12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зайцева Юлия Николаевна396
Учитель истории и обществознания. Невозможно научить, можно научиться...
Россия, Липецкая обл., Липецк

Технологическая карта урока истории в 6 классе

"Батыево нашествие на Русь"


Предмет


история

Автор

Учитель истории МБОУ гимназия №19 Зайцева Ю.Н.

Класс

6

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема урока

"Батыево нашествие на Русь"

Цели урока

Выяснить как удалось монголам покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития.

Выяснить что же изменилось в положении Руси, после захвата ее монголами.

Выявить причины и последствия покорения Руси монголами

Основные задачи урока

-показать взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов;

-подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями;

-показать изменения на Руси после захвата ее монголами;

-продолжить формировать умения работать в группах, оценивать результаты деятельности своей и одноклассников.

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

- показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголов;

-описывать образ жизни, военную организацию монголов;

- выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монгольских завоевателей;


Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместном сотрудничестве; задают вопросы, необходимые для организации совместной деятельности

Дать оценку и выразить свое отношение к трагической и героической эпохе; объяснять поведение людей с точки зрения исторической обусловленности.

Сформировать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношения к войне.



Необходимое оборудование к уроку: карта: Монгольское нашествие на Русь в XIII веке.

учебник ФГОС "История России", часть 2 под редакцией академика РАН А.В.Торкунова,

§16, стр. 12-19, "Просвещение" 2016г.;

Методы работы: проблемное изложение исторического материала

Основные даты: 1237 ,1238, 1240

Основные понятия и слова, изучаемые в теме: нашествие, ордынское иго, баскак, ярлык



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Приветствие. Проверка Готовности к работе.

Приветствие учителя.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

-С каким государством на прошлом уроке мы познакомились? Покажите на карте. Слайд 1

-Какую роль в истории монгольских племён сыграл Чингисхан? Слайд 2


-Что стало причиной монгольских завоеваний?


-В чём состояли причины военных успехов

Чингисхана? Слайд 3


-Когда и где встретились на поле битвы русские воины с монголами? Назовите причины поражения русских князей.



- Империя Чингисхана (монгольское государство)


-Темучжин объединил монгольские племена и создал крупнейшую империю


Стремление Чингисхана завоевать весь мир


Хорошая организация войска (самая сильна конница)



В 1223 г. на реке Калке объединенные русско-половецкие войска потерпели поражение. Основная причина отсутствие единства между русскими князьями из-за феодальной раздробленности, отсутствие единого командования. Однако, далее монголы на Русь не пошли.


Определение темы урока

-Какое завещание оставил Чингисхан своим потомкам?

-Через какое государство лежит путь в Европу?


- Русь стала на пути полчищ ордынцев.

На эту тему было написано стихотворение

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше , чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города (Н.Кончаловская)

О чем говорит Автор произведения? Назовите тему урока? Слайд 4-5

Перед вами есть рабочие листы. Внесите тему в них.


Завоевать Европу


Через Русь, поэтому монголы должны были сначала завоевать Русь на пути к своей цели.







Монгольское завоевание Руси. Нашествие Батыя на Русь. Запись темы в рабочие листы.

Постановка проблемы

В 13 веке Русь утратила свою независимость. Ранее вы уже говорили об этом событии.

Сейчас нам необходимо выполнить задание перед вами на столе есть термины и перечень событий, вам необходимо распределить их по 2 колонкам. 1 колонка (Положение древнерусского государства до нашествия монголов, положение Руси после нашествия монголов)


Иго, феодальная раздробленность, баскак, ярлык, наследственная княжеская власть, свободное государство, зависимое государство. (проверяет задание) Слайд 6


Итак, ребята, вы выполнили задание, а теперь объясните мне, почему вы распределили слова таким образом? А что такое ярлык, а баскак?

Почему вы не можете объяснить? Как вы считаете?

Какая основная проблема урока? Слайд 7







Положение древнерусского государства до нашествия монголов

Положение Руси после нашествия монголов

Феодальная раздробленность, наследственная княжеская власть

Иго, баскак, ярлык, зависимое государство





Не хватает знаний. Забыли, что изучали в 4 классе.

Выяснить, что же изменилось в положении Руси, после захвата ее монголами.


Запись проблемы в рабочий лист.

Изучение нового материала.

В 1237 г. войско Батыя двинулось на Русь с целью ее захвата. Всего хан Батый предпринял 2 похода.

1 поход проходил 1237-1238 г. за этот период была захвачена Северо-Восточная Русь.

