Разработка урока в формате WEB-Квеста по географии «Население ХМАО» (9 класс)
Тема урока: Население ХМАО.
Цели и задачи урока:
- Сформировать представление о населении ХМАО;
- Развивать умения работать как индивидуально, так и в группе;
- Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации;
- Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к людям разных национальностей.
Оборудование: мобильный класс, мультимедиа, книги, атласы, электронные пособия, интернет.
Ход урока:
1 Организационный момент (введение)
Ребята сегодня у нас необычный урок, мы должны выполнить просьбу гостей нашего округа. Они хотят изучить особенности местного населения, традиции, обычаи, культуру, историческое прошлое, его особенности развития и освоения региона. А так же они хотели - бы виртуально посетить основные достопримечательности автономного округа. Но время для выполнения поручения ограничено, поэтому давайте четко распределим работу и выполним её хорошо.
Порядок работы:
1часть (индивидуальная работа)
Выберите себе одну из предложенных ролей
Роли:
Этнограф - специалист по этнографии, изучает особенности быта, культуры народа.
Демограф – изучает состав населения и его изменения, его характеристики.
Историк – собирает исторические документы, факты связанные историей округа.
Географ - топограф –специалист, который изучает географическое положение нашего округа, изучает рельеф и др.
Археолог - изучает по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда и др.
Порядок выполнения работы:
Веб-квест.
1. После того как Вы выбрал роль, Вам необходимо перейти к досье т.е. к заданиям.
2. Изучите предложенные задания.
3. Рассмотрите список информационных ресурсов.
4. Составьте персональный план поиска информации по своей роли.
5. Проведите исследование, подготовьте необходимые материалы для защиты (обеспечения) своей роли.
2 часть (индивидуально - групповая работа)
1. После того как каждый член команды (роли) выполнит работу Вы должны собраться вместе, обсудить результаты работы и подвести итоги.
2. Подготовить отчет.
3. Представить отчет в требуемой форме.
Задания группам.
Задание этнографам: Вам необходимо выполнить работу по созданию и оформлению всего материала об истории и культуре округа, необходимо отразить коренное население и народы которые сейчас проживают на территории Югры.
Этнография – наука о культуре и быте народов мира. Она изучает этнический состав населения, традиции и обычаи народов, их происхождение.
При выполнении работы придерживайтесь плана:
1. Какое население проживает на территории округа?
2. Какие обычаи существуют у местного населения, Какие праздники отмечаются совместно?
3. Что объединяет все народы Югры?
(для подготовки материала используйте дополнительную литературу, карты атласа, электронные пособия.) Результат, вашей работы Вы должны предоставить в форме презентации.
Задание демографам: Необходимо отразит в аналитическом материале основные особенности и проблемы населения, существующие в округе.
Работу выполните, придерживаясь плана:
1. Численность населения ХМАО.
2. Качество жизни населения округа.
3. Демографические проблемы если они существуют.
4. Дайте прогноз изменения населения округа.
5. Предложите пути решения существующих проблем направленных на улучшение жизни населения округа.
Результат предоставите в виде мультимедийной презентации.
Задание историкам: Проследите, как проходило освоение населением территории округа.
Работу выполните по плану:
1. Какие поселения были основаны первыми поселенцами, какие были созданы позднее.
2. Когда части населенных пунктов были присвоен статус города?
3. Как развиваются современные населенные пункты на территории ХМАО.
4. С чем связано создание крупных населенных пунктов округа.
Результат представьте в виде карты «Освоение территории ХМАО», где отразите основные этапы формирования современного распределения населенных пунктов и древних поселений.
Задание географам: Соберите данные и создайте историческую справку, как изменялось во времени территориальная принадлежность современной территории округа. Обязательно отразите современные границы ХМАО. В чем преимущество и недостатки географического положения округа.
Результат работы текстовый документ.
Задание археологам:
1. Как вы думаете, существовали ли древние поселения людей на территории ХМАО?
2. Какие археологические раскопки проводятся в Югре?
3. Составьте перечень археологических открытий на территории Югры.
Результат работы представить слайд-шоу по археологическим раскопкам.
Дополнительное творческое задание для всех групп: изобразить руку Дружбы народов ХМАО – Югры.
Ресурсы для изучения и подготовки к выполнению заданий :
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Ханты-Мансийского_автономного_округа_—_Югры
2. http://newsruss.ru/doc/index.php/Население_Ханты-Мансийского_автономного_округа
3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1180414
4. http://dok.opredelim.com/docs/index-16707.html
5. http://atlas.socpol.ru/portraits/hant_ao.shtml
6. http://geografiyahmao.blogspot.ru
7. http://as86.ru/о-хмао-югре-информация-об-округе-и-городах
8. http://investugra.ru/about/the-demographic/
9. http://www.gidcode.ru/xantyi-mansijskij-avtonomnyij-okrug.html
10. http://altertravel.ru/catalog/ХМАО
11. https://sites.google.com/site/amazinghmao/home/dostoprimecatelnosti-ugry
12. http://www.turotryv.com/publ/1-1-0-136
13. http://www.ops-sib.ru/region/hmao.htm
15. http://dostoprim.com/hmao-road.html
3 часть (групповая работа)
1. Выскажите предложения, какие пункты следует включить в маршрут, путешествия гостей ХМАО – Югры.
2. Найдите оптимальный маршрут. Обоснуйте свой выбор.
Заключение: (под руководством учителя)
1. По результатам полученных материалов сформулируйте выводы и предложения.
2. Проводится выставка выполненных работ, где проходить осмысление и оценивание результата деятельности.
3. В комментариях по оцениванию могут участвовать все присутствующие (гости, учащиеся).
4. Результат может приниматься голосованием.
Критерии оценивания:
· Понимание задания;
· Достоверность информации, её отношение к теме (роли ) задания;
· Оценивается критический анализ, логичность, структурированность информации, индивидуальность, профессионализм представления.
Подведение итогов урока.