Логопедическая настольная игра «Улитка»
Логопедическая настольная игра «Улитка»
Дубок Д.В.
учитель-логопед
Пояснительная записка
Автоматизация звука –это сложный процесс введения в речь ребёнка нового звука. Если в этой работе использовать только тренировочные упражнения с картинным материалом, то занятия для детей могут стать утомительными и однообразными. Использование данной игры тренажёра ускоряет процесс формирования правильного произношения и дифференциации фонем, а также поможет в профилактике нарушения чтения и письма. В процессе её использования развиваются межполушарные связи, зрительное восприятие, мелкая моторика, память и внимание.
Основная цель – развитие речи детей с нарушением звукопроизношения, профилактика нарушений чтения и письма.
Задачи:
Закрепить у детей с нарушениями речи навыка автоматизации и дифференциации звуков в словах, словосочетаниях и предложениях.
Развивать мелкую моторику, память и внимание.
Формировать зрительный образ печатных букв, навыки чтения.
Материалы для игры: игра представляет собой панно, выполненное из ДВП, с приклеенными на нее горлышками от бутылок. На крышках приклеены картинки с необходимыми звуками или написаны буквы.
Возраст участников: 5-9 лет
Одновременно может играть как один ребёнок, так и двое детей.
Варианты игры:
Вариант 1. Автоматизация звуков.
Обучающиеся откручивают или закручивают крышечки игры «Улитка» с одновременным правильным проговариванием названия картинки, изображенной на крышечке. Так же можно при закручивании придумать слово прилагательное к заданной картинке или предложение.
Крышечки с картинками могут меняться, в зависимости от того, какие звуки автоматизируются.
Вариант 2. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. Обучающиеся откручивают крышечки со словами только на заданный звук. (Например: дифференциация звуков р-л, ш-с, ж-з и т.д )
Вариант 3. «Запоминай-ка»
Развитие слухоречевой и зрительной памяти.
Логопед говорит несколько слов, не менее 6, обучающийся их находит и откручивает соответствующие крышечки с тренажёра. Логопед так же может снять с «Улитки» несколько крышечек, обучающемуся необходимо вспомнить картинки и вернуть (закрутить) их на «Улитку».
Вариант 4. «Цепочка слов»
Профилактика и развитие навыков чтения, слогового анализа.
Составление цепочки слов, где последний слог одного слова будет начальным слогом любого слова. Один ребёнок может составить цепочку слов, а другой найти в этой цепочке спрятанные слова. (белка-карта-танки-кино и т.д)
Вариант 5. «Найди букву»
Развитие зрительного образа букв.
Ребёнок по просьбе логопеда находит и откручивает крышечку с заданной буквой.
Список литературы:
Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда со школьниками. - СПб.: КАРО, 2010
Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы-Волгоград: Учитель,2009