Настольно-печатная игра «Что из чего сделано»

2
1
Материал опубликован 4 March 2019 в группе

Настольно-печатная игра «Что из чего сделано»

"Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку, - можно творить!"

К.С.Станиславский

Актуальность настольно-печатной игры «Что из чего сделано»

В современном мире владение правильной, грамотной, чистой речью трудно переоценить. Оно имеет важное значение для формирования полноценной личности. Ведь человек с хорошо развитой речью может легко вступать в общение, он внятно выражает свои собственные мысли и желания, он в состоянии договориться с партнерами о совместной деятельности, он готов руководить коллективом.

В детстве правильная, хорошо развитая речь является одним из основополагающих факторов успешного обучения ребенка в школе. При наличии дефектов речи только квалифицированная помощь учителя-логопеда поможет компенсировать и устранить их, тем самым создав благоприятные условия для дальнейшего обучения.

Целью логопедической работы является воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических приемов и методов, направленных на коррекцию дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов. Обучение должно приносить не только пользу, но и удовольствие. Вот почему так важно использовать игровые приемы в коррекционно-развивающей работе.

Представляю вам настольно-печатную игру «Что из чего сделано». Она изготовлена с соблюдением требований СанПиН, доступна для детей различных возрастных категорий и многофункциональна.

Основная цель – развитие речи детей как нормально развивающихся, так и имеющих отклонения в развитии.

Задачи:

Обогащение, расширение и уточнение словарного запаса (различных частей речи: имен существительных, имен прилагательных, глаголов);

Формирование словоизменительных и словообразовательных навыков;

Коррекция звукопроизносительных навыков (автоматизация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях);

Развитие фонематического слуха (дифференциация оппозиционных звуков)

Формирование фразовой речи;

Развитие связной речи.

Развитие ВПФ: внимания, памяти, мышления; зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.

Развитие самостоятельности, самоконтроля, а также умения работать в паре, в группе.

Игра выполнена в соответствии с принципами:

доступности: обеспечивает свободный доступ ребят к игровому материалу;

здоровьесбережения: настольно-печатная игра выполнена в соответствии с требованиями СанПин;

природосообразности: легко учесть возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей;

трансформируемости: возможности выбора или изменения наглядного материала в зависимости от образовательной ситуации, от цели и задач конкретного занятия;

эстетичности: игра красиво оформлена, сделана из безопасных материалов.


 

Эта игра рассчитана на использование в работе с детьми от 4 до 8 лет с учетом их индивидуальных особенностей и структуры дефекта.

Игру можно применять в совместной деятельности детей и взрослых, совместной деятельности детей, самостоятельной деятельности детей с последующим контролем со стороны взрослых как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.

Игра будет полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям, педагогам групп продленного дня и родителям.

Описание игры: Игра представляет собой 10 полей-карточек, разрезанных как пазлы: 10 круглых полей с несколькими картинками-предметами, сделанными из одного материала, и 40 маленьких карточек с 1 картинкой-предметом, сделанным из тех же материалов. Карточки напечатаны на бумаге и наклеены на картон.

В ходе игры дети знакомятся с материалами и изделиями из них (основная цель пособия).

Начинать лучше с одного поля-карточки. Количество круглых карточек нужно увеличивать постепенно, варьируя его в зависимости от конкретной цели занятия и количества игроков.

Предложите ребенку круглую карточку (например, с стеклянными предметами), назовите каждый предмет, уточните, из чего он сделан (обязательно акцентируйте внимание на употреблении предлога ИЗ: даже если малыш его еще не употребляет в речи, он должен слышать правильный речевой образец), далее можно образовать относительное имя прилагательное (например, СТЕКЛЯННЫЙ…), составить словосочетание, обращая внимание на изменение «хвостика слова» - окончания им. прил. (СТЕКЛЯННЫЙ БОКАЛ, но СТЕКЛЯННАЯ БАНКА).

Далее ребенок должен подобрать из маленьких карточек подходящие 4 картинки и присоединить к круглой карточке так, чтобы зрительный образ предметов не был нарушен (например, СТЕКЛЯННЫЙ АКВАРИУМ не был перевернут вверх ногами).

Можно предложить поиграть в игру «Жадина» и назвать все предметы своими: МОЙ стеклянный стакан, МОЯ стеклянная сахарница…

Можно предложить поиграть в игру «Магазин» и назвать много предметов: У меня один стеклянный шарик, а в магазине МНОГО СТЕКЛЯННЫХ шариков.

