Развивающая логопедическая настольная игра «Логопуговки»
Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов
«Логопедическая настольная игра»
РАЗВИВАЮЩАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «ЛОГОПУГОВКИ»
Автор игры: учитель-логопед Тихомирова Екатерина Витальевна
«Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья
детей, для их здоровья и правильного развития»
Д.В. Менджерицкая
Актуальность и новизна Особенность деятельности современного учителя-логопеда такова, что требуется оказывать помощь все большему и большому количеству детей, находя пути ускорения процесса коррекции. Важной задачей для специалиста становится поиск новых эффективных технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее оптимально и эффективно.
Наибольшая польза логопедических занятий достигается при использовании таких игровых технологий, которые способствуют не только речевой коррекции, но одновременно способствуют и развитию мелкой моторики, и познавательных процессов и, конечно, делают логопедические занятия интересными и увлекательными.
О том, что польза развития мелкой моторики велика, знает каждый. Мелкая моторика – это совокупность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Сторонники этой теории утверждают, что зоны, отвечающие за мелкую моторику и артикуляцию, располагаются в коре человеческого головного мозга очень близко друг к другу. Активизируя зону мелкой моторики, мы одновременно стимулируем и близко расположенную, речевую зону!
Цель данной развивающей логопедической игры заключается в одновременном сочетании воздействия на разные стороны развития ребенка. А именно на развитие мелкой моторики, коррекцию звукопроизношения, формирование лексико-грамматических категорий речи, формирование и расширение словаря, совершенствование всех психических процессов. Ориентировано игровое пособие на детей среднего и старшего дошкольного возраста, разработано с учетом выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и соответствует требованиям ФГОС ДО. Все задания разработаны с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, с учетом структуры речевого дефекта.
Организация непосредственно образовательной деятельности с использованием игры «Логопуговки» может быть как подгрупповой, так и индивидуальной.
Логопедическая настольная игра «Логопуговки» будет полезна в использовании как учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям, так и заботливым родителям.
Для организации игр с пособием «Логопуговки» потребуются игровые поля и пуговицы разного цвета, размера, величины, формы и материала. А так же декоративные деревянные пуговицы, в виде разнообразных персонажей и предметов. Все пуговицы разделены на шесть комплектов:
пуговицы разного цвета, размера, величины, формы и материала;
декоративные пуговицы в виде предметов, в названии которых содержаться звуки [С, З];
декоративные пуговицы в виде предметов, в названии которых содержаться звуки [Ш, Ж];
декоративные пуговицы в виде предметов, в названии которых содержаться звуки [Л];
декоративные пуговицы в виде предметов, в названии которых содержаться звуки [Р];
набор декоративных пуговиц разных лексических категорий (в виде животных, транспорта, одежды и т. д.).
Чем разнообразнее будут пуговицы, тем интересней будет играть, тем больше будет пользы от коррекционных занятий с использованием логопуговок.
Содержание заданий.
Задание № 1. «Слоговые дорожки»
Это задание направлено на автоматизацию поставленного звука в слогах. Используются пуговицы любой формы двух цветов. Например, красные и желтые. Логопед говорит: «По дорожке мы пройдем, и слог ША произнесем», называет слог: «ША» и кладет красную пуговку, называет слог: «ШЫ» и кладет желтую пуговку. Предлагает ребенку помочь ему построить красивую дорожку. Когда дорожка готова, можно еще раз отработать произношение слогов, шагая пальчиками по выложенной из пуговиц дорожке. На следующем этапе добавляем зеленую пуговицу и слог «ШУ», затем синюю пуговицу и слог «ШО». Эту игру можно организовать при автоматизации любого другого звука, как в прямых слогах ША-ШЫ-ШУ-ШО, так и обратных АШ-ИШ-УШ-ОШ.
Задание № 2. «Звуковые круги»
Потребуются игровые поля в виде кругов с секциями или круглые сортиры. А так же декоративные пуговицы в виде разных предметов, в названии которых содержится автоматизируемый звук. В центре круга располагаем символ автоматизируемого звука. Просим детей заполнить секции круга пуговками в названии которых есть звук [С], или любой другой автоматизируемый звук.
Задание № 3. «Отгадай, какой пуговки не стало».
Логопед раскладывает перед ребенком (детьми) пуговицы, просит назвать пуговицы в прямом и обратном порядке. Затем просит ребенка закрыть глаза и в это время убирает одну из пуговиц. Задача дошкольника отгадать, чего не стало. Начать игру можно с использования пяти пуговиц, а затем их количество можно увеличивать. Возможно усложнение игры, когда убираются одновременно все пуговицы, а ребенок, по памяти, должен восстановить все цепочку.
