12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бикина Наталья Владимировна5424
Учитель-логопед, воспитатель
Россия, Москва
Материал размещён в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»

Настольная игра - тематическое лото «Какая игрушка?»

для обучения и закрепления у детей навыков словообразования относительных имен прилагательных

Пояснительная записка

Актуальность 

Образование и правильное употребление в речи имен прилагательных является одной из главных задач коррекционной деятельности педагогов работающих с детьми логопатами.    

Имена прилагательные появляются в речи детей позднее других частей речи, и чтобы новое слово прочно вошло в речь ребенка, его нужно не только много раз услышать и проговорить, но и научиться использовать в разнообразных ситуациях.

Наглядно-игровые пособия дают детям зрительную опору и служат дополнительной мотивацией для успешного усвоения речевого материала, базируясь на непроизвольном внимании и памяти детей.

Название игры - тематическое лото «Какая игрушка?»

Цель игры: развивать и закреплять у детей навыки словообразования относительных имен прилагательных и употребление их в сочетании с существительными.

Задачи: 

1. Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Игрушки»;

2. Совершенствовать грамматический строй речи:

- образование и правильное использование относительных прилагательных;

- согласование относительных имен прилагательных в роде и числе с именами существительными;

- употребление притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё», «мои».

3. Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.

4. Развивать мелкую моторику.

Аудитория. Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть использован в самостоятельной деятельности детей, на подгрупповых и индивидуальных мероприятиях.   

Материалы, которые были использованы для создания игры - компьютер, компьютерные программаы: Microsoft Power Point, Adobe Photoshop, Paint; принтер, фотобумага, ножницы, ламинатор, бумага для ламинирования.

Источники информации. Игра авторская, поэтому на всех фотографиях стоит водяной логотип «Авторская игра Бикина Н.В.». На каждой фотографии представлены: игровое поле, карточки и заполненное карточками игровое поле. За основу взята всем известная игра «Лото». Предметные картинки подобраны с использованием ресурсов Интернета, размещенные в свободном доступе и не содержащие указаний на авторов и каких-либо ограничений для их заимствования.

Описание игры

В комплект игры входит: 10 игровых полей, 80 карточек в виде предметных картинок с изображением игрушек из различных материалов, мешочек из плотной ткани. Весь игровой материал распечатан на фотобумаге и заламинирован. Игра хранится в плотной плоской коробке.

1. Игровые поля представляют собой листы формата А4, разделенные на 9 ячеек каждое. На центральной ячейке игрового поля изображен материал (дерево, резина, пластмасса, бумага, стекло, кожа, плюш, металл/железо, глина, солома) и вокруг неё восемь пустых ячеек для заполнения карточками. Количество игровых полей - 10 штук.

2. Карточки с изображением игрушек (по 8 штук для каждого игрового поля):

- деревянные игрушки - пирамидка, матрёшка, погремушка, машинка, кубики, дудочка, лошадка, паровозик.

t1653642093aa.png

- резиновые игрушки - кукла, ёжик, зайчик, петушок, белка, мяч, овощи, уточка.

t1653642093ab.png

- пластмассовые - погремушка, кубики, лопатка, пистолет, кораблик, паровоз, барабан, посудка.

t1653642093ac.png

- бумажные игрушки - самолетик, машинка, зайчик, рыбка, собачка, кораблик, ёжик, шар.

t1653642093ad.png

- стеклянные игрушки - кукла (Снегурочка), паровозик, кот, шишка, ёж, шар, птичка, рыбка.

​​​​​​​t1653642093ae.png

- кожаные игрушки - мишка, машинка, слон, заяц, лошадь, мяч, черепаха, кот.

t1653642093af.png

- плюшевые игрушки - мишка, машина, заяц, кукла, мяч, лошадь, кубики, солнышко.

t1653642093ag.png

- металлические/железные игрушки - солдатик, металлофон, самолет, ведро, лягушка, юла, машинка, танк.

t1653642093ah.png

- глиняные игрушки - медведь, свистулька, лошадка, барышня, посудка, петушок, кот, козлик.

t1653642093ai.png

- соломенные игрушки - птичка, солдатик, лошадка, кукла, козлик, погремушка, бычок, солнце.

t1653642093aj.png

Правила игры

   В игре могут принимать участие от 2 до 10 детей. Из всех игроков с помощью считалки или коллегиальным решением выбирается ведущий. Если коррекционный процесс образования относительных прилагательных на стадии изучения, а не закрепления, то ведущим должен быть педагог.

   Детям предлагается выбрать игровое поле (можно несколько), рассмотреть его и сказать, из какого материала играющий будет собирать игрушки. Например - «Я буду собирать игрушки из дерева - деревянные игрушки».

Ведущий открывает мешочек, где лежат карточки с предметными картинками, не глядя, опускает руку в мешочек и достает любую карточку. Все каточки имеют одинаковый размер, поэтому на ощупь абсолютно одинаковые.

Далее игра может проходить разными вариантами.

1 вариант. Взрослый даёт речевой образец, называя изображение карточки. Например - «бумажный самолетик».

Ребенок, у которого соответствующее игровое поле забирает карточку и закрывает ей свободную ячейку. При этом ребенок должен произнести: «Это мой бумажный самолетик».

2 вариант. Взрослый не даёт речевого образца, но называет материал, из которого сделана игрушка. Например - «самолетик из бумаги».

Ребенок, у которого соответствующее игровое поле должен произнести: «Это мой бумажный самолетик». При этом взрослый следит за правильным образованием относительных прилагательных. Если ребенок произнёс верно, то он забирает карточку и закрывает ей свободную ячейку. Если ответ был неверный, например, «бумаговый самолетик», то карточка возвращается обратно в мешочек. Взрослый даёт верный образец ответа, просит ребенка повторить, чтобы при последующем выпадении этой карточки ребенок смог припомнить правильный ответ.

3 вариант. Ведущий спрашивает: «Чья игрушка?». Дети, внимательно посмотрев на карточку, должны оценить, из какого материала сделана игрушка, и назвать, например: «Это мой бумажный самолетик».

Во всех вариантах выигрывает тот, кто первый закроет все ячейки карточки.

Спасибо за внимание!

Опубликовано в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»


Комментарии (2)

Татьяна, 01.07.22 в 13:32 0Ответить Пожаловаться
Здорово ))) обязательно сделаю )))
Бикина Наталья Владимировна, 01.07.22 в 18:46 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий!
Рада, что понравилась моя работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.