Логопедическая настольная игра «Слогоград»
МКДОУ детский сад № 347 комбинированного вида «Ладушки»
Логопедическая настольная игра
«СЛОГОГРАД»
(«Городок»)
Автор разработки: Алексеева Е.Ф.,
учитель-логопед
г. Новосибирск
Актуальность темы
В статье 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дошкольное образование направлено в том числе «на формирование предпосылок учебной деятельности» (п.1) на основе «индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности» (п.2).
ФГОС ДО определяет речевое развитие как одну из пяти основных образовательных областей и включает в т.ч.
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В соответствии с этим документом сегодня на первом месте стоит задача такого развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие – современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.
Одно из направлений обучения русскому языку дошкольников является деление слов на слоги (части).
В моей комбинированной группе есть дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, когнитивными нарушениями, СДВГ. У этих детей наряду с нарушениями речи есть также проблемы с восприятием, координацией, мелкой и общей моторикой. Способность воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок также влияет на речевое развитие детей, поэтому у детей с ОВЗ часто бывает нарушена в том числе и эта способность.
Чтобы правильно развить слоговую ритмизацию, я использую различные упражнения: тактильно-визуальные (с камешками, картинками и геометрическими фигурами), ритмическую артикуляционную и пальчиковую гимнастику, выполняемую под счет, повторение ритмов, отхлопывание слов. Но беда в том, что у многих детей проще сформировать умение делить слова на слоги, чем закрепить это умение и превратить его в навык. Выход один: придумывать интересные игры, с помощью которых дети смогут тренировать свои навыки интересно и с азартом.
Пояснительная записка
Тип игры: игра настольная, логопедическая.
Образовательная область: речевое развитие.
Аудитория: игра предназначена для детей 5-7 лет.
Цель игры:
Закрепление умения правильно делить слова на слоги.
Образовательные задачи:
- сформировать и закрепить умение детей делить слова на слоги;
- сформировать и закрепить умение соотносить количество слогов в названии объекта с нужным числом.
Коммуникативные задачи:
- учить детей взаимодействию со сверстниками, целенаправленности и саморегуляции;
- формировать позитивные установки к игре с правилами.
Оборудование: 1. Кубик игровой с гранями четырех основных цветов. Одной белой и одной гранью с кругами всех четырех цветов.
2. Девять предметных картинок с изображениями объектов, в названии которых один слог ( пёс, жук, волк, слон, дом, ёж, мяч, гриб, зонт)
3. Девять предметных картинок с изображениями объектов, в названии которых два слога ( сан-ки, ко-за, лы-жи, бел-ка, жи-раф, ку-бик, ры-ба, мед-ведь, кош-ка)
4. Девять предметных картинок с изображениями объектов, в названии которых три слога (ма-ши-на, ко-ро-ва, ба-ра-бан, ба-боч-ка, вер-то-лет, ля-гуш-ка, ка-пу-ста, мор-ков-ки, о-гур-цы)
5. Девять предметных картинок с изображениями объектов, в названии которых четыре слога (че-бу-раш-ка, те-ле-ви-зор, гу-се-ни-ца, че-ре-па-ха, ка-ран-да-ши, о-бе-зья-на, пу-го-ви-цы, ве-ло-си-пед, пи-ра-мид-ка)
6. Бумажные заламинированные домики четырех основных цветов с количеством окошек от одного до четырех с одной стороны
Правила игры:
Играть могут от двух до шести человек, на начальном этапе с детьми играет воспитатель.
Каждый игрок получает 6 предметных карточек, выбранных случайным образом. Они лежат на столе перед игроками картинкой вверх. Оставшиеся карточки (если игроков меньше шести) лежат «на складе», перевернутые картинками вниз. Домики лежат окошками вниз, перемешанные между собой.
Первый игрок, выбранный считалкой, бросает кубик. Если выпадает сторона, окрашенная в один из основных цветов, игрок вытягивает любой домик соответствующего цвета, переворачивает его и кладет на стол. Это первый домик «городка». Игрок считает количество окон у своего дома и ищет среди своих предметных картинок такую, в названии которой такое же количество слогов (частей). Ребенок может пользоваться прохлопыванием либо другим способом определения количества слогов в слове. Правильно найденную карточку он помещает в дом. Следующий ребенок действует так же.
Если кубик падает белой стороной вверх, игрок пропускает ход.
Если выпадает сторона, помеченная всеми четырьмя цветами, игрок может выбрать домик любого цвета.
Если у игрока нет карточки с нужным количеством слогов, он отправляется на склад. Он имеет право взять только одну карточку, если он выбрал неудачно, то право хода переходит к следующему по часовой стрелке игроку.
Выигрывает игрок, у которого не остается предметных карточек.
Внимание! Игра допускает вариативность названий объектов: пес – собака – щенок, белка – белочка и так далее. Любой ответ будет считаться правильным, если количество слогов в слове и количество окошек в домике совпадает.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года (http://zakon-ob-obrazovanii.ru/)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/)
3. Васильева Е.В., учитель-логопед, к.п.н.«Нейропсихологические приемы ритмизации речи как база работы логопеда с детьми с ОВЗ» (mersibo.ru sites default files education).