Разработка урока «Батыево нашествие на Русь», 6 класс

0
0
Материал опубликован 25 July 2019

Оборудование:

Интерактивная карта, Руси XII-XIIIвв., презентация, музыкальные фрагменты музыки Глинки, Чайковского Рыбникова.

Россия! В злые дни Батыя

Кто, кто монгольскому потопу

Возвел плотину, как не ты?

Чья в напряженной воле, шея,

За плату рабств спасла Европу

От Чингисхановой пяты?

В.Брюсов «Россия»

Организационный момент.

Вводно-мотивационный этап (на фоне музыки М.И. Глинка “Торжественная” хор “О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская!”

Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными, и вельможами многими. “Всем ты преисполнена земля Русская, о, прославленная вера христианская!” -

Такой описывает летописец Русь накануне монголо-татарского нашествия и горестно заключает: “И в те дни обрушилась беда на христиан”. Как ни тяжело приходилось русским в борьбе с половцами, хазарами, печенегами, нашествие монголо-татар затмило по своей жестокости и последствиям все прежние испытания, выпавшие на долю русской земли. О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить. И тема нашего урока «Походы хана Батыя на Русь». Сегодня вы познакомитесь с нашествием монголо-татар на Русь. Вы проследите направления движения монголо-татар, проанализируете обстоятельства поражения русских дружин.

Наша главная цель: понять, почему монголо-татары победили русские княжества.

А символом нашего урока будут эти три ленты – синяя, красная, черная.

Нашествие - прикрепляем - прикрепляем на ленту синего цвета

Сражения яростные - прикрепляем на ленту красного цвета

3. Поверженная Русь - прикрепляем на ленту черного цвета

- это план нашего урока.

III. Организация учебной деятельности.

- Перед вами опорные конспекты, в них вы будете работать на протяжении урока. Найдите в них тему и план урока.

Первые годы XIII в. не предвещали Руси каких-либо серьезных внешних потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц; князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их княжества, мирились и вновь враждовали. О той поре летописи с горечью сообщали: «Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братью».

Ослабленные после битвы на Калке, монголо-татары вернулись обратно в Монголию. Глубокую печаль на Руси вызвало поражение на Калке. Но князей этот урок ничему не научил. Они продолжали междоусобные войны.

В конце 1236 г. Монголы, которых возглавлял внук Чингисхана Батый, захватили Волжскую Булгарию, летом 1237 г. Подчинили себе половцев, а поздней осенью, когда первые пушистые снежинки стали кружиться в воздухе - полчища Батыя вступили в пределы Руси.

Был страшный год,
Когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Своё соседство с ним кляня,
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли…
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли…
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком –
Сжигать и грабить города.

- В опорном конспекте отметьте стрелками продвижение войск Батыя к Рязани и год взятия Рязани, подчеркните название города.

Первым пострадало Рязанское княжество.

Ой, лихо, лихо! Ой, беда!
Стоит орда, грозит орда!
Дымит кострами в чистом поле
И требует десятой доли
Всего от каждого двора –
Мехов, казны и серебра….
В морозной снежной мгле кострами
Чадит Батыева орда.
К Батыю с пышными дарами
Пришел рязанский князь тогда.
Он сам собрал Батыю дань:
“Возьми дары, не тронь Рязань!”
Любуясь княжьими дарами,
Батый кумыс из чаши пил.
И, сидя в юрте меж коврами,
С усмешкой князю говорил:
“Коль хочешь мира русский бай, -
Княгиню в жены мне отдай!”
Взбешенный, не взглянув на хана,
Князь Федор молча вышел вон,
Но тут ударом ятагана
У входа в юрту был сражен…

Жена князя Федора княгиня Евпраксия, узнав о гибели мужа и вместе с сыном-младенцем бросилась вниз из окна высокого терема и оба насмерть разбились. Тяжела была плата. Рязанцы обратились за помощью к великому князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу, но тот направил лишь небольшую дружину им на помощь.

