Настольно-печатная игра «Что из чего сделано»
Настольно-печатная игра «Что из чего сделано»
"Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку, - можно творить!"
К.С.Станиславский
Актуальность настольно-печатной игры «Что из чего сделано»
В современном мире владение правильной, грамотной, чистой речью трудно переоценить. Оно имеет важное значение для формирования полноценной личности. Ведь человек с хорошо развитой речью может легко вступать в общение, он внятно выражает свои собственные мысли и желания, он в состоянии договориться с партнерами о совместной деятельности, он готов руководить коллективом.
В детстве правильная, хорошо развитая речь является одним из основополагающих факторов успешного обучения ребенка в школе. При наличии дефектов речи только квалифицированная помощь учителя-логопеда поможет компенсировать и устранить их, тем самым создав благоприятные условия для дальнейшего обучения.
Целью логопедической работы является воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических приемов и методов, направленных на коррекцию дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов. Обучение должно приносить не только пользу, но и удовольствие. Вот почему так важно использовать игровые приемы в коррекционно-развивающей работе.
Представляю вам настольно-печатную игру «Что из чего сделано». Она изготовлена с соблюдением требований СанПиН, доступна для детей различных возрастных категорий и многофункциональна.
Основная цель – развитие речи детей как нормально развивающихся, так и имеющих отклонения в развитии.
Задачи:
Обогащение, расширение и уточнение словарного запаса (различных частей речи: имен существительных, имен прилагательных, глаголов);
Формирование словоизменительных и словообразовательных навыков;
Коррекция звукопроизносительных навыков (автоматизация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях);
Развитие фонематического слуха (дифференциация оппозиционных звуков)
Формирование фразовой речи;
Развитие связной речи.
Развитие ВПФ: внимания, памяти, мышления; зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.
Развитие самостоятельности, самоконтроля, а также умения работать в паре, в группе.
Игра выполнена в соответствии с принципами:
доступности: обеспечивает свободный доступ ребят к игровому материалу;
здоровьесбережения: настольно-печатная игра выполнена в соответствии с требованиями СанПин;
природосообразности: легко учесть возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей;
трансформируемости: возможности выбора или изменения наглядного материала в зависимости от образовательной ситуации, от цели и задач конкретного занятия;
эстетичности: игра красиво оформлена, сделана из безопасных материалов.
Эта игра рассчитана на использование в работе с детьми от 4 до 8 лет с учетом их индивидуальных особенностей и структуры дефекта.
Игру можно применять в совместной деятельности детей и взрослых, совместной деятельности детей, самостоятельной деятельности детей с последующим контролем со стороны взрослых как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.
Игра будет полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям, педагогам групп продленного дня и родителям.
Описание игры: Игра представляет собой 10 полей-карточек, разрезанных как пазлы: 10 круглых полей с несколькими картинками-предметами, сделанными из одного материала, и 40 маленьких карточек с 1 картинкой-предметом, сделанным из тех же материалов. Карточки напечатаны на бумаге и наклеены на картон.
В ходе игры дети знакомятся с материалами и изделиями из них (основная цель пособия).
Начинать лучше с одного поля-карточки. Количество круглых карточек нужно увеличивать постепенно, варьируя его в зависимости от конкретной цели занятия и количества игроков.
Предложите ребенку круглую карточку (например, с стеклянными предметами), назовите каждый предмет, уточните, из чего он сделан (обязательно акцентируйте внимание на употреблении предлога ИЗ: даже если малыш его еще не употребляет в речи, он должен слышать правильный речевой образец), далее можно образовать относительное имя прилагательное (например, СТЕКЛЯННЫЙ…), составить словосочетание, обращая внимание на изменение «хвостика слова» - окончания им. прил. (СТЕКЛЯННЫЙ БОКАЛ, но СТЕКЛЯННАЯ БАНКА).
Далее ребенок должен подобрать из маленьких карточек подходящие 4 картинки и присоединить к круглой карточке так, чтобы зрительный образ предметов не был нарушен (например, СТЕКЛЯННЫЙ АКВАРИУМ не был перевернут вверх ногами).
Можно предложить поиграть в игру «Жадина» и назвать все предметы своими: МОЙ стеклянный стакан, МОЯ стеклянная сахарница…
Можно предложить поиграть в игру «Магазин» и назвать много предметов: У меня один стеклянный шарик, а в магазине МНОГО СТЕКЛЯННЫХ шариков.