Второй вариант этой игры, после того, как малыш запомнил все пуговки и закрыл глаза, поменяем пуговицы местами. Ребенок, открыв глаза, должен заметить и объяснить какие изменения произошли в ряду пуговиц.
Задание № 4. «Сортировка»
Для выполнения этого задания нам потребуются пуговки с персонажами и предметами на звуки [З]-[С]. Предлагаем малышу разложить их в две коробочки, в одну со звуком [З], в другую со звуком [С]. Во время выполнения задания добиваемся, чтобы ребенок четко проговаривал первые звуки слов. Если дифференциация звуков вызывает затруднения, предлагаем ребенку «послушать горлышко», определить какой, из предлагаемых звуков, звонкий, а какой глухой.
Задание № 5. «Украсим ёлку».
Потребуется игровое поле с изображением елки и декоративные пуговки. Логопед ставит перед ребенком задачу: украсить новогоднюю елку только теми пуговками, в названии которых мы услышим звук [С] или другой заданный звук. В ходе игры педагог контролирует правильное произношение ребенком трудного звука. Как вариант дальнейшего продолжения игры, можно предложить ребенку запомнить все игрушки, которыми он украсил елку, и поиграть в игру «Какой игрушки не стало».
Задание № 6. «Слово называй, пуговки считай».
Потребуются пуговки любого цвета и размера. Логопед предлагает назвать слова на заданный звук. За каждый правильный ответ выдает пуговку. В конце игры дети пересчитывают свои пуговки, побеждает тот, у кого больше пуговиц.
Задание № 7. «Логопедическое лото».
«Логопедическое лото» представляет собой набор карточек (игровых полей) и пуговок с различными изображениями. На каждой карточке находится несколько изображений, а на каждой из фишек – одно изображение, которое должно совпадать с одной из картинок на карточке. Всего шестнадцать игровых полей, по четыре на каждый звук: [С], [Ш-Ж], [Л], [Р]. Одновременно в игре могут принимать участие четыре ребенка. Участникам игры раздаются карточки, фишки складываются в мешочек и перемешиваются. Ведущий достаёт из мешка по одной фишке, называет и показывает её игрокам. Игрок, на чьей карточке находится соответствующая картинка, забирает фишку и накрывает ею совпавший рисунок. Если желающих, забрать фишку - нет, фишка возвращается в мешок. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок закрыл фишками лото все картинки.
Задание № 8. «Чья это тень?».
Для выполнения задания потребуются игровые поля с изображением силуэтов пуговиц. И набор декоративных пуговиц к ним. Логопед дает ребенку карточку с заданными силуэтами. Предлагает рассмотреть их и назвать. Уточняет, какой звук встретился во всех словах. Затем дает ребенку набор пуговиц, а дошкольник должен найти, среди имеющихся у него пуговиц, нужный силуэт. Таким образом, ребенок поочередно называет и накладывает цветное изображение (пуговку) на тень.
Задание № 9. «Отгадай, где прячется звук».
Перед началом выполнения задания объясняем ребенку, что слово делится на 3 части: начало, середину и конец. Звук в слове может находиться либо в начале, т. е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середине, т. е. звуки стоят перед ним и после него, и в конце, после него звуков больше нет. Затем взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и отгадать где находится заданный звук. Например, нужно определить местоположение звука [р]: ракета — звук [р] в начале, корова — звук [р] в середине, экскаватор — звук [р] в конце .
Задание № 10. «Кто в домике живет?».
Потребуется игровое поле в виде домика. В верхнее окошечко крепим букву, которая будет обозначать требуемый звук и набор пуговиц с изображением разнообразных животных. Предлагаем ребенка заселить в домик животных, в названии которых есть заданный звук. Ребенок выбирает нужные пуговки и заполняет окошечки домика. Например, крепим букву С, в домик заселяем: собаку, лису, сову, слона. Просим ребенка, четко проговаривая все звуки назвать, кого он заселил в домик.
Задание № 11. "Четвертый лишний".
Ребенку предлагается назвать в каждом ряду лишний предмет. И обосновать, пользуясь обобщающими словами свой выбор. Для начала подбираем лишнюю пуговку полярно отличающуюся от всех остальных. Например, машина, мороженное, торт и пирожное. А затем подбираем лишний предмет с наименьшими отличительными признаками. Например, выкладываем пуговицы в ряд: кошка, собака, лиса, корова. Здесь лишняя лиса, так как это дикое животное, а все остальные домашние.
Задание № 12. «Какая? Какие?».