Рязань, Рязань! Теперь тебе,
Твоим несчастным горожанам
Уже не выстоять в борьбе,
Не совладеть с жестоким ханом.

С утра татары подошли близко к рязанским стенам, подтаскивая за собой лестницы.

На стенах отчаянно защищались рязанские ратники, отбивая приступ. Им помогали женщины. Они выливали ведра кипящей воды на штурмующих, бросали камни и глыбы льда на всех, кто пытался взобраться по лестнице.

Штурмы повторялись и днем и ночью в течение 5 суток.

Женщины становились на место мужчин.

Защитники города видели, что силы их слабеют, понимали, что конец близок. На шестой день осады, 21 декабря, татары поползли одновременно со всех сторон. Они бежали по улицам, врывались в дома и рубили всех, никому не давая пощады. Они разбили церковные двери, вбежали внутрь храма, изрубили женщин и священников, подожгли здание, бросали в огонь маленьких детей.

На фоне мелодии “Гибель Рязани. Колокольный плач”.

К вечеру в Рязани в живых не осталось никого. Современник пишет: “Некому было стонать и плакать, некому скорбеть о погибших, родителям о детях, детям о родителях, братьям о братьях – вместе лежали мертвые”.

“Евпатий Коловрат”.

Выступил на защиту Рязани со своей малой дружиной Евпатий Коловрат:

Откуда ж свершитель отчаянной кары?

Не все ли погибло в крови и в огне?

Отчизна, отчизна! Под латами чести

Есть сильное чувство, живое, одно…

Погибла дружина Евпатия.

«Сильно ты повредил мне своей малой дружиной», сказал о Коловрате хан Батый.

- А как вы думаете, что придавало силы Евпатию Коловрату и его малой дружине в борьбе с ордынцами?

Кровавое колесо нашествия катилось далее, Батый захватывал город за городом. Все они были сожжены, а жители их “от старца до сущего младенца” беспощадно перебиты.

В начале февраля 1238 г. Войско Батыя подошло к Владимиру.

- В опорном конспекте отметьте продвижение хана Батыя, подчеркните город Владимир, отметьте год. Прочитайте задние.

Задание: внимательно прочтите отрывок из Суздальской летописи о монгольском нашествии на Русь, как монголо-татары захватили Владимир.

“Той же зимой подошли татары к Владимиру. Владимировцы затворились в городе… а татары подъехали к Золотым воротам. Владимировцы пустили по стреле по татарам, и татары тоже пустили по стреле по Золотым воротам.

А потом татары разбили стан у города и начали устанавливать камнеметные орудия. В воскресенье, 7 февраля, приступили к городу… И взяли город до обеда. Епископ Митрофан, женщины, дети, бояре и иные люди затворились в церкви Святой Богородицы, и их без милости запалили огнем”.

А сейчас представьте себя историками, ваша задача, работая в парах, обнаружить наибольшее количество ошибок и подчеркнуть их.

“Той же весной подошли татары к Владимиру. Владимировцы затворились в городе… а татары подъехали к Серебряным воротам. Владимировцы пустили по стреле по татарам, а татары выпустили множество стрел по Серебряным воротам.

А потом татары разбили стан недалеко у моста, ведущего в город, и притащили тараны. В понедельник, 8 марта они приступили к городу… и к вечеру город взяли. Все женщины спрятались в церкви мученицы Ульяны, и их без милости затопили водой.

(Ребята отмечают ошибки, обнаруженные в тексте).

- Как же развивались события под Владимиром? (ответы учащихся).

После опустошения Владимира, завоевания значительной части северо-восточной Руси, после сражения на реке Сити, воины Батыя две недели потратили, чтобы овладеть упорно защищавшимся небольшим городом Торжком.

-В опорном конспекте отметьте взятие Торжка, год, подчеркните город.

Жители Торжка запросили помощи. Но богатый и многолюдный Новгород не помог Торжку. Летописец писал: “Тогда каждый о себе пекся и на всех страх и трепет был, и все в недоумении были и в неустраении”.

Батый мечтал захватить Торжок, чтобы пополнить запасы зерна, которые хранились в его закромах. Взять город с ходу не удалось, город был хорошо укреплен, на его воротах и стенах защитники наморозили ледяной панцирь. Много дней татары били по стенам Торжка, много раз монголы бросались на штурм, гоня перед собой в качестве заслона беззащитных русских пленников. И, наконец, через две недели обессиленный Торжок пал. Однако город был в огне, и закрома с драгоценным зерном тоже горели.

В первой половине марта Орда вышла на ледовую дорогу озера Селигер и устремилась к Новгороду. Но вдруг в 100 верстах от Новгорода войска Батыя остановились, а потом повернули на юг.

-В опорном конспекте отметьте продвижение хана Батыя на юг.

- Почему, когда желанный Новгород был практически рядом, войско ушло в противоположную сторону?

Историки выдвигают различные версии.

- В опорном конспекте давайте посмотрим причины такого поведения Батыя:

1. В Новгороде были профессиональные войска – княжеская дружина.

2. Город был хорошо защищен.

3. Бои с новгородцами могли затянуться и тогда голодной монгольской армии пришлось бы считаться с весенней распутицей в случае отступления.

И самое главное –

- Как вы думаете, какая причина по мнению историков, была самой главной? Впишите ее.

4. Боеспособность Батыевых войск к этому времени заметно снизилась.

25 марта 1238 г. Передовой отряд подошел к городу Козельску.

- В опорном конспекте отметьте дату захвата Козельска, подчеркните город.

Козельск стоял на круче, омываемой двумя речками. Город надежно укрывали деревянные крепостные стены с башнями и ров глубиной 25 метров. Перед приходом орды козельцы успели наморозить слой льда на стенах и входных воротах.

Татары применили свою излюбленную хитрость. После очередного неудачного штурма они имитировали паническое бегство. Осажденные козельцы, чтобы завершить свою победу, сделали всеобщую вылазку, но были окружены превосходящими силами противника и все перебиты. Ордынцы наконец ворвались в город и утопили в крови оставшихся там жителей.

6 дней продержалась под натиском татар Рязань,

5 дней – Москва,

10 дней – Владимир,

14 дней – Торжок,

а маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней!

Батый повелел, чтоб свой гнев показать
И страх по Руси всем навеять,
Разрушить Козельск и с землею сровнять,
То место, где был он, сохой запахать
И сорной травою засеять.
Исполнили волю владыки рабы,
С землей бедный город сровняли,
И городом злым за упорство борьбы
Козельск с той поры называли.

- Хан Батый вернулся к Волге. В опорном конспекте отметьте возвращение Батыя на Волге.

Физминутка

Вы должны повторять те движения, о которых я буду вам говорить:

Ну-ка, дружно встали вместе,

Повернулись-ка на месте,

Громко хлопнули три раза,

Подмигнули правым глазом,

Левой топнули ногой!

А потом еще другой!

Закричали все «Ура»!

А теперь и сесть пора!

5 сентября 1240 г. Войска Батыя окружили со всех сторон Киев.

-В опорном конспекте отметьте продвижение хана Батыя к Киеву, Подчеркните город. Прочитайте задание №4.

Задание:

Прочтите отрывок из Ипатьевской летописи о разгроме Киева и сравните с событием, описанным в уже известной вам Суздальской летописи. Какие общие черты вы можете отметить?

Отрывок из Ипатьевской летописи

В лето 1240 г. пришел к Киеву с великой силой и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И нельзя было слышать друг друга в городе от скрипа телег, рева верблюдов, от звука труб… от ржания стад конских и от крика и вопля бесчисленного множества людей.

Поставил Батый стенобитные орудия подле городских ворот. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. А горожане устремились навстречу им. И можно было видеть, как ломались копья и разбивались щиты в щепки, не видно было неба за стрелами, всюду лежали мертвые и текла кровь, как вода. И наступила ночь. Горожане построили новую стену около церкви Святой Богородицы. Наутро же пришли татары и была злая сеча. И стали изнемогать люди. И вбежали они на церковные своды со своими пожитками, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город татарами в 6-й день декабря.

Что общего было в действиях монголо-татар при захвате Киева и Владимира?

Весной 1241 г. орда устремилась на запад, чтобы распространить свою власть на всю Европу, как завещал Чингисхан. Для западной Европы наступил критический момент.

Однако в конце 1242 г. Батый “повернул морды коней” на восток и вернулся на Волгу. Ордынское нашествие в Западную Европу было кратковременным и затронуло лишь ее край, так как Батыевы войска пришли сюда значительно ослабленными тем мощным сопротивлением, какое оказала им Русь. Многострадальная Русь прикрыла собой Европу от набега орд кочевников.

Подведем итоги татаро-монгольского нашествия:

Западная Европа была спасена от разгрома.

Резко сократилось население Руси. Много народу было убито и уведено в рабство.

Разрушено 30 городов (из 74).

Гибель городских ремесленников привела к утере профессий и ремесел.

- Однажды хан Батый захватил одного игрушечных дел мастера – Ивана Сидорова. Он сочинил игрушку ваньку-встаньку и хан Батый не понял, почему, когда он ударил по ней, она вдруг опять поднялась. Этот случай описан в сказке В.А.Косолапова «Сказка о русской игрушке».

- Почему же монголо-татары завоевали большую часть русских земель?

(Вначале выслушиваются ответы учащихся.)

- В опорном конспекте вставьте пропущенные слова.

Вывод: На Руси установилось иго монголо-татар, а сборщиков дани называли – баскаки.

В опорном конспекте впишите эти понятия.

-Какое чувство было главным у русского народа во время монголо-татарского нашествия? (патриотизм, преданности и любви к Родине)

Посмотрите на символы нашего урока. Подходят ли эти цвета, как вы думаете?

III. Контроль и коррекция знаний.

Выполнение теста

I вариант

1. Сражение на берегу р.Калка произошло в:

А. 1237 г.
Б. 1223 г.
В. 1240 г.

2. Первый удар в 1237г. был нанесен по:

А. Новгородской земле
Б. Владимирскому княжеству
В. Рязанскому княжеству

3. О ком сказал Батый: “Сильно ты повредил мне своей малой дружиной”:

А. о воеводе киевском Дмитрии
Б. об Евпатии Коловрате
В. о половецком хане Котяне

II вариант

1. В 1223 г. произошло сражение на берегу реки:

А. Калки
Б. Днепра
В. Клязьмы

2. Первый удар монголы нанесли по Рязанскому княжеству. Это произошло в:

А. 1237г.
Б. 1236г.
В. 1238г.

3. Евпатий Коловрат выступил на защиту:

А. Владимирского княжества
Б. Киевского княжества
В. Рязанского княжества

После выполнения теста, ребята меняются заданиями, проверяют работы и выставляют друг другу оценки.

Рефлексия: отметьте по 5 бальной системе.

Я (как я работал на уроке

Дело (как я понял материал)

Мы (как работал класс)

- И закончим урок словами из сказки В.А.Косолапова «Сказка о русской игрушке».

Мы – народ ванек-встанек.

Нас не бог уберег.

Нас давили, пластали

сколько разных сапог!

Они знали: мы – ваньки,

нас хотели покласть,

а о том, что мы встаньки,

забывали, платясь.

Мы – народ ванек-встанек.

мы встаем – так всерьез.

мы от бед не устанем,

не поляжем от слез…

IV. Домашнее задание. Выставление оценок за урок.

§ 16. Представьте, что вы были свидетелями монголо-татарского нашествия на Русь. Опишите любое событие (сражение защитников Рязани, Владимира, Козельска, Киева) этого периода времени от первого лица.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.