Программа наставнической деятельности «Наставник — путь к успеху»

2
0
Материал опубликован 19 April

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РОСТОВСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 28»

 

 

 

 

Авторская программа 

 

«Наставник – путь к успеху»

(Организация наставнического сопровождения участников образовательного процесса с целью создания образовательной среды для детей с ОВЗ и инвалидностью направленной на развитие их функциональной грамотности.)

 

 

 

Автор-составитель: Попова Ирина Александровна,

учитель начальных классов


 

 

 

 


 


 

Ростов -на-Дону 2024

Авторская программа наставнической деятельности «Наставник – путь к успеху» (Организация наставнического сопровождения участников образовательного процесса с целью создания образовательной среды для детей с ОВЗ и инвалидностью направленной на развитие их функциональной грамотности.)


 

Пояснительная записка

Программа наставничества в школе является важным инструментом поддержки учащихся и повышения качества образования. Авторская программа внеурочной деятельности «Наставник – путь к успеху» (Организация наставнического сопровождения участников образовательного процесса с целью создания социализирующей среды для детей с ОВЗ и инвалидностью направленной на развитие их функциональной грамотности.) составлена на основе:

1. Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»;

3. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 23.01.2020 г. № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»);

4. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.08.2017 года №09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;

5. Постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 05.04.2022 №7 «Об утверждении Положения о региональной системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций»;

6. Локальные нормативные акты образовательного учреждения, утверждающие Положение о программе наставничества, права и обязанности наставников и подопечных, механизм оценки эффективности программы;

7.Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 23.03.2021 №232 «Об областных инновационных и пилотных площадках». ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» является Региональной инновационной площадкой “Цифровой учитель: компетенции новой школы»;

8. Устав ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»;

9.Программа развития ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»;

10.Локальные акты ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28».

В современном быстро меняющемся мире школа тоже не может оставаться неизменной, так как ее цель помочь сегодняшним детям в недалеком завтра стать успешными взрослыми. И для этой цели школа использует как новые подходы, так и хорошо забытые, но эффективные. В нашем современном обществе разговоры о необходимости возрождения наставничества звучат последние 10 лет.

2023 год, год педагога и наставника, выявил четыре основных эффекта, значимые для развития современного института передачи опыта и знаний:

Первый — легализация наставничества в профессиональной роли, в системах образования, воспитания, работы с кадрами. Наставничество перестало быть любительским, необязательным. Разработаны профстандарты для наставников и схема применения передачи опыта и знаний в разных сферах.

Второй эффект — понимание роли наставника и его обязанностей, которые раньше были очерчены приблизительно. Дискуссии вокруг профстандарта наставничества дали возможность определить суть этого явления для каждого человека и для общества в целом. Наставник — это проводник в профессию, в коллектив, корпорацию, в жизнь. В обществе наставник помогает преодолеть два социокультурных разрыва. Первый — между школой и жизнью, между колледжем и вузом и уже между последующей профессиональной деятельностью. Второй — между поколениями. Например, взрослые наставники могут работать с трудными подростками, вводя их в общество.

Третий значимый эффект — наставничество стало осознаваться в обществе как одна из социальных ролей. Год педагога и наставника позволил выделить основные функции наставника и описать, как работает институт наставничества в разных сферах, между людьми, принадлежащими к разным поколениям, или ровесниками, различающимися по своему общественному статусу или примерно равными. Эксперты рассмотрели и модели реверсивного наставничества, когда равный обучает равного или младший — старшего.

Четвертый эффект — наставничество определилось как институт личного и общественного развития. Наставникам он дает рост и новую профессиональную роль, наставляемым — возможность определиться в жизни и профессии, быструю адаптацию в новом коллективе, укрепление социальных связей, рост профессиональных компетенций. Всему обществу институт наставничества обеспечивает передачу важных знаний и умений, развитие социальной культуры.

Каждый учитель в своей педагогической деятельности накапливает ценный опыт, знания и навыки, которые помогают ему становиться все более квалифицированным и эффективным специалистом. Благодаря постоянному общению с учащимися и коллегами, учитель расширяет свой профессиональный кругозор, учится новым методикам обучения и педагогическим подходам. Он также накапливает практический опыт, совершенствуя свои навыки ведения уроков, взаимодействия с детьми и решения конфликтных ситуаций. Кроме того, учитель постоянно обновляет свои знания в области своего предмета, следит за новыми тенденциями в образовании и применяет их на практике. Итак, накопленный учительским опытом позволяет профессионалу стать гораздо более компетентным и успешным в своей работе, и в какой-то момент, появляется закономерная потребность поделиться своим опытом и знаниями со своими учениками, их родителями, коллегами.

Авторская программа наставнической деятельности «Наставник – путь к успеху» это выстроенная траектория наставничества учителя, опирающаяся на программу наставничества образовательного учреждения, и позволяющая выстроить эффективную образовательную среду для детей с ОВЗ и инвалидностью направленную на развитие их функциональной грамотности.


 

Содержание программы

Актуальность. Авторская программа «Наставник - путь к успеху» является актуальной и востребованной в современном обществе, в котором все больше людей стремятся к саморазвитию и достижению личных и профессиональных целей. Программа помогает систематизировать свои личные педагогические компетенции и подобрать методы наставнического взаимодействия, эффективные для поставленной задачи: развития функциональной грамотности детей с ОВЗ и инвалидностью. Программа планирует наставническое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, так как образовательная среда должна поддерживаться не только на уроках, но и дома. Она должна существовать достаточно длительное время, в идеале – на протяжении всего обучения в школе, поэтому необходимо наставническое взаимодействие внутри педагогического коллектива, для осуществления преемственности использования эффективных методов учебного и наставнического взаимодействия. Помощь опытного наставника позволяет не только избежать ошибок и трудностей, но и быстрее достичь поставленных целей. Благодаря личному опыту и знаниям ментора, участники программы могут обрести новые знакомства, расширить свой кругозор и улучшить свои профессиональные навыки. Одним из основных преимуществ авторской программы «Наставник - путь к успеху» является возможность получить персональное сопровождение и поддержку для всех участников образовательного процесса на протяжении всего пути к достижению поставленных целей.

Авторская программа «Наставник - путь к успеху» ориентирована прежде всего на создание образовательной среды для детей с ОВЗ и инвалидов, но она может быть актуальна и необходима для всех педагогов, стремящихся к личностному и профессиональному развитию, при учете существующих условий и творческом подходе учителей-наставников.

Целью программы «Наставник – путь к успеху» является: организация наставнического сопровождения всех участников образовательного процесса с целью создания социализирующей среды для детей с ОВЗ и инвалидностью направленной на развитие их функциональной грамотности.

Задачи программы «Наставник-путь к успеху»:

1. Создание индивидуализированных траекторий для каждого участника программы, учитывающих их индивидуальные потребности и способности.

2. Организация регулярных наставнических мероприятий с целью построения единой образовательной среды, в которую включены все участники образовательного процесса.

3. Проведение наблюдений и оценки динамики развития каждого участника программы для корректировки наставнического процесса в соответствии с их потребностями.

4. Содействие в интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общественную жизнь и обучение навыкам самостоятельности и адаптации.

5. Повышение осведомленности общественности о проблемах детей с ОВЗ и инвалидностью и создание благоприятной образовательной среды, способствующей их полноценному участию в жизни общества.

6. Формирование системы для непрерывного обновления и приобретения новых профессиональных навыков учителями -участниками программы.

7.Создание условий для развития наставничества, поддержки образовательных проектов.

Новизна авторской программы «Наставник - путь к успеху»

Программа представляет собой новый подход к организации наставнической деятельности. Она основана на принципе индивидуализации наставнического взаимодействия и развития каждого участника практики наставничества и широкого охвата наставнических групп. Наставник в программе играет ключевую роль, помогая наставляемым определить свои цели и задачи, разработать план действий и успешно его реализовать. Программа предоставляет возможность каждому участнику получить персонализированную поддержку и менторство, а также повысить свои профессиональные навыки и компетенции. Благодаря индивидуальному подходу и постоянной поддержке наставника, все группы участников программы смогут получить свои результаты: учащиеся - улучшить свои результаты в учебе, родители - выстроить доверительное и конструктивное взаимоотношение с ребенком, педагоги - достичь новых высот в своей карьере.

Продуктивность и эффективность программы «Наставник – путь к успеху»

АПрограмма «Наставник - путь к успеху» является эффективным и продуктивным инструментом развития и поддержки образовательного процесса. Ее деятельность охватывает четыре основных направления: ученики, родители, педагоги школы и студенты педагогических специальностей. В рамках программы «Наставник - путь к успеху» осуществляется активное взаимодействие с учениками. Через систему менторства, педагог-наставник оказывают помощь и поддержку школьникам. Это взаимодействие помогают развить функциональную грамотность, навыки самоорганизации, учебной мотивации, а также тренируют важные социальные навыки. Благодаря этой программе, ученики имеют возможность получить дополнительную помощь в изучении предметов и подготовке к обучению в старших классах, что способствует их успеху в школе.

Второе направление программы «Наставник - путь к успеху» – работа с родителями. Участие родителей играет ключевую роль в успешной адаптации и формировании позитивной образовательной среды для учеников. В рамках программы родители получают информацию и рекомендации по вопросам воспитания и поддержки обучения своих детей. Они получают возможность участвовать в мероприятиях, которые помогают им развить навыки эффективного родительства.

Третье направление – это взаимодействие с педагогами школы. Программа «Наставник - путь к успеху» предоставляет педагогам возможность обмениваться опытом и профессиональными знаниями. Через семинары, тренинги и консультации, педагоги находят решения в сложных ситуациях, учатся применять инновационные образовательные подходы и совершенствуют свои навыки. Такая поддержка и развитие педагогов имеет положительный эффект на общую образовательную среду и рост успеха учащихся.

Последнее, четвертое направление программы «Наставник - путь к успеху» – это взаимодействие со студентами педагогических специальностей. Программа предлагает студентам уникальную возможность поближе познакомиться с педагогической практикой и получить реальный опыт работы с учениками под руководством опытных наставников. Такой практический опыт помогает будущим педагогам развиваться профессионально, а также создает дополнительные возможности для подготовки к будущей работе в системе образования.

Программа «Наставник - путь к успеху» является инновационным и эффективным инструментом, обеспечивающим развитие и поддержку всех участников образовательной среды. Благодаря ее деятельности ученики, родители, педагоги и студенты педагогических специальностей могут достичь больших успехов в своей учебе и профессиональном развитии.

Социальная значимость

Мировой и исторический опыт наставничества показывает, что развитие данного социального института ведет к развитию общества в целом и ускоряет образовательные и другие процессы внутри него, что создает комплексный позитивный эффект. Наставничество как явление обусловлено необходимостью развития личности, решения образовательных и социокультурных задач. Специфической характеристикой наставничества на современном этапе является его взаимосвязь с развитием компетенций как наставников, так и наставляемых. Современное общество предъявляет новые требования к компетенциям наставников. Происходящие изменения способствуют преобразованию наставничества как социального института. Важным является гибкий характер наставничества в контексте настоящего времени, быстрое изменение направление наставнического воздействия с учетом актуальных вопросов и требований. Наставничество позволяет восполнять недостающие ресурсы и решать проблемы, с которыми не справляются другие социальные институты.

Программа «Наставник-путь к успеху» способствует формированию социально активной и успешной молодежи, способной вносить вклад в развитие общества. Участие в программе открывает всем участникам новые возможности и помогает им осуществить свои мечты, формировать такие качества личности как: ответственность в принятии решений, гибкость мышления, умение решать проблему, вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу.

Реализация проекта

Комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на создание образовательной среды для детей с ОВЗ и инвалидностью, не ограничивающийся занятиями в школе, направленный на развитие их функциональной грамотности, на развитие навыков эффективного родительства, повышение профессиональных компетенций педагогов и студентов педагогических специальностей, вошедших в наставнический процесс.

Сроки реализации: с 2021 по настоящее время.

Целевая аудитория

Целевая аудитория

Описание значимости результатов деятельности программы «Наставник - путь к успеху»

Обучающиеся школ Ростовской области с ОВЗ или инвалидностью

Совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, с применением наставнических практик, организованная в специально созданной образовательной среде, не ограничивающаяся школьными занятиями, создаст условия развития их функциональной грамотности на основе личной заинтересованности и индивидуальной траектории

Педагоги

Организация наставнической деятельности для решения актуальных педагогических задач способствует развитию профессиональных компетентностей педагогов, развитию его личностного потенциала в условиях введения профстандарта; организации единой образовательной среды для развития функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, охватывающей все школьные занятия.

Внедрение в массовую педагогическую практику технологий разноуровневого наставничества

Администрация и методическая служба

Разработка и внедрение механизмов управления инициативами педагогов способствует инновационному развитию школы, направленному на решение актуальных задач региональной и муниципальной системы общего образования; повышению качества образования в соответствии с ФГОС; формированию и развитию собственной образовательной сети, направленной на развитие функциональной грамотности

Студенты педагогических специальностей Южного Федерального университета

Помощь педагогам в организации и проведении академической мобильности, внедрение наставнических практик в учебное взаимодействие студентов, обучение работе с документами, изучение навыков по работе с детьми, сопровождение учеников и родителей на всех этапах проекта; Координация действий всех участников, разработка, обсуждение и внесение предложений по стимулированию инициатив

Родители детей с ОВЗ и инвалидов

Оказание информационной и наставнической поддержки для формирования навыков эффективного родительства и организации образовательной среды вне школьных занятий

Этапы реализации проекта «Наставник – путь к успеху»

Предпосылкой создания концепции проекта стали особые образовательные потребности одного класса ГКОУ РОО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28», получающих образование в дистанционной форме. В 2021 году был сформирован первый класс, в котором обучались два ученика по АООП НОДА 6.1 со сходными особыми образовательными потребностями. Учащиеся в системе посещали реабилитационный центр, и у них было сформировано ответственное отношение только к занятиям, предполагающим физическую нагрузку. Родители так же были ориентированы на улучшение физического состояния детей, образовательный процесс в системе ценностей этих семей был не на первом месте. В этих условиях учащиеся демонстрировали низкую познавательную активность в силу большой нагрузки физическими занятиями. Именно поэтому было принято решение использовать наставнические практики, которые исподволь, незаметно, через неформальное общение должны были изменить систему приоритетов учащихся и родителей.

I этап (1 класс)

Для учащихся: Подбор методов и форм наставнического взаимодействия с обучающимися и родителями. Выявление индивидуальных образовательных потребностей методом наблюдения.

Наставническое взаимодействие строится на решении нестандартных учебных и практических задач при участии в сетевых проектах и конкурсах разного уровня.

Для родителей: Выстраивание системы неформального незаметного наставнического взаимодействия с родителями, основанного на обсуждении обезличенных ситуаций. Проведение обучающих семинаров на тему: «Конструктивное взаимодействие с ребенком при выполнении творческих заданий»

Для педагогов: Организация мастер-классов, обучающих семинаров, круглых столов для ознакомления с результатами наставнического взаимодействия с обучающимися и родителями, обмен опытом, консультирование, разработка методических материалов по вопросам, возникшим в ходе работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

В рамках программы предусмотрено наставническое взаимодействие со студентами педагогических специальностей. Для этой категории наставляемых особенно актуально краткосрочное наставничество., и контингент наставляемых может очень быстро меняться. Для успешной реализации этого аспекта программы необходимо установить партнерские отношения со средними и высшими учебными заведениями, которые готовят будущих педагогов. ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28» сотрудничает с Южным Федеральным Университетом Академии Биологии и Биотехнологии им. Д.И. Ивановского в рамках программы «Школа-ВУЗ».

Для студентов: Проведение обучающих семинаров и мастер классов по тематике, согласованной с их преподавателями. Оказание помощи в выборе актуальных тем курсовых проектов и консультационная работа при написании этих проектов.

II этап (2 класс)

Для учащихся: Реализация наставнической практики, получившей название «Академия почемучек», тренировка навыков задавания вопросов на любую учебную тему и жизненную ситуацию, выстраивание продуктивного диалога между наставником и наставляемым с использованием средств цифрового общения. Обучение принципу обратной связи в диалоговом общении, развитие познавательной активности.

Для родителей: Поддержание системы неформального незаметного наставнического взаимодействия с родителями, основанного на обсуждении обезличенных ситуаций. Реализация наставнической практики «Ресурсный киноклуб» позволяющей на анализе проблемных ситуаций, показанных в фильмах, проживать трудности реальной жизни, решать проблемы, возникающие при обучении и воспитании детей с ОВЗ и инвалидностью.

Для педагогов: Организация мастер-классов, обучающих семинаров, круглых столов для ознакомления с результатами наставнического взаимодействия с обучающимися и родителями, обмен опытом, консультирование, разработка методических материалов по вопросам, возникшим в ходе работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

Для студентов: Проведение обучающих семинаров и мастер классов по тематике, согласованной с их преподавателями. Оказание помощи в выборе актуальных тем курсовых проектов и консультационная работа при написании этих проектов.

III этап (3 класс)

Для учащихся: Поддержание наставнической практики «Академия почемучек», переход на новый уровень: тренировка ответов на свои же заданные вопросы, освоение навыков самостоятельного поиска информации, повышение уровня общей эрудиции, помощь наставника в выборе областей интересов. Реализация наставнической практики «Семейный киноклуб», в которой просмотр и обсуждение просмотренных фильмов проходят для всей семьи.

Для родителей: Реализация наставнической практики «Семейный киноклуб». Обсуждение совместно просмотренных фильмов при поддержке наставника родители могут увидеть своих детей в новом качестве, глубже понять их интересы и точку зрения, получить навыки конструктивного спора и принятия точки зрения ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Это особенно важно, так как дети с ОВЗ и инвалидностью в большей мере зависят от своих родителе, чем их нормотипичные сверстники й и родители часто выстраивают отношения с такими детьми в авторитарном ключе.

Для педагогов: Организация мастер-классов, обучающих семинаров, круглых столов для ознакомления с результатами наставнического взаимодействия с обучающимися и родителями, обмен опытом, консультирование, разработка методических материалов по вопросам, возникшим в ходе работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

Для студентов: Проведение обучающих семинаров и мастер классов по тематике, согласованной с их преподавателями. Оказание помощи в выборе актуальных тем курсовых проектов и консультационная работа при написании этих проектов.

IV этап( 4 класс)

Для учащихся: Поддержание наставнических практик «Академия почемучек», «Семейный киноклуб», Реализация наставнической практики «Я исследователь» и «Я писатель».

Для родителей: Наставническая помощь родителям в формировании домашней среды, позволяющей детям с ОВЗ и инвалидностью проявлять максимальную самостоятельность во всех сферах жизни, подготовка родителей и детей к обучению в 5 классе.

Для педагогов: Организация мастер-классов, обучающих семинаров, круглых столов для ознакомления с результатами наставнического взаимодействия с обучающимися и родителями, обмен опытом, консультирование, разработка методических материалов по вопросам, возникшим в ходе работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

Для студентов: Проведение обучающих семинаров и мастер классов по тематике, согласованной с их преподавателями. Оказание помощи в выборе актуальных тем курсовых проектов и консультационная работа при написании этих проектов.


 


 


 

Рефлексия итогов реализации программы «Наставник – путь к успеху» в ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»

Сроки реализации

Участники проекта

2020 год

Учитель-наставник, ученики первого класса, родители учеников, тьюторы, учителя ГКОУ РО “Ростовская санаторная школа-интернат №28”, студенты Южного Федерального Университета Академии Биологии и Биотехнологии им. Д.И. Ивановского

2021 год

Учителя-наставники, ученики первых классов и один второй класс, родители учеников, тьюторы, учителя ГКОУ РО “Ростовская санаторная школа-интернат №28”, студенты Южного Федерального Университета Академии Биологии и Биотехнологии им. Д.И. Ивановского

2022 год

Учителя-наставники, ученики первых и вторых классов и один третий класс, родители учеников, тьюторы, учителя ГКОУ РО “Ростовская санаторная школа-интернат №28”, студенты Южного Федерального Университета Академии Биологии и Биотехнологии им. Д.И. Ивановского

2023 год

Учителя-наставники, ученики первых-третьих классов и один четвертый класс, родители учеников, тьюторы, учителя ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28», студенты Южного Федерального Университета Академии Биологии и Биотехнологии им. Д.И. Ивановского


 

Направления деятельности:

1. Просветительская: популяризация наставнических практик. Подготовка и проведение мастер-классов для педагогов ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28». Подготовка и проведение семинаров, мастер-классов для студентов и педагогов Ростовской области (форма проведения очная и дистанционная);

2. Интегративная: учителей-наставников ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» с Южным федеральным университетом Академии биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского по программе «Школа-ВУЗ»;

3. Проектная: наставническое сопровождение учащихся, вовлеченных в проектную деятельность.

4. Трансляционная: презентации опыта работы учителей-наставников на конференциях регионального, всероссийского, международного уровней;

5. Социализирующая, профориентационная - подготовка учеников ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» к участию в творческих и исследовательских конкурсах различного уровня;

6. Профквалификационная - подготовка и мотивация педагогов ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» для внедрения в свою деятельность наставнических практик.

Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня осведомленности и компетентности всех участников Проекта «Наставник-путь к успеху» в области эффективного наставнического взаимодействия.

2. Повышения уровня функциональной грамотности у учащихся.

3. Повышение уровня мотивации школьников к обучению.

4. Повышение качества образования в соответствии с ФГОС. Повышение уровня мотивации педагогов к инновационной деятельности. Развитие профессиональных компетенций педагогов в области применения практик наставничества.

5. Развитие инновационного потенциала образовательных организаций, участников программы взаимодействия «Школа-ВУЗ». Развитие компетенций студентов в области наставнического взаимодействия и применения практик наставничества.

Управление наставническим взаимодействием

Функции управления сетевым взаимодействием выполняются координаторами, организующими сетевой проект, это могут быть учителя школы, преподаватели ВУЗа, студенты или сторонние заказчики

1.Выявление потенциально возможных «точек проявления» инициатив обучающихся родителей, педагогов и студентов ВУЗа;

2. Организация «переговорно-консультационных» разноуровневых площадок с участниками наставнического взаимодействия, выявления имеющихся потенциалов наставляемых, регламентирование и форм совместной деятельности при организации и проведении наставнических мероприятий;

3.Координация действий по выполнению наставнических мероприятий и формирование системы наставничества;

4.Поддержание и развитие коммуникационных каналов со всеми участниками программы взаимодействия «Школа-ВУЗ»;

5.Информационное и организационно-методическое сопровождение инициатив педагогов и студентов;

6.Осуществление оценочно-рефлексивной деятельности, успехов наставляемых на всех уровнях;

7.Разработка, обсуждение и внесение предложений по стимулированию инициатив.

Мониторинг деятельности

Мониторинг процесса реализации программы наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества или отдельных ее элементах. Поскольку программа «Наставничество - путь к успеху» охватывает четыре категории наставляемых, то для каждой из этих категорий критерии эффективности применения наставнических практик будут различны. Мониторинг программы наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

- оценка качества процесса реализации программы наставничества;

- оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый". Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели.

Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить успехи обучающихся: повышение уровня функциональной грамотности обучающихся, развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности учеников в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.

1.Развитие форм и механизмов сетевого взаимодействия с организациями-партнерами;

2.Разработка, внедрение и тиражирование новых элементов содержания образования и воспитания, новых педагогических технологий, новых форм, механизмов управления сетевыми проектами образованием в начальной школе в целом;

Ресурсное обеспечение

Кадровые ресурсы

Директор, заместитель директора по УВР, методист, руководители методических объединений, учителя НШ, учителя предметники, педагоги и студенты южного федерального университета.

Материально-технические ресурсы

Качественные материально-технические условия для решения задач, по программе «Наставник-путь к успеху», а именно: скоростной интернет, наличие современной техники. Современное оборудование: аудио-видеотехника, компьютеры, принтеры, сканеры и др. Информационные Функционирование сайта школы для освещения работы учреждения по популяризации итогов реализации программы «Наставник-путь к успеху».


 

Кадровое обеспечение

Повышение квалификации участников программы наставничества через курсы повышения квалификации и реверсивное наставническое взаимодействие внутри наставнических групп.

Смета расходов

Программа «Наставник – путь к успеху» направлена на решение социально-значимых задач и построена на добровольческой (волонтерской) основе. Курсы повышения квалификации за счет средств, выделенных образовательным учреждением. Покупка методической литературы. Приобретение и печать раздаточного материала. Средства, затраченные на типографские расходы, направленные на популяризацию наставнической практики по программе «Наставник-путь к успеху». Сумма расходов составила 25000 рублей. Доступ к сети Интернет предоставлен ОУ.


 

Список литературы

 

1. Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»;

3. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 23.01.2020 г. № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»);

4. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.08.2017 года №09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;

5. Постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 05.04.2022 №7 «Об утверждении Положения о региональной системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций»;

6. Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 23.03.2021 №232 «Об областных инновационных и пилотных площадках». ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» является Региональной инновационной площадкой “Цифровой учитель: компетенции новой школы»;

7. Устав ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»;

8. Программа развития ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»;

9. Локальные акты ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»;

10. Материалы конкурсных работ сотрудников ГКОУ РО “Ростовская санаторная школа-интернат № 28”;

11. Отчеты творческих групп ГКОУ РО “Ростовская санаторная школа-интернат № 28”.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.