. А., «Говорят Обелиски»
Горькие и самые интересные факты о Холокосте.
http://supercoolpics.com/godovshhina-holokosta-gorkie-i-samye-i/
Стихи о Холокосте, Шуламита Чепела. http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post322763568