Урок «Настоящее время глагола»

0
0
Материал опубликован 3 April 2019 в группе

Тема .Настоящее время глагола.

Цели

            •          Создать условия для ознакомления с понятием временных форм глаголов и с особенностью формы настоящего времени” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности;

•          Способствовать развитию связной речи, мыслительных операций: обобщение, классификация, анализ, синтез, сравнение, память, внимание, мышление;

•          Воспитывать чуткое отношение к русскому языку, интерес к предмету, культуру поведения при фронтальной  и групповой работе.

Планируемые результаты           Предметные:

Знать временные формы глагола и особенности формы настоящего времени;

Уметь определять время глагола и вычленять из текста глаголы в форме настоящего времени.

Метапредметные:

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД :

слушать и понимать речь собеседника; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; наблюдать и делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Межпредметные связи      Литературное чтение, окружающий мир

Основные понятия

            «временные формы», «настоящее время», «прошедшее время», «будущее время»

Оборудование:        у учителя

– компьютер, мультимедийный проектор,

- презентация для урока «Настоящее время глагола»

- таблицы

1. Самоопределение к деятельности

1Прозвенел  звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Поприветствуем друг друга и гостей улыбкой.

Погоду мы изменить не можем, а в классе пусть будет хорошее настроение и тёплая обстановка.

-Я желаю вам, ребята, узнать много интересного на уроке       Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Актуализация знаний

2   Запишите число и классная работа.

Двенадцатое декабря.

Классная работа.

-Какие орфограммы вам встретились в записи?

3 Минутка чистописания.

Слайд 1

4  Словарная работа.                                              Слайд 2

- Отгадайте слова по лексическому значению. Обратите внимание: все эти слова из орфографического словарика. Запишите их в тетрадь.

•Воображаемая линия между небом и землёй (горизонт)

•Светлый оттенок фиолетового (лиловый)

•Книга или тетрадь для стихов, рисования (альбом)

•Очень крупный населенный пункт, основную часть которого составляют рабочие (город)

•Источник пожара (огонь)

•Сооружение, служащее для того, чтобы подниматься  и спускаться (лестница)

- Поставьте ударение и подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

- Проверьте по образцу на доске.

            (Уч-ся осуществляют самопроверку по образцу)

 Слайд3         

III. Постановка учебной задачи.

Отвечают на вопросы , самостоятельно выполняют тест,(самопроверка)     

- - Составьте слово из первых букв данных словарных слов.

 Верно. Получилось слово ГЛАГОЛ.

5  Давайте поиграем. Если я называю глагол – хлопок, если другая часть речи тишина.

- Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал,самосвал,

носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг,

флажок, дружок   Слайд4

6 Тест «Что я знаю о глаголе?»  Выбери верное  утверждение (самопроверка)                                  

o          Глагол – это часть речи.                                        

o          Глагол – это часть слова.

o          Глагол обозначает предмет                                  

  o        Глагол обозначает действие предмета

o          Вопросы глагола: что делать?...                    

 o         Вопросы глагола:  какой? какая?...

o          В предложении  глагол обычно является сказуемым    

o          В предложении  глагол   является определением

o          Спряжение – это изменение по падежам            

o          Спряжение – это изменение по лицам и числам

o          Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида         

o          Не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются.

o          Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.  

o          Начальная форма образуется с помощью суффиксов –ть, -чь, -ти

- Обменяйтесь листочками и проверьте работу своих товарищей. Оцените.  Слайд 5

          (Проводится взаимопроверка тестов и оценивание работ)

- Что ещё мы знаем о глаголе? Правила повторить

7 Кластер  (одним словом)

Что мы еще будем изучать на уро

 (Глаголы бывают настоящего, будущего и прошедшего времени)

(На доске появляются таблички со словами: прошедшее, настоящее время, будущее)

- На что указывает глагол в форме настоящего времени?

- На что указывает глагол в форме прошедшего времени?

- На что указывает глагол  в форме будущего времени?

   - Приведите примеры глаголов в настоящем времени, в прошедшем, в будущем.

IV.      Совместное открытие нового знания.

Открывают и читают вслух правило - стр. 152

  8   Как изменяются глаголы?                                          

Глаголы изменяются по временам.

- В форме каких времен они бывают?/наст, прош.,буд./

-Как определить время глагола? /Надо поставить вопрос./                                                          

Опираясь на схему, скажите – в форме какого времени глагол будет указывать на то, что действие предмета совершается в момент речи (в форме настоящего времени)

А на что указывает глагол прошедшего времени? (действие совершилось до момента речи)

На что укажет глагол будущего времени? (действие совершится после момента речи)

Совершенно верно!!!

-Сравним наши выводы с учебником.с.152 Слайд 6

-Согласны с нами авторы учебника?/да/

-Давайте сформулируем тему нашего урока.

-Какие цели ставим перед собой? Коммуникативные:

 Регулятивные:

Познавательные:     

Физминутка

Как живёшь? Вот так! 

(Дети показывают большой палец)

Как идёшь? Вот так!

 (Шаги на месте)

Как бежишь? Вот так!

 (Бег на месте)

Как летишь? Вот так!

 (Махи кистями)

Как плывёшь? Вот так!

 (Махи руками)

Как шалишь? Вот так! 

(Прыжки с поворотами)

Как сидишь? Вот так!

(Садятся за парты)

 

-В форме какого времени  употреблены глаголы в физминутке?