2 поход 1239-1241 гг. захват Юго-Западных земель.

(показ по карте) Слайд 8

Класс делиться на группы.

И дает ответ по плану:

- Дата завоевания города или похода на город.

- Встретили завоеватели сопротивление со стороны русских городов.

- как вели себя монголы на завоеванных территориях.

- В чем на ваш взгляд причины, благодаря которым монголам удалось завоевать город?

- Покажите на карте направление похода, а также отметьте его в контурных картах.


1 группа Прочитать в учебнике § 16 стр. 12 - 13 пункт 1 "Вторжение в Рязанскую землю". Слайд 10














2. Группа. Прочитать в учебнике пункт 2 стр.14 - 15 "Разгром Владимирского княжества" Слайд 11.










3 Группа рассказывает о походе на Новгород. Работа с приложением №1.

- Почему Батый не дошел до Новгорода?

- Какие версии выдвигают историки?


Слайд 12.




Совместная беседа о сопротивлении и мужестве русского народа просмотр видео и беседа! (История государства Российского Н.М.Карамзин)

Как русский народ встречал захватчиков?

Какой город был прозван Батыем «Злым» и почему?


Слайд 13.


После ответа групп информация заносится в рабочие листы и наоборот.






2-ой поход Батыя на Русь в Европу и создание Золотой Орды.

Задание для всех групп

Прочитать в учебнике пункт 4 на стр. 15 - 17 и заполнить хронологическую таблицу: «Нашествие на юго-западную Русь и Центральную Европу» Слайд 14.









Почему Батыю не удалось выполнить завещание Чингисхана?



Работа с раздаточным материалом.

Для объяснения понятия данных слов.

Следят за объяснением учителя по карте














Ответ 1 группы

Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.




Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1238 года подошел  Владимиру. При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 7 февраля. Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич Всеволодович попытался собрать войско на реке Сить, но недооценил противника и был разбит в марте 1238 года.



В 1238 г. монголы подошли к богатой новгородской земле, но, не дойдя несколько верст, повернули назад. Основные причины: усталость войск Батыя и недостаток фуража, начало весенней распутицы, князь откупился.







Несмотря на то, что русские войска была разобщены, и не могли в полной мере противостоять монголам, русский народ проявлял мужество, Евпатий Коловрат нанести серьезный урон монголам при взятии Рязани, а маленький Козельск сопротивлялся 7 недель, за что сам Батый назвал его «злым городом». Батый потерял много сил и вынужден был уйти в половецкие степи и восстанавливаться.





Проверка:

Даты

События

Весной 1239г.

Второй поход Батыя на Русь

5 сентября 1240г.

Осада Киева

Весной 1241г

Поход на Галицко-Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию

В конце 1242г.

Вернулись на нижнюю Волгу





Ожесточенное сопротивление русского народа, героизм и мужество значительно сократили численность монгольских войск.


Рефлексия

После того, как Русь была завоевана, она потеряла свою независимость, теперь Русские князья обязаны были платить дань и получать ярлык, а на Руси стали появляться баскаки.


Вернемся к нашей таблице, которую мы заполнили в начале урока.

Решение проблемы, что же изменилось в положении Руси, после захвата ее монголами? Слайд 15



Почему Русь, находясь на более высокой ступени развития чем Орда, подверглась завоеванию?





Составление синквейна по теме «Батыево нашествие»


Существительное

Два прилагательных

Три глагола

Фраза

Обобщающие слово

Работа с рабочим листом




Русь стала зависимым государством, князья должны были получать ярлык (разрешение) на княжение у хана, Русь стала выплачивать дань Орде, для этого на Русь приезжали баскаки – сборщики дани.



В 13 веке Русь находилась в феодальной раздробленности, постоянные усобицы ослабляли государство не было единого войска, князья боролись за власть, не было единого лидера, поэтому Русь была завоевана.





Батыево нашествие

Вероломное, захватническое

Грабили, жгли, сопротивлялись

Русь потеряла независимость

Иго


Домашние задание

Объявление домашнего задания. Напечатано в рабочем листе. Комментированное выставление отметок.

Выставляют отметки и записывают домашнее задание


















Приложение №1

- Почему Батый не дошел до Новгорода?

- Какие версии выдвигают историки?

Почему монголы не взяли Новгород.

Мрачные предзнаменования начали сбываться. Сначала с Запада пришли на Русь отряды крестоносцев. Вслед за ними на русские земли двинулась Батыева рать. Монголы разгромили войско Рязанского княжества, а в Великом княжестве Владимирском взяли 14 городов. На подступах к Новгороду им оказал сопротивление небольшой городок-крепость Торжок. После долгой осады 5 марта 1238 года он был взят, потому что так и не получил помощи от Новгорода. Горько было осознавать князю Александру, что он не мог помочь пограничной крепости, поскольку подчинялся совету господ. А совет, так же как и вече, принял решение запереться в городских стенах и молиться. И только если захватчики придут к Новгороду, то биться до последнего. Князю же поручили готовиться к обороне города.

Казалось, что схватка с монголами была неминуемой. Когда Батыева рать от Торжка двинулась на север, новгородцы пережили вместе с князем Александром тревожные дни. Народ укрывался в лесах. Часть жителей северной Руси искала спасения даже в Норвегии. Но случилось чудо. Когда до города оставалось только 100 верст, монголы, дойдя до урочища Игнат-Крест, вдруг повернули к югу. Это было невероятным счастьем для Новгорода. Согласно основной версии, выдвигаемой большинством историков, город был спасен наступлением весны, таянием снегов и распутицей. Батый, предпочитавший зимние походы, устрашился разлива рек и озер и двинулся в более сухие места к югу. «И тамодо ити поганым возбрани некая сила божественная, - говорит «Степенная книга», - и не попусти им ни мало приближитися не токмо ко пределам ВеликагоНоваграда, но идеже и инде прилунится им тогда пребывати и воиньствовати супротивных и враждующих Литву и Немец».

Совершенно другую версию отстаивает историк А.В. Шишов, который пишет: «Не мог не знать монгольский владыка о воинственности и многочисленности новгородцев и сильно укрепленном городе на Волхве. Хат Батый и его военачальники видели перед собой пример недель новгородской крепостицы, устоявшей против огромного войска в течение двух недель, и не хотели рисковать». Да, действительно силы монголов были ограничены. Скорее всего, их было не более 20 тысяч, измотанных тяжелыми боями. К этому времени монгольские войска были истощены в битве с русскими князьями на реке Сити. Не стоит забывать и о том, что покорив часть Руси, монголы должны были оставлять на ее территории своих людей. А ведь для успешного штурма такого большого и хорошо укрепленного города, как Новгород, монгольское войско должно было обладать перевесом сил над обороняющимися. А этого у Батыя не было. Вероятнее всего, такого же мнения придерживался и полководец монгольского войска Бурундай, который согласился не идти на приступ Великого Новгорода, а вместо этого укрепить свое поредевшее войско.



Рабочий лист

Тема урока:_________________________________________________________________

Проблема урока:____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Перед вами термины, вам необходимо распределить их по 2 колонкам.

Иго, феодальная раздробленность, баскак, ярлык, наследственная княжеская власть, свободное государство, зависимое государство.

Положение древнерусского государства до нашествия монголов

Положение Руси после нашествия монголов




Первый поход Батыя на Русь 1237-1238 гг.


Захват Рязанской земли

Дата-________________________________________________________________________

Встретили завоеватели сопротивление со стороны русских? _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Как вели себя монголы на завоеванных территориях? _____________________________________________________________________________

В чем на ваш взгляд причины, благодаря которым монголам удалось завоевать город?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


Разгром Владимирского княжества

Дата -_______________________________________________________________________

Встретили завоеватели сопротивление со стороны русских городов? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вели себя монголы на завоеванных территориях? _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В чем на ваш взгляд причины, благодаря которым монголам удалось завоевать город?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Поход на Новгород

Дата - _____________________________________________________________________

Почему монголам не удалось взять Новгород?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второй поход Батыя на Русь 1239-1241гг.


Даты

События

Весной 1239г.


5 сентября 1240г.


Весной 1241г


В конце 1242г.




Почему Батый не выполнил завещание Чингисхана?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________


Решение проблемы: Что изменилось на Руси после завоевания ее монголами? Поработайте с терминами и дайте ответ.

Баскак – представитель хана на Руси, сборщик дани.

Ярлык – грамота, выдаваемая на княжение русскому князю, монгольским ханом.

Иго –  система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголов до конца XV века.

Составление синквейна по теме: «Батыево Нашествие»

Существительное

Два прилагательных

Три глагола

Фраза

Обобщающие слово

Домашнее задание.

Параграф читать 16 и отвечать на вопросы с.18 №3-5.

Выполнить задание в контурной карте «Нашествие Батыя на Русь».

Напишите мини-сочинение на тему «Героизм и стойкость русского народа в период монгольского нашествия». (Задание повышенной сложности)


Батыево нашествие
PPTX / 52.81 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.