Настольная коррекционно-развивающая логопедическая игра «Загадочные тени»
Настольная коррекционно-развивающая логопедическая игра
«Загадочные тени».
Пояснительная записка
Автор игры: учитель-логопед Лихотская Мария Владимировна.
Предмет: логопедия.
Название игры: коррекционно-развивающая логопедическая игра «Загадочные тени».
Аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Актуальность: в настоящее время увеличивается число детей с теми или иными речевыми нарушениями, что приносит неудобство в первую очередь ребенку. И чтобы процесс коррекции звукопроизношения был более интересным и увлекательным для ребенка, можно использовать данную настольную игру. Она направлена не только на коррекцию, но имеет и развивающий характер, а также выполнена в ярких, насыщенных тонах, что обязательно привлечет внимание малыша. И что не маловажно все выполнено из безопасных материалов.
Цель игры: автоматизация / дифференциация звуков «р», «рь» / «л», «ль» на уровне слова у детей старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения.
Задачи:
- закреплять правильное произношение поставленных звуков
- совершенствование фонематического слуха
- совершенствование звукового анализа
- развитие мелкой моторики
- развитие образного мышления и зрительного восприятия
- активизировать словарный запас детей по разным лексическим темам
Правила использования игры:
Данную настольную игру можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.
- перед ребенком (детьми, если подгрупповое занятие) находится небольшой мешочек и две маленькие корзинки с пометками «Р», «Л». Из мешочка по очереди достают какой-то предмет, по его очертаниям ребенок должен отгадать что это или кто это (если играют несколько детей, то достают предметы и угадывают по очереди)
- затем необходимо определить какие звуки присутствуют в названии этого предмета: если «р» / «рь», то этот предмет отправляется в корзинку с пометкой «Р»; если же в названии звуки «л» / «ль», соответственно предмет отправляется в корзинку с пометкой «Л» . Так продолжается, пока мешочек не опустеет (упражнение еще и на сообразительность, есть предметы в названиях которых присутствуют и «р» и «ль»)
- теперь, когда корзинки полные, происходит обратное действие: ребенок (дети) достает из корзинки предмет, кладет перед собой на стол и выявляет в какой части слова находится заданный звук («р» / «рь», «л» / «ль») – в начале, середине или конце слова. И так пока все предметы не окажутся на столе - далее разворачиваем корзинки на 180 градусов и ребенок (дети) снова отбирают и складывают в корзинки предметы, только теперь по другому признаку: живые существа – все съедобное. Для развития логического мышления есть хитрость: не все фигуры обозначают животных и еду, присутствуют и «лишние», которые ребенок должен заметить и назвать к чему они относятся.
- на этом игра заканчивается, если играло несколько детей можно подсчитать кто больше выполнил правильно заданий
Материалы, использованные при создании настольной игры:
- заготовки из фанеры на лексические темы (покрашены обычной краской «Акварель»)
- корзинки из фоамирана + изображения букв «Р», «Л»
Вырезаем два круга и по краям делаем надрезы
Получившиеся «лучики» поднимаем вверх и сшиваем лентой
Приклеиваем буквы
- небольшой мешочек из фетра для предметов-заготовок
Берем лист А4 фетра, складываем пополам и склеиваем по краям, формируя мешочек, сверху протягиваем ленту чтобы завязывать мешок
Достигнутый результат: поэтапно выполняя задания игры ребенок достигает поставленные цели и задачи. Когда ребенок называет предметы и выявляет заданный звук – развивает фонематический слух. Определяет расположение звука в слове – вот и звуковой анализ. Перебирает, отбирает, перекладывает предметы – совершенствует моторику рук. По очертанию (по тени) отгадывает что/ кто это – хорошая тренировка зрительного восприятия и мышления. Активизация словарного запаса – отбор предметов по лексическим темам. И безусловно на протяжении всей игры - закрепление правильного произношения поставленных звуков.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Ефимова Алла Ивановна
Лихотская Мария Владимировна
Таисия
Лихотская Мария Владимировна
Ольга Гончарова
Лихотская Мария Владимировна