Потребуются пуговицы разные по размеру, форме, цвету, материалу. В ходе игры будем упражнять детей в подборе прилагательных к существительным. Достав пуговицу из мешочка, ребенок характеризует ее, подбирая слова-признаки. Например: маленькая, большая, круглая, квадратная, овальная, деревянная, металлическая, пластмассовая, красная, перламутровая, гладкая и т.д.
Задание № 11. «Посчитай-ка».
Направленна на формирования у ребенка умения согласовывать существительные с числительными. Потребуются готовые игровые поля, декоративные деревянные пуговицы в виде разнообразных персонажей и предметов. Одновременно в игре могут принимать участие несколько детей. Участникам игры раздаются игровые поля, на подносе размещаются пуговки, соответствующие изображениям на игровых полях. Каждого вида пуговок должно быть не меньше пяти. Первый игрок, выбирает, что он будет считать и, закрывая картинку пуговицей соответствующей конфигурации, ведет счет. Например, ребенок говорит: «Я буду считать рыб». Берет пуговки в форме рыбок и совмещая их с картинкой считает: «Одна рыбка, две, рыбки, три, рыбки, четыре рыбки, пять рыбок».
Задание № 12. "Один-много".
Взрослый показывает и называет одну пуговицу, ребенок добавляет к ней еще одну такую же и называет их. Например, подарок-подарки, жираф-жирафы, лиса-лисы, слон-слоны и т.д. Обращаем внимание детей на предметы про которые нельзя сказать "один-много" (ножницы, санки, мороженое, обувь, молоко).
Задание № 13. «Обобщения»
Потребуются игровые поля в виде кругов с секциями или круглые сортиры. А так же декоративные пуговицы в виде разных предметов, относящихся к разным лексическим категориям: животные, игрушки, одежда и т.д. Просим детей заполнить секции круга подходящими пуговками.
Задание № 14. «Звуки называй, узоры собирай»
При помощи пуговиц красного, синего и зеленого цвета удобно выполнять звуковой анализ слов. Потребуются предметные картинки и наборы пуговиц на каждого ребенка. Это же задание можно предложить детям выполнять в парах. Если взять пуговицы красного цвета разной величины, тогда можно упражнять детей в определение ударных и безударных гласных. Большая красная пуговица, будет обозначать ударный красный звук, маленькая – безударный.
На данный момент существует большое количество разнообразных пуговиц. Они найдутся в каждом доме, а если есть необходимость всегда возможно их приобрести. Пуговицы имеют разную фактуру, разные цвета и оттенки, размеры и формы. Занятия с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, моторного планирования, координации движений, творческой фантазии, а главное помогают справиться с трудностями преодоления речевых нарушений. Игра с пуговками малыш не будет испытывать проблем с застегиванием и расстёгиванием пуговиц на своей одежде.
Внимание! Уважаемые взрослые, если в игре вы используете мелкие предметы, будьте особенно внимательны! Не оставляйте ребенка одного.
И не забывайте, что игра всегда должна оставаться игрой! Не заставляйте ребенка играть, если он не хочет. И не ругайте его, если что-то не получается!
Играйте, и ваши дети освоят все премудрости красивой речи играючи!
Список использованной литературы и интернет ресурсов
1. Деникеева Ф. Ахунова К. Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц//ж.Дошкольное воспитание №2/2013 с. 69
2. Карпеева М. В. Развитие речи младших дошкольников. Упражнения с пуговицами и дидактические игры. ФГОС. - Издательство: Центр педагогического образования, 2015 г.
3. Половникова О.А. Опыт логопедического сопровождения детей дошкольного возраста / Половникова О.А.. // Логопед – 2012. – № 10. – С. 47-49.
4. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.
5. Солоненко Л. Пуговичный мир//ж. Дошкольное воспитание №2/2013 с. 28
6. Тихомирова Е.В. Игровое пособие «Логопуговицы» для детей 3—7 лет с ОВЗ//ж. Логопед № 9/2019 с. 60
7. Тихомирова Е.В. Современные игры по развитию речи детей.-СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 32с.
8. Тихомирова Е.В. Увлекательная грамота. Развивающее пособие для детей 5—7 лет с речевыми нарушениями//ж. Логопед №5/2019 с. 68
9. Штиль С. Сенсорное развитие детей с особыми потребностями с помощью пуговичной терапии//ж. Коррекционная работа в ДОУ №1/2016 с.8
Кияйкина Наталья Федоровна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Сергачева Анна Анатольевна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Зайтуна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Порошина Ольга Анатольевна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Погодина Наталия Леонидовна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Дементьева Ирина Михайловна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Сергачева Анна Анатольевна
Панкратова Елена Владимировна