Уточнить, чем один предмет отличается от другого (например, БАНКА от БУТЫЛКИ, БОКАЛ от СТАКАНА и т.д.) С детьми старшего возраста или более высокого уровня развития можно составить предложения, используя эти словосочетания (например, Я КУПИЛ МИНЕРАЛЬНУЮ ВОДУ В СТЕКЛЯННОЙ БУТЫЛКЕ). Предложить вспомнить или пофантазировать, из каких еще материалов можно сделать тот или иной предмет (бутылка из СТЕКЛА – бутылка из ПЛАСТИКА).
Варианты игры для автоматизации и дифференциации звуков.
Цель занятия – автоматизация звука Л. (для детей 5-7 лет)
Выбираем поля-карточки с предметами из пластика, хлопка и золота.
При проведении игры акцентируем внимание на произнесении звука Л.
Цель занятия – автоматизация звука ЛЬ.
Выбираем поля-карточки с предметами из глины. При проведении игры обращаем внимание на произнесение звука ЛЬ.
Цель занятия – дифференциация звуков Л и ЛЬ.
Выбираем поля-карточки с предметами из стекла и металла. Обращаем внимание, что при образовании слов, отвечающих на вопрос КАКОЙ?, звук меняется: из метаЛЛа – метаЛЛический, из стекЛа – стекЛянный.
Цель занятия – автоматизация звука Ш. Выбираем поля-карточки с предметами из шерсти. При проведении игры обращаем внимание на произнесение звука Ш.
Цель занятия – автоматизация звука Ж. Выбираем поля-карточки с предметами из кожи. При проведении игры обращаем внимание на произнесение звука Ж.
Цель занятия – дифференциация звуков Ш и Ж. Выбираем поля-карточки с предметами из шерсти и кожи. При проведении игры обращаем внимание на произнесение звуков Ш и Ж, на участие голоса в образовании звуков Ш и Ж.
Цель занятия – автоматизация звука РЬ. Выбираем поля-карточки с предметами из дерева. При проведении игры обращаем внимание на произнесение звука РЬ. Игра также полезна для работы над слоговой структурой слов.
С последним полем-карточкой можно провести игру на формирование понятия ХЛЕБО-БУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. Выяснить, чем пирог отличается от пирожка, а батон от буханки. Какие бывают разновидности макарон. Чем отличаются сушка – баранка – бублик. Что такое крендель и калач. Вспомнить и рассказать сказку «Колобок».
Для различных целей можно использовать предметные картинки на маленьких карточках.
Игра «Запомни и назови». Цель – развитие памяти, внимания. Выставляются 5-8 картинок, ребенок запоминает не только картинки, но и их последовательность, взрослый переворачивает картинки вверх рубашкой, ребенок называет картинки в нужной последовательности. Вариант этой игры – «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Игра «Четвертый лишний». Цель – развитие мышления, формирование ассоциативных связей (обобщающих понятий, восприятия формы, цвета, величины и т.д.) Взрослый отбирает необходимые картинки, например, СТАКАН, шарик, КУВШИН, ГОРШОК. Ребенку предлагается выбрать лишний предмет и объяснить, почему он сделал такой выбор. (Лишний шарик, потому что он – не посуда, а игрушка, елочное украшение). Из ряда МАЙКА, ШОРТЫ, НОСКИ, шапка следует выбрать шапку, т.к. она – головной убор, а все остальное – одежда.
Игра «Подбери картинку». Цель – формирование фонематического восприятия. Ребенка просят выбрать картинку на заданный звук или назвать первый звук в слове, изображённом на данной картинке, последовательность звуков. Как вариант игры – подобрать картинку по названной последовательности звуков, в дальнейшем – подобрать картинку к звуковой схеме слова.
Можно предложить найти слова, в которых заданное количество слогов, показать картинку.
Игра «Слева, справа, между, вверху, внизу». Цель – формирование пространственных представлений, зрительного восприятия, дифференциации понятий, имеющих отношение к пространственному расположению предметов.
Информационные ресурсы и литература:
Поисковые системы ГУГЛ ХРОМ и ЯНДЕКС (картинки)
Кузнецова В.Г. Серия книг «Развиваем речь» (Мир вокруг)- М.: Издательский дом ОНИКС 21 век ,-2005.
Киселева Г.А. Книжка-учишка. Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков. В 3-х частях. М.: Прометей, - 2003
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Речевое развитие детей дошкольного возраста (6-7(8) лет). Учебное пособие в 5-ти частях. М.: - БАЛАСС, - 2018.
Ирина Петровна Петенкова