Технологическая карта к интегрированному уроку русского языка в 7-8 классах «Наречия или диалекты в родном русском языке.Бабушкин язык»
Технологическая карта к интегрированному уроку родного русского языка 7, 8 класс
Учитель: Мараева Оксана Александровна
Выдропужской ОШ филиал МОУ СОШ №2 п. Спирово
Тема: «Наречия или диалекты в родном русском язык.Бабушкин язык»
Данный урок построен с выходом в Интернет, ЦОС, работа со словарями Онлайн
Цель урока:
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах.
Познакомить обучающихся с известными славянистами братьями Лавровскими, уроженцами с.Выдропужск Спировского МО Тверской области
Планируемые результаты:
Личностные: формирование способности к самоопределению, осознание ценностей знаний о родном языке, как важнейшего инструмента нашего общения..
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с различными источниками информации..
Универсальные учебные действия:
Личностные: смыслообразование, осознать необходимость изучения родного языка.
Регулятивные: формирование умения формулировать тему и цели, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и решение проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение общаться и взаимодействовать друг с другом; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Тип урока:
по способу организации деятельности: фронтальный, работа в парах;
по ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Методы обучения:
1.Основной: Дидактическая игра
2.Дополнительные: словесный; практический, частично-поисковый, проблемный, иллюстративный.
Вид: дискуссия с деловой игрой и ИКТ
.
Этап урока | Методы обучения | Учебно-познавательные задачи урока | Формируемые УУД | Методы оценки и самооценки | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Организационный момент (мотивационный настрой) 2 мин. | Словесный. | Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. | Отвечают на приветствие учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. Личностные: формирование положительного эмоционального настроя на урок. | Стимулирующее оценивание. |
Актуализация знаний. 5 мин. | Словесный, иллюстративный дедуктивный (применение знаний); | Сегодня мы поговорим о том, какой богатый, всеобъединяющий наш язык и в тоже время такой разнообразный. Обсудим представленные материалы на доске. Перед вами женские народные костюмы разных губерний России. На манекене народный женский костюм Тверской губернии. Назовите элементы костюмов. Обратите внимание, ребята, что имея общие элементы, каждый костюм имеет свои особенности. Так же происходит с нашим родным языком. Вот послушайте. Где-то в глубинке Тверской области. Бабушка и внучка. – Любаша поди, пахать в сенях надо? – Где пахать, чем пахать? Бабушка, зима за окном. – Чем, чем? Голиком. Да поддень чего, озябнешь. – Что сделаю? – Озябнешь. Вот гундила кака! - Кто я? – Гундила. Да иди уже, не мешкай. Накинь вязёнку да ноги то в бурки сунь. – Ничего не пойму, что накинуть, куда сунуть… – Одним словом - балаболка! – Не понимаю, бабушка! Совсем тебя не понимаю. – Ах, батюшка, какая ты бестолковая! Конечно, это тебе не с цапелки драчёны таскать… Беседа: Почему внучка не поняла бабушку? А вы поняли, о чём речь? | Отвечают на вопросы, высказывают свои суждения, приводя соответствующие доводы. | Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности. осознавать успешность своей деятельности. Регулятивные саморегуляция способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Познавательные: умение опознавать изученные объекты и сравнивать, объяснение явлений, процессов, связей и отношений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других. | Похвала, одобрение, стимулирующее оценивание. |
Постановка цели и задач групповой работы 2 мин. | Словесный, проблемный. | Задаёт наводящие вопросы по теме работы: Как называются слова, которые использовались в сценке? Как часто мы их используем. Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Делит классы на группы по 3 человека. Всего 3 группы: Группа «Мы лингвисты» Группа «Мы лексикографы» Группа «Мы биографы» Раздаёт карточки – задания, знакомит с инструкцией работы. | Отвечают на вопросы, участвуют в постановке познавательной цели урока. | Регулятивные: целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Похвала, одобрение, стимулирующее оценивание. |
Открытие новых знаний и первичное закрепление. 10 мин. | Словесный, практический, частично-поисковый, проблемный, иллюстративный. | Организует и направляет работу в группах. Организует работу со словарями (онлайн).Ссылки даны Организует работу по поиску информации о людях, представленных на рабочих листах. Ссылки даны. Помогает по мере необходимости группам в выполнении заданий | Работа в группах Изучают предложенный материал, выполняют задания по группам. Первая группа « Мы лингвисты»: Даёт толкование слов по словарю В.И. Даля по ссылке Вторая группа «Мы лексикографы»: Составляет толково-наглядный словарик. Третья группа «Мы биографы»: Работает по поиску информации о славянистах, предложенных им в карточке. | Личностные: ответственное отношение к выполнению учебных задач. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,; смысловое чтение определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста научного стиля; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | Словесная оценка учителя; самопроверка |
Защита проектов. 15 мин. | Словесный, практический, наглядный, информационно-обобщающий. | Организует защиту представленных проектов: Прошу лидеров от каждой группы выступить с защитой своей работы. Организует помощь по формулировки вывода по представленной работе. | Информаторы каждой группы представляют свою работу. | Личностные: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: организация учебного взаимодействия в группе. | Словесная оценка учителя; самопроверка |
Контроль и оценивание 5 минут | Словесный, практический, наглядный, информационно-обобщающий. | А сейчас давайте проверим насколько хорошо вы слушали друг друга. Я раздам каждой группе рабочий лист, задания в котором тесно связаны с вашими проектами. Вам необходимо выполнить эти задания. А затем по предоставленному шаблону проверить и оценить друг друга. Предоставляет шаблон с ответами и критериями для взаимопроверки. | Учащиеся в группах выполняют задания и обмениваются рабочими листами, сравнивают свои ответы с шаблоном, оценивают правильность выполненной работы по предоставленным критериям. Дают оценку | Личностные: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: организация учебного взаимодействия в группе. | Само- и взаимопроверка по образцу |
Закрепление. 5 минут | Словесный | Слова слышны и здесь и там, На улице и дома. Одно - давно привычно нам. Другое — незнакомо. Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно — В огромном море - море слов – Купаться ежечасно. Беседа: Какой язык считается государственным в нашей стране? Если отличия в звучании языка и какие? Отчего это зависит? Почему диалектизмы мы называем бабушкиным языком? Где чаще всего мы можем слышать такую речь? | Отвечают на вопросы, вступают в диалог | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: организация учебного взаимодействия в группе | Стимулирующее оценивание |
Рефлексия. 1 мин. | | Что нового на уроке вы узнали? -Что было для вас необычным, интересным? -Что вызвало затруднение? - Кто прославил наше село? Организует оценивание «Всё в твоих руках» Предлагаю вам оценить наш урок. Для этого заполните лист оценивания. | Каждый ученик заполняет лист оценивания. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: Участие в подведении итогов урока; Самооценка. | Стимулирующее оценивание |
Общий вывод по уроку 1 мин. | Словесный. | Давайте сделаем вывод по нашему уроку. Каков он наш язык? Нужно ли сохранять диалектизмы в нашем языке? Наш язык красив, богат и разнообразен, самобытен. Язык, раскрывающий широту и многогранность нашей русской души.
| Отвечают вопрос, делают вывод | Личностные: стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. | Стимулирующее оценивание. |
Оформление класса к уроку