 (В форме настоящего времени)

V. Включение знаний в систему и закрепление

- организовать наблюдение за особенностями формы настоящего времени глагола;

 - организовать первичное закрепление нового материала

            Выполняют  по цепочке задание у доски.

Находят и выписывают глаголы в форме настоящего времени.

Выписывают глаголы настоящего времени(анализируют)      

Организует фронтальное обобщение,  включение знаний в систему

Выполняется работа с комментированием(делают выводы)   

 9    РАБОТА В ТЕТРАДИ:

•Выполнение  упр. 1, с. 152. Фронтально.

(плывет, сидит, плавает, течёт, печёт, распевает, гонит, звучит, ходит, мычит)

- На какой вопрос отвечали выписанные глаголы?

- В каком числе употреблены все эти глаголы? (В форме  ед. ч.)

- Можно ли эти глаголы поставить в форму мн. числа?

- Назовите эти же глаголы в форме мн. числа?

- Какой вывод из этого следует?

  10       Глаголы в форме настоящего времени изменяются по числам.

    (К доске прикрепляются таблички  ед.ч. и мн.ч.)

 

 - У глагола есть ещё одна тайна!

слайд 7

Н. вр. – Я  говорю, ты говоришь, он говорит

Пр. вр. – Я говорил, ты говорил, он говорил

Буд.вр. - Я скажу, ты скажешь, он скажет

- Что заметили при изменении глаголов по лицам в каждом времени?

Вывод.

Чтение правила. Стр 153

•Выполнение с комментированием упр. 2.

  - Выпишите глаголы в форме настоящего времени.

   (хожу, бежишь, рисую, смотрят, спрашиваю, стоим, изучаешь)

   ! Каждый глагол необходимо проанализировать.

    - На какие 2 группы вы могли бы распределить эти глаголы?

    - На какие три группы можно распределить эти же глаголы?

    (ед.ч. и мн.ч.; 1 лицо, 2 лицо, 3 лицо)

- Какой вывод из этого следует?

   Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам.

   (На доске появляется табличка со словами: 1 л., 2 л., 3 л.)

11 Наблюдение за невозможностью образования форм настоящего времени от глаголов совершенного вида.

- Прочитайте глаголы говорить, писать, написать, сказать.                                                               Слайд 8

- Что их объединяет?

- Можно ли их разделить на две группы?

   (глаголы сов. и несов. вида)

- Образуйте формы настоящего времени от глаголов.

- Какие глаголы не удалось поставить в форму настоящего времени?

- Как вы думаете, почему? ( Это глаголы совершенного вида)

- Какой вывод можно сделать?      Слайд 9

- Как вы думаете, почему не удается от глаголов сов. вида образовать форму наст. времени?

Глаголы совершенного вида не могут иметь формы настоящего времени, так как сов. вид обозначает действие, которое в момент речи уже совершилось.

- Сравним наш вывод с правилом, данным в учебнике.

  * Чтение рубрики «Секреты русского языка

VI. Самостоятельное применение новых  знаний.

12        Работа в группах.  Подчеркнуть глаголы, от которых возможно образовать форму настоящего времени.  Слайд 10

1 гр. Принести, гудеть, жужжать, нарисовать, дышать, заснуть, благодарить.

2 гр. Написать, запретить, гудеть, дышать, благодарить, купить, жужжать.

3 гр. Заснуть,  благодарить, победить, гудеть, жужжать, сбежать, дышать.

4 гр. Благодарить, написать, гудеть, дышать, принести, жужжать, полить.

5 гр. Потратить, жужжать, дышать, гудеть, записать, благодарить, приготовить.

6 гр. Жужжать, заскрипеть, благодарить, гудеть, взять, дышать, срезать.

    Для проверки вывесить все листы на доску.

- Образуем от данных глаголов форму настоящего времени 2-го лица ед. числа.

13   (Фронтально) Таблица, которую мы с вами начали заполнять, ещё не закончена.

- Поработайте в группах и закончите её.

•          Заполнение памятки в группах. Затем в ходе проверки  оформляется на доске.           Слайд 11

- Закончите  предложения.

14   «Блиц-опрос»:   слайд 12

         Глаголы  в форме настоящего времени указывают на то, что …

         Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы…

         В форме настоящего времени глаголы изменяются по … и ….

         Формы настоящего времени не имеют глаголы… вида.    

VII. Рефлексия учебной деятельности

Домашнее задание  Слайд 13

Стр 154 у 4 правило

            Задание

1 уровень:

Определите число   и лицо глагола.

Растут,  идешь, читаем, рисует, пишите, рассказываете, учу,бегаешь, играет, улыбаетесь.

2 уровень:

- Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Определите время и число глаголов.

Поб_лели п_ля и пригорки. Тонк__ льдом покрылась р_ка и уснула. Ходит з_ма по горам п_глядывает по ст_р_нам укутывает д_ревья и кусты в тёпл__ шубы.

3 уровень:

- Спишите, поставив глаголы в настоящее время. Поставьте запятые. Определите число глаголов.

Подчеркните орфограммы.

Весной лучи солнца согревали землю. Дул тёплый ветр. Звенели весёлые ручейки бежали мимо кустов ольхи и ивы.

Рефлексия (лестница успеха)

- Я узнал …

- Я научился…

- Лучше всего я справился…

- Мне было сложно…

- Какие задачи ставили перед собой вначале урока?

- Ответили ли мы на эти вопросы?

- Значит, мы сегодня хорошо поработали.  Молодцы!

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации