Настольная игра «Страна Малиния»

7
0
Материал опубликован 22 April 2020 в группе

Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов «Логопедическая настольная игра»

Настольная игра «Страна Малиния»


b1587554619.jpg

Пояснительная записка

Актуальность

Автоматизация звуков в речи для большинства детей это очень долгий и нудный процесс. В связи с быстрой утомляемостью, невнимательностью, импульсивностью многократное повторение слов для таких детей становится каторгой. Поэтому приходится искать новые возможности, подключать всю свою творческую фантазию и воображение, для того чтобы сделать процесс автоматизации звуков интересным для данной категории детей. Логопедические игры-путешествия это волшебная палочка, которая позволяет в интересной для ребенка форме многократно повторить нужный речевой материал, а также позволяет решить множество задач направленных на развитие слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи и связной речи.


Дисциплина: логопедия.


Возраст: игра разработана для детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста (6-7 лет).


Данный материал будет полезен учителям-логопедам для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях.


Цель: автоматизация звука [Л'] в речи.

Задачи: 

-закрепить навык правильного произношения звука [Л'] в словах и предложениях;

-познакомить с новыми неизвестными словами;

-закрепить умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; 

-развивать навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе;

-развивать навык нахождения признаков, объединяющих предметы;

-развивать связную речь;

-закрепить умение подбирать слова с заданным звуком;

-развивать слуховое внимание;

-воспитывать интерес к речевым играм;

-развивать память, внимание, логическое мышление и фантазию.


Комплектация игры:

-игровое поле «Страна Малиния»;

-фишки и кнопки–гвоздики четырех цветов;

-набор карточек по автоматизации звука [Л'] – 96 шт.;

-кубик «прилагательных»;

-звонок;

-цветные камешки.


Настольная логопедическая игра «Страна Малиния» была разработана для того чтобы детям было интереснее автоматизировать поставленный звук. Проходя игру, дети выполняют разные игровые задания на словоизменение, согласование слов в предложении, развитие фантазии, логики, внимания и памяти, при этом многократно проговаривают слова со звуком [Л'], что позволяет быстрее ввести данный звук в самостоятельную речь. Карточки по автоматизации звука [Л'] в речь представлены в виде прямоугольников (14см×9,5см). В верхней части прямоугольника расположена картинка, а ниже – написано слово прописными буквами (карточки были разработаны для детей с алалией и РАС, при необходимости слова можно заклеить или обрезать). Набор карточек достаточно велик, чтобы была возможность подобрать под конкретных детей определенный набор слов. Так можно выбрать слова, в которых не встречаются не поставленные звуки, с более легкой или более сложной слоговой структурой, или слова в которых звук [Л'] стоит в определенной позиции. Так же в комплект игры входит кубик «прилагательных». Этот кубик сделан из картона, на каждой стороне кубика нарисована картинка, обозначающая какое-то прилагательное: силач – сильный (ая), малыш – маленький (ая), лента – длинная (ый), перо – легкое (ий), фиолетовый (ое) и зеленый (ая).

Приступая к игре необходимо подготовить игровое поле. Необходимо приклеить распечатанное поле к толстому, желательно многослойному картону, для того чтобы можно было зафиксировать кнопкой-гвоздиком место на карте, где пришлось остановиться. Если игра была пройдена за одно занятие, то кнопки-гвоздики не пригодятся.

Играть в игру можно с одним ребенком и с небольшой подгруппой (2-4 ребенка).

Перед началом игры необходимо отобрать необходимый для каждой конкретной группы детей речевой материал из набора карточек по автоматизации звука. Детям предлагается выбрать фишку и поставить её, на первое изображение малинки обозначающую начало пути. У каждой подгруппы своя фишка.


«Начало пути»

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Малинии. В этой стране есть очень много интересных мест. Чтобы пройти всю страну и добраться до главного замка Малинии, вам нужно будет выполнить все задания. А самое главное в этой стране нужно правильно произносить звук [Л']! Ну что? Начнём?


w1587554792.jpg

«Поляна знакомств»

Задачи: 

-познакомить с новыми неизвестными словами;

-закрепить навык правильного произношения звука [Л'] в словах;

-развивать память, мышление.

Ход игры:

Фишка передвигается в центр поляны. Логопед объясняет задание.


r1587554853.jpg

Это «Поляна знакомств», здесь мы познакомимся с жителями страны Малинии и то, с чем мы можем встретиться, путешествуя по стране. Давайте назовем, кого или что мы повстречаем. Следите за правильным произнесением звука [Л']. Говорить нужно полным предложением, например «Я увидела зяблика» или «Я вижу леденец».

Логопед показывает детям карточки, а дети по одному называют, что на них изображено. Неизвестные слова логопед называет, а дети повторяют, сначала по одному, затем хором.

После того, как все слова будут названы, логопед предлагает детям передвинуть фишку на малинку, которая располагается перед дорожкой, и объявляет о том, что задание выполнено и можно двигаться дальше. Если по каким-то причинам необходимо завершить игру, то вместо фишки, на малинку можно прикрепить кнопку-гвоздик того же цвета, что и фишка. А на следующем занятии продолжить игру с того же места, где и закончили, необходимо только поменять кнопку-гвоздик на фишку того же цвета.


i1587554946.jpg
k1587555117.jpg
u1587555217.jpg


x1587555278.jpg


«Ласковый источник»

Задачи:

-закрепить умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; 

-закрепить навык правильного произношения звука [Л'] в словах;

-воспитывать интерес к речевым играм;

-развивать память, мышление.

Ход игры:

Фишка передвигается по дороге к изображению источника. Логопед объясняет задание.

Посмотрите, это «Ласковый источник». Как вы думаете, почему его так назвали?

Источник так назвали, из-за того что его вода делает всех добрыми и поэтому все начинают говорить ласково. Давайте посмотрим друг на друга и назовём своего соседа ласковым именам. Например: Катя – Катюша, Лена – Леночка, Алёша –Алёшенька.

После того как дети назвали друг друга ласковыми именами, логопед выкладывает перед детьми карточки из картотеки по автоматизации звука.

А теперь давайте назовём ласково слова с карточек. Не забывайте следить за правильным произнесением звука [Л'].

Дети по очереди выполняют задание, до тех пор, пока не закончатся карточки. После того, как задание будет выполнено, логопед предлагает детям передвинуть фишку на малинку, которая располагается перед дорожкой, и объявляет о том, что задание выполнено и можно отправляться в путь.


n1587555750.jpg
d1587555788.jpg
v1587555818.jpg

«Лес неожиданностей»

Задачи:

-развивать навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе;

-закреплять навык установления прочных взаимосвязей между окончанием прилагательного и окончанием существительного;

-закреплять умение переключаться с одного объекта на другой;

-закрепить навык правильного произношения звука [Л'] в словах;

-воспитывать интерес к речевым играм;

-развивать память, внимание, логическое мышление.

Ход игры:

Фишка передвигается по дороге к изображению леса. Логопед объясняет задание.

А вот и «Лес неожиданностей». Попробуйте догадаться, почему его так назвали?

Оказывается, лес так назвали, потому что в нем случаются разные неожиданности! В нём можно встретить фиолетовую лягушку, зелёный валенок или длинного павлина. Давайте и мы с вами попробуем войти в лес и узнать, кто или что нам повстречается на пути.

Логопед выкладывает перед детьми рисунком вниз стопку карточек из картотеки по автоматизации звука и кубик «прилагательных».

В этом неожиданном лесу водится очень необычный кубик. Давайте его рассмотрим. Назовите, что нарисовано на кубике. Силач, малыш, лента, перо, фиолетовая сторона и зеленая сторона. Как вы думаете, что всё это обозначает? Да, силач сильный, поэтому если выпадет эта сторона, то нужно будет сказать со словом сильный (сильная, сильные или сильное). Малыш – маленький (ая), лента – длинная (ый), перо – легкое (ий), фиолетовый (ое) и зеленый (ая).

Логопед кидает кубик, берёт верхнюю карточку, переворачивает ее картинкой вверх и даёт речевой образец. Например: легкая пальма, фиолетовые оливки, длинный павлин. Дети по очереди выполняют задание, до тех пор, пока не закончатся карточки или педагог не сочтет нужным завершить данное упражнение. Логопед следит за правильным согласованием слов в словосочетаниях и правильным произнесением звука [Л']. Далее дети передвигают фишку на малинку и могут двигаться к следующему заданию.


j1587557803.jpg
v1587555884.jpg

s1587555943.jpg

«Мост дружбы»

Задачи:

-развивать навык нахождения признаков, объединяющих предметы;

-развивать связную речь;

-закрепить навык правильного произношения звука [Л'] в словах;

-воспитывать интерес к речевым играм;

-развивать память, внимание, логическое мышление и фантазию.

Ход игры:

Фишка передвигается по дороге к изображению моста. Логопед объясняет задание.

Перед нами необычный мост, а «Мост дружбы». Мы по нему пройдем, только если сможем подружить слова. Строить мост мы будем из наших слов-картинок, они будут нашими брёвнами. Каждый из вас выберет, не глядя, по пять картинок. Первое бревно положим к мосту. Затем, по очереди, мы будем подставлять к последнему брёвнышку новое бревно, объясняя связь между ними. Например: первая картинка мост, вторая – деревянная лестница (лестница и мост сделаны из дерева), третья – линейка (она тоже деревянная, как лестница), поле (поле можно измерить) и так далее. Каждый ход нужно объяснить, придумать обобщающий признак – это может быть форма, цвет, назначение, размер, материал...

Дети по очереди выполняют задание, до тех пор, пока не закончатся карточки у детей. Логопед следит за соблюдением игровых условий и правильным произнесением звука [Л']. Далее дети передвигают фишку на малинку и могут двигаться к следующему заданию.


a1587555976.jpg
h1587555993.jpg

«Озеро фантазии»

Задачи:

-закрепить умение образовывать предложения из слов;

-закрепить навык составления небылиц при помощи картинок;

-развивать связную речь;

-закрепить навык правильного произношения звука [Л'] в словах;

-воспитывать интерес к речевым играм;

-развивать память, внимание, логическое мышление, фантазию и чувство юмора.

Ход игры:

Фишка передвигается по дороге к изображению моста. Логопед объясняет задание.

А вот и «Озеро фантазии». Все кто приближаются к озеру, становятся фантазерами и выдумщиками. На этом озере живут небылицы. И сейчас мы с вами попробуем придумать еще несколько небылиц. Давайте вспомним, как составить небылицу Можно поменять местами героев или предметы, перепутать слова или придумать то чего не бывает. Например: калина села на шмеля; глина выросла на клёне. При составлении небылиц нам помогут картинки.

Логопед выкладывает перед детьми рисунком вниз небольшую стопку карточек из картотеки по автоматизации звука, просит взять две верхние картинки и предлагает придумать с этими словами небылицу.

Дети по очереди выполняют задание, до тех пор, пока не закончатся карточки. Логопед следит за соблюдением игровых условий и правильным произнесением звука [Л']. Далее дети передвигают фишку на малинку и могут двигаться к следующему заданию.


v1587556022.jpg
g1587556039.jpg

«Замок воспоминаний»

Задачи:

-закрепить умение подбирать слова с заданным звуком;

-развивать слуховое внимание;

-закрепить навык правильного произношения звука [Л'] в словах;

-воспитывать интерес к речевым играм;

-развивать память, внимание и быстроту реакции.

Ход игры:

Фишка передвигается по дороге к изображению замка. Логопед объясняет задание.

Это «Замок воспоминаний», главный замок страны Малинии. Какое же приключение ожидает нас в нём?

Логопед выкладывает перед детьми звонок и разноцветные камешки.

Войти в замок, можно только вспомнив слова со звуком [Л']. Перед вами лежит гора драгоценных камней, тот, кто вспомнит слово со звуком [Л'] и первым позвонит в звонок, получит драгоценный камень. Если кто-то скажет слово, не позвонив или назовет слово, которое уже произносили, то он зарабатывает штрафной балл и лишается одного камня. Выигрывает тот, у кого окажется больше драгоценных камней.

Дети выполняют задание, до тех пор, пока не закончатся камешки. Логопед следит за соблюдением игровых условий и правильным произнесением звука [Л']. После выявления победителя дети передвигают фишку на малинку находящуюся на вершине замка. Логопед объявляет о завершении пути, поздравляет всех с победой и вручает каждому ребенку медаль «Великого путешественника» прошедшего всю страну Малинию.


x1587556073.jpg
k1587556100.jpg
b1587556128.jpg
o1587556173.jpg
p1587556368.jpg

Список материалов, использованных при создании игры:

Для изготовления данного пособия Вам понадобится:

–27 листов белого картона или плотной бумаги (не менее 160 г/м2) формата А4;

–лист толстого многослойного картона 21×41 см;

–фишки и кнопки–гвоздики (красного, желтого, синего и зеленого цвета);

–звонок;

–цветные камешки.

Изготовление пособия:

На двух листах плотной бумаги/картона распечатываем игровое поле. Соединяем верхнюю и нижнюю часть поля при помощи двухстороннего скотча. Затем приклеиваем игровое поле к листу толстого многослойного картона.


b1587556227.jpg

Для изготовления кубика «прилагательных» необходимо распечатать заготовку кубика, вырезать по контуру, согнуть по пунктирным линиям и склеить. Для долговечности, перед склеиванием, кубик можно заламинировать.


k1587556273.JPG
Игровое поле и кубик
DOCX / 6.18 Мб

Карточки по автоматизации звука [Л'] необходимо распечатать. Для долговечности карточки можно покрыть ламинирующей пленкой.


a1587556344.JPG

Использованные источники информации:

https://www.moi-detki.ru/razvitie_detei/razvivayuschie_igry_dlya_detey/803-logicheskiy_poezd.html

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-organizovanoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-razvitiyu-rechi-nebylicy-dlja-podgotovitelnoi-grupy.html

Картинный материал с интернет-порталов Яндекс и Google.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.