Программа кружка бисероплетения для учащихся 9–11 классов «Сакура»
Пояснительная записка
Эстетическое воспитание – это составная и неотъемлемая часть воспитания в целом, т.е. планомерного и целеустремленного формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Почему эстетическое воспитание необходимо современному молодому человеку, стоящему на пороге самостоятельной трудовой жизни? Ответить на этот вопрос – значит познакомиться с особым кругом представлений и понятий, которые неотделимы от труда, быта и поведения каждого человека, его отношений с природой и другими людьми.
Традиционные формы занятий и месячный объем работы
Организация массовой работы |
Форма работы |
Объем занятий в месяц |
Коллективная работа |
1. Знакомство с новым видом бисероплетения. |
3 ч. |
2. Изготовление веточек 1-го порядка. |
9 ч. |
|
3. Изготовление веточек 2-го порядка. |
9 ч. |
|
4. Изготовление веточек 3-го порядка. |
3 ч. |
|
Самостоятельная работа |
1. Сборка. Посадка. Покраска готового изделия. |
9 ч. |
2. Подбор материалов для изготовления изделий из бисера. |
3 ч. |
|
Всего |
36 ч. |
В процессе внеклассных занятий осуществляется воспитание у обучающихся активной жизненной позиции, трудолюбия, коллективизма, креативности. Основу занятий составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают свою работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость.
В программу кружка декоративно-прикладного искусства входят материалы по бисероплетению, флористике, технике «папье-маше», технике «декупаж», лепка. Согласно учебному плану обязательная учебная нагрузка обучающихся составляет 360 часов в год. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. Кружок имеет учебную группу девушек и юношей совместно. Основным критерием выбора выполняемой работы на занятиях, является аккуратность, хорошее зрение, творческое мышление.
Содержание кружка декоративно-прикладного искусства «Сакура»
Цели: развитие творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
- создание благоприятного психологического климата в коллективе, который определяется организацией продуктивного общения обучающихся с педагогом и друг с другом;
- использование резервов развития каждого обучающегося и реализация этих возможностей в работе;
- создание условий для развития индивидуальных особенностей подростков – их интересов, способностей, чувств, увлечений.
Тематическое планирование
№п/п |
Содержание работы |
Кол-во часов |
СЕНТЯБРЬ |
||
1 |
Знакомство с воспитанниками кружка. Вводная беседа. |
3 |
2 |
Подготовительная работа. Рассмотрение основных видов декоративно-прикладного искусства. Наглядная демонстрация готовых изделий. |
6 |
3 |
Бисероплетение. Изготовление дерева из бисера «Сакура». Подготовка веточек. Сборка. Подбор ёмкости для посадки ствола. Покраска готового изделия. |
6 |
4 |
Изготовление дерева «Цветущий бонсай». |
15 |
5 |
Ознакомление с новыми видами бисероплетения. Изготовление простого ожерелья. |
6 |
ОКТЯБРЬ |
||
6 |
Изготовление сложного ожерелья «Воротник». |
15 |
7 |
Подготовка к изготовлению дерева «Глициния». Сборка. Покраска. Знакомство с новым видом ДПИ – Папье-маше. |
9 |
8 |
Изготовление декоративной вазы в стиле Папье-маше. |
6 |
9 |
Изготовление дерева из бисера «Ин-Янь»(черный-белый) |
6 |
НОЯБРЬ |
||
10 |
Знакомство с новым видом ДПИ – квилинг. Изготовление картины в технике квилинга «Чудесный сад». |
18 |
11 |
Изготовление дерева из бисера «Рябина с ягодами». |
9 |
12 |
Изготовление дерева из бисера «Калина в снегу». |
6 |
13 |
Изготовление дерева из бисера «Новогодняя ель»(зеленая). |
3 |
ДЕКАБРЬ |
||
14 |
Знакомство с новым видом ДПИ – канзаши-цунами. |
3 |
15 |
Изготовление новогодней ели в технике канзаши. |
21 |
16 |
Изготовление простого ожерелья сеточка. |
6 |
17 |
Изготовление декоративных магнитов. |
6 |
ЯНВАРЬ |
||
18 |
Изготовление дерева из бисера «Новогодняя ель»(белая) |
9 |
19 |
Знакомство с новыми видами бисероплетения. Плетение из каменных сколов. Изготовление дерева из каменных сколов «Сакура». |
15 |
20 |
Вышивка бисером. Работа над картиной «Пейзаж» (выборочная вышивка). |
6 |
21 |
Изготовление дерева из бисера «Пылающие сердца». Изготовление декоративных магнитов. |
6 |
ФЕВРАЛЬ |
||
22 |
Знакомство с новым видом ДПИ – декупаж. Изготовление декоративной вазы в технике декупаж. |
9 |
23 |
Знакомство с новым видом бисероплетения. Цветы из бисера. |
3 |
24 |
Изготовление из бисера цветов орхидеи. |
18 |
25 |
Изготовление из бисера цветов лилии. |
6 |
МАРТ |
||
26 |
Изготовление декоративных магнитов. Лепка из соленого теста. |
18 |
27 |
Изготовление дерева из бисера «Мимоза». |
18 |
АПРЕЛЬ |
||
28 |
Знакомство с новым видом ДПИ – кракелюр. Изготовление изделий в технике кракелюр. |
18 |
29 |
Изготовление дерева из каменных сколов «Черный принц». |
18 |
МАЙ |
||
30 |
Вышивка бисером. Работа над иконой «Божьей матери». |
18 |
31 |
Изготовление украшений ко Дню победы. |
6 |
32 |
Самостоятельная работа воспитанников кружка «Моя фантазия». |
12 |
ИЮНЬ |
||
33 |
Изготовление итоговой работы кружка «Орхидея». |
30 |
34 |
Итоговая беседа. Рефлексия по пройденному материалу. |
3 |
35 |
Презентация работы кружка. Выставка в холе общежития. |
3 |
ИТОГО |
360 |
Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером — так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда — до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках и т. д. как вводный курс освоения первичных принципов техники.
Декупаж — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффективности, сохранности и долговечности.
Папье-маше́ — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.