Урок истории в 7классе «Нашествие монголо-татар на Русь»
Пояснительная записка к презентации
Класс: 7. Количество учащихся: 2 Учитель: Джебко Галина Павловна
Предмет: история
Тема урока. Нашествие монголо-татар на Русь
Тип урока: комбинированный
Форма урока: дидактическая игра
Время урока: 45 минут
Планируемые результаты урока:
Личностные | Предметные | Метапредметные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
Приобщение к историческому прошлому своего народа | Ученик: -определяет место исторических событий во времени; - группирует факты (предметы) по заданному признаку; -использует текст учебника для поиска необходимой информации; -выделяет признаки образа жизни людей; - составляет последовательное описание (рассказ) на основе плана ответа; - называет важнейшие понятия | Ученик: - формулирует тему урока; - понимает учебную задачу; - соотносит свои действия с условиями учебной задачи. | Ученик: - называет понятия; - создает обобщения; -устанавливает аналогии; -устанавливает причинно-следственные связи; -строит последовательный рассказ | Ученик: -соблюдает нормы публичной речи; - выстраивает взаимодействие при работе в паре. |
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, рабочие листы.
Ход урока.
Этап урока | Задание | На достижение каких результатов направлено задание | Деятельность учащихся |
Мотивация учащихся | Легенда о граде Китеже Учитель. (слайд 1) В далеком 13 веке Русь подверглась нашествию завоевателей . Они захватили и разорили множество городов. Вошли войска и в город Китеж. Его жители не стали обороняться, ведь город не имел крепостных стен. Зато была церковь. Все люди – от мала до велика – стали усердно молиться Богу, чтобы тот помог им спастись от жестоких врагов. После молитвы в город хлынула вода, которая затопила все дома, скрыв город на дне глубокого озера. Говорят, что в ясную погоду иной раз можно услышать звон колоколов где-то глубоко под водой… Кто же были эти жестокие завоеватели, покорившие Русь в 13 веке? | Обеспечивает мотивацию учащегося к уроку, организует внимание и развивает его любознательность | - эмоционально «включаются» в урок -предполагают, что завоевателями были монголо-татары. |
Определение целей и задач учебной деятельности | Учитель. Определите тему сегодняшнего урока Сегодня наш урок пройдет в форме познавательной игры, которая будет состоять из нескольких этапов. | Направлено на совершенствование регулятивных умений учащихся: самостоятельно или с помощью учителя формулировать тему урока | - формулируют тему урока (Покорение Руси монголо-татарами, завоевание Руси монголо-татарами, нашествие на Русь монголо-татар) |
Актуализация имеющихся знаний, необходимых для изучения новой темы Изучение нового материала | (слайд 2) Конкурс 1. «Выбери правильные слова» (индивидуальная работа) Из перечня слов подчеркни только те, которые относятся к монголо-татарам. Эталон ответа: кочевники, изба, юрта, земледелие, скотоводство, орды, поселки, хан, князь, караулы. (слайд 3) Конкурс 2. «Выбери правильные изображения» (индивидуальная работа) Представлен ряд изображений. Необходимо выбрать и отметить те рисунки, на которых изображено вооружение монгольского воина. Эталон ответа: 1,3,5. Объяснение учителя с опорой на презентацию (слайд 4, 5) о битве на Калке и нашествии Батыя на Русь (взятие Рязани). | Направлено на актуализацию имеющихся знаний по теме предыдущего урока «Монголо-татары» | -группируют слова в соответствии с заданным критерием (Всего: 6 баллов). -группируют изображения в соответствии с заданным критерием (Всего:3 б) - слушают и воспринимают ключевую информацию новой темы |
Первичное уяснение и закрепление нового материала | Конкурс 3. «Вопрос-ответ» (слайд 6) (фронтальная работа) В чьи земли вторглись войска Чингисхана? К кому половцы обратились за помощью? Какое решение приняли русские князья? Где состоялось первое сражение русских с монголо-татарами? Как повели себя половцы? Чем закончилась битва? Конкурс 4. «Кто мог сказать эти слова? (слайд 7) (фронтальная работа) «Мы поможем вам справиться с врагами» (русские князья половцам) «Я хочу завоевать не только Русь, но и все земли в Европе» (хан Батый) «Когда не останется в живых никого из нас, тогда возьмете всё» (рязанцы татарским послам) «Приказываю полностью разрушить этот город!» (хан Батый своим воинам) «Придите, братья, к нам на помощь, не дайте погибнуть от злого ворога» (рязанцы князьям других княжеств) «Отомстим же, братья, за гибель отцов, матерей, жен, детей» (Евпатий Коловрат своим дружинникам) Конкурс 5. « Отгадай слово» (слайд 8) (работа в паре) Река, на которой состоялась первая битва русских с монголо-татарами (Калка) Хан, который привел свои полчища на Русь (Батый) Город, который был первым на пути монголо-татар и оказавший им сопротивление (Рязань) Стенобитные машины (Тараны)
| Направлено на более глубокое уяснение материала новой темы; развитие умений связно излагать исторический материал с опорой на уточняющие вопросы Направлено на развитие логического мышления Направлено на развитие предметных умений: называть исторические понятия, оперировать ими. | - связно и полно строят свой ответ (1 балл за ответ) - устанавливают смысловые связи; - связно и полно строят свой ответ (1 балл за ответ) - работают с учебником: осуществляют поиск необходимой информации (1 балл за каждое найденное слово» |
Подведение итогов игры. | подсчитывают баллы, выставляют оценки (25-22 б.- 5; 21-16 б. – 4; 15-10 б. – 3) НЕ ЗАБЫВАЕМ СОЗДАВАТЬ СИТУАЦИЮ УСПЕХА! | ||
Рефлексия | (слайд 9) Ребята высказываются одним предложением, выбирая любое начало фразы: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… | Направлено на развитие метапредметных регулятивных умений: анализировать и оценивать собственную деятельность на уроке | |
Домашнее задание | Выполнение заданий в рабочем листе | - закрепляют знания по теме урока |
Рабочий лист
для выполнения домашнего задания к уроку
«Нашествие монголо-татар на Русь» (7 кл-корр).
Ф.И. учащегося______________________________________________________________________
Задание 1. Укажи даты событий:
Битва на Калке _______
Нашествие монголо-татар на Русь_______
Задание 2. Напиши, как звали
-хана, который объединил под своей властью всех татар ___________
- хана, который руководил походом монголо-татар на Русь __________
Задание 3. Объясни, почему русское войско потерпело поражение на р. Калке?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 4. Как назывался русский город, который упорно сопротивлялся завоевателям?
Задание 5. Выпиши из текста темы 2 на с. 230-231, как защитники города оборонялись от монголо-татар.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1461126854.pptx (ПРезентация к уроку -игре "Нашествие монголо-татар на Русь")