Уточнить, чем один предмет отличается от другого (например, БАНКА от БУТЫЛКИ, БОКАЛ от СТАКАНА и т.д.) С детьми старшего возраста или более высокого уровня развития можно составить предложения, используя эти словосочетания (например, Я КУПИЛ МИНЕРАЛЬНУЮ ВОДУ В СТЕКЛЯННОЙ БУТЫЛКЕ). Предложить вспомнить или пофантазировать, из каких еще материалов можно сделать тот или иной предмет (бутылка из СТЕКЛА – бутылка из ПЛАСТИКА).

 

Варианты игры для автоматизации и дифференциации звуков.

Цель занятия – автоматизация звука Л. (для детей 5-7 лет)

Выбираем поля-карточки с предметами из пластика, хлопка и золота.

При проведении игры акцентируем внимание на произнесении звука Л.

Цель занятия – автоматизация звука ЛЬ.

Выбираем поля-карточки с предметами из глины. При проведении игры обращаем внимание на произнесение звука ЛЬ.

Цель занятия – дифференциация звуков Л и ЛЬ.

Выбираем поля-карточки с предметами из стекла и металла. Обращаем внимание, что при образовании слов, отвечающих на вопрос КАКОЙ?, звук меняется: из метаЛЛа – метаЛЛический, из стекЛа – стекЛянный.

Цель занятия – автоматизация звука Ш. Выбираем поля-карточки с предметами из шерсти. При проведении игры обращаем внимание на произнесение звука Ш.

Цель занятия – автоматизация звука Ж. Выбираем поля-карточки с предметами из кожи. При проведении игры обращаем внимание на произнесение звука Ж.

Цель занятия – дифференциация звуков Ш и Ж. Выбираем поля-карточки с предметами из шерсти и кожи. При проведении игры обращаем внимание на произнесение звуков Ш и Ж, на участие голоса в образовании звуков Ш и Ж.

Цель занятия – автоматизация звука РЬ. Выбираем поля-карточки с предметами из дерева. При проведении игры обращаем внимание на произнесение звука РЬ. Игра также полезна для работы над слоговой структурой слов.

С последним полем-карточкой можно провести игру на формирование понятия ХЛЕБО-БУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. Выяснить, чем пирог отличается от пирожка, а батон от буханки. Какие бывают разновидности макарон. Чем отличаются сушка – баранка – бублик. Что такое крендель и калач. Вспомнить и рассказать сказку «Колобок».

Для различных целей можно использовать предметные картинки на маленьких карточках.

Игра «Запомни и назови». Цель – развитие памяти, внимания. Выставляются 5-8 картинок, ребенок запоминает не только картинки, но и их последовательность, взрослый переворачивает картинки вверх рубашкой, ребенок называет картинки в нужной последовательности. Вариант этой игры – «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Игра «Четвертый лишний». Цель – развитие мышления, формирование ассоциативных связей (обобщающих понятий, восприятия формы, цвета, величины и т.д.) Взрослый отбирает необходимые картинки, например, СТАКАН, шарик, КУВШИН, ГОРШОК. Ребенку предлагается выбрать лишний предмет и объяснить, почему он сделал такой выбор. (Лишний шарик, потому что он – не посуда, а игрушка, елочное украшение). Из ряда МАЙКА, ШОРТЫ, НОСКИ, шапка следует выбрать шапку, т.к. она – головной убор, а все остальное – одежда.

Игра «Подбери картинку». Цель – формирование фонематического восприятия. Ребенка просят выбрать картинку на заданный звук или назвать первый звук в слове, изображённом на данной картинке, последовательность звуков. Как вариант игры – подобрать картинку по названной последовательности звуков, в дальнейшем – подобрать картинку к звуковой схеме слова.

Можно предложить найти слова, в которых заданное количество слогов, показать картинку.

Игра «Слева, справа, между, вверху, внизу». Цель – формирование пространственных представлений, зрительного восприятия, дифференциации понятий, имеющих отношение к пространственному расположению предметов.


 

Информационные ресурсы и литература:
 

Поисковые системы ГУГЛ ХРОМ и ЯНДЕКС (картинки)

Кузнецова В.Г. Серия книг «Развиваем речь» (Мир вокруг)- М.: Издательский дом ОНИКС 21 век ,-2005.

Киселева Г.А. Книжка-учишка. Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков. В 3-х частях. М.: Прометей, - 2003

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Речевое развитие детей дошкольного возраста (6-7(8) лет). Учебное пособие в 5-ти частях. М.: - БАЛАСС, - 2018.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Но это же на авторское пособие, я уже такую игру.

12 March 2019