Статья на тему «Перспективы интеграции общего и дополнительного образования»

2
1
Материал опубликован 15 November 2019

Король Л.Н.

учитель математики

МОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа

Белгородского района

Белгородской области

korol-67@inbox.ru

 

Перспективы интеграции общего и дополнительного образования.

Аннотация: статья посвящена проблеме интеграции общего и дополнительного образования, раскрыты ее перспективы. Анализируя задачи модернизации образования в России, можно сказать, что его качество будет зависеть от возможностей общества представить ребенку спектр образовательных услуг. При этом качество этих услуг будет определяться вкладом каждого образовательного учреждения, входящего в систему общего образования муниципального округа. В решении проблемы расширения образовательных услуг особое место может занять дополнительное образование детей, которое в последний период реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования детей, но и в образовательных учреждениях. Социальный заказ общества определил проблему формирования личности на принципах культурологических ценностей. Эту проблему можно реализовать только через развитие ребёнка в различных видах деятельности, общения, бытия.

Ключевые слова: интеграция общего и дополнительного образования, образовательный стандарт, деятельность, результаты.

 

Интеграция - это выстроено-продуманный процесс обучения и воспитания, способствующий переосмыслению структуры организации обучения, подготовки обучающихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формирования у обучающихся понятий и представлений о взаимодействии всех процессов в мире как едином целом.

Интеграция основного и дополнительного образования неизбежно расширяет тему изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений.

  Запросы к современной системе образования ориентированы на  формирование  высокообразованной, интеллектуально развитой личности с  целостным  представлением картины  мира.

За всю свою историю человечеством накоплен огромный опыт в области культуры и цивилизации. Образование дает возможность постигать человеку этот опыт, сквозь призму свежих идей и открытий, расширять собственные представления о мире.

В настоящее время очень выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются важным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда правильной. Современные дети почти совсем не читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют подлинно культурное образование.

  Существуют проблемы в том, что обучающиеся не видят взаимосвязь, многомерность нашего мира, не могут переносить знания на практику. Знания, которые получают дети в школе, должны пригодиться им в жизни, они должны уметь их использовать.

Содержание образовательного стандарта второго поколения гласит «От образования на всю жизнь к образованию для жизни». Современный этап становления нашего общества настоятельно требует качественно нового подхода к организации образования подрастающего поколения, а, следовательно, возрастает и ответственность образования за подготовку человека, способного жить в новых критериях.

Интеграция предметов в системе образования позволяет решать задачи поставленные в настоящее время перед школой, учреждениями дополнительного образования и социоумом в целом.

Подоплёка целевых установок организации внеурочной деятельности связана с тем, что стандартами определены новые результаты образования в виде предметных, метапредметных и личностных результатов. Абсолютно логично, что для их достижения должны были быть предложены и новые ресурсы. Вот одним из таких ресурсов, по замыслам создателей стандартов, и должна стать внеурочная деятельность. Связано это с тем, что только на уроке не всегда возможно сформировать или отследить некоторые новые качества личности.

Действительно, не всегда возможно лишь только на уроке сформировать то, что в стандарте называется метапредметными результатами, например, отработать коммуникативные действия, а если просто сказать – научить ребят между собой общаться, научить их вместе выполнять какую-то творческую работу, обучить их дружбе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности обучающихся уделено особенное