Наставничество в работе с детьми с ОВЗ
Система профориентационной работы
в условиях работы с детьми с ОВЗ
(на примере работы СКО школы – интерната VIII вида, 9 класс)
Выполнила: Рябцева Н.Е. (кл. руководитель 9б класса)
В нашей школе (СКО школа – интернат VIII вида) подготовка учеников к самостоятельной жизни является одной из важнейших задач, решение которой обеспечивается системой учебной, воспитательной и коррекционной работ всего педагогического коллектива – это психолого-педагогические мероприятия, помогающие каждому подростку выбрать себе специальность с учетом способностей и потребностей общества. Перед учителями стоит задача не только формирования необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и подготовка их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социально – бытовом окружении.
Для реализации поставленной цели - подготовки учеников к самостоятельной жизни, необходимо решить следующие задачи:
формировать элементарные представления об основных профессиях;
воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
формировать умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;
познакомить с профессиональными учебными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются наши выпускники – выбор будущей профессии, ведь, она особенно актуальна для учеников с ОВЗ: таким детям сложнее решить эту задачу в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями, нежеланием многих работодателей брать на работу людей с ограниченными возможностями здоровья. Самостоятельно ребятам довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий, поэтому проведение профориентационной работы в школе помогает учащимся сделать правильный выбор, соответствующий индивидуальным способностям и возможностям.
Подготовка учащихся к правильному выбору профессии в СКО школе – интернате VIII вида осуществляется с учетом плана мероприятий по профессиональной ориентации, работы с родителями. В нашей школе с первого класса дети попадают в воспитательную среду, которая направлена на формирование их трудовых навыков, воспитывает трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда. Ребятам преподаются элементарные знания и умения, формирующие трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность и интерес к трудовому обучению. В начальном звене – это навыки самообслуживания, в среднем звене – профессионально-трудовое обучение и воспитание, предусмотренные обязательной программой (предметы ОСЖ и СБО, ПТО), автоматизация навыков самообслуживания, общественно-полезный труд.
В 9 классе происходит нацеливание каждого ученика на необходимость получения профессионального образования. Учащиеся нашей школы выбирают чаще всего профессии швеи, штукатура - маляра, так как им недоступны виды деятельности, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности, исключаются также профессии, вредные для здоровья. Большинство наших выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж», понимая необходимость трудовой деятельности, выражая желание учиться и стать полезными членами общества. Одной из форм профориентационной деятельности в нашей школе является экскурсия, поскольку она оказывает значительное влияние на формирование интереса к профессии, сочетая в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор.
9 сентября 2022 года в строительном корпусе ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж» состоялся День открытых дверей «Безграничные возможности» для обучающихся нашей школы. Цель этого мероприятия - формирование у будущих абитуриентов, учеников 9а и 9 б классов, интереса к получению профессионального образования.
На Дне открытых дверей присутствовали ученики и их родители, работодатели и специалисты Центра занятости. Перед будущими абитуриентами выступили директор колледжа и его заместитель, инспектор и психолог из Центра занятости населения, работодатели. Ребята получили полезную информацию о направлениях обучения в различных профессиональных образовательных организациях, правилах поступления, в том числе для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, о перспективах устройства на работу после окончания колледжа.
Наши выпускники присутствовали на занятиях по монотипии: рисовали картины гуашью, в спортивном зале участвовали в игре «Веселые старты». В программе мероприятия было организовано проведение мастер-классов: «Раз кирпич, два кирпич» (по кирпичной кладке) и «Я тоже так смогу» (по пошиву рукавицы), школьники посетили мастерские и современные лаборатории для проведения демонстрационного экзамена.
Профориентационная помощь воспитанникам с ОВЗ приносит свои весомые результаты - формирует полноценных граждан своей страны: из нашей школы дети выносят умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважать рабочего человека. А все эти качества необходимы в любой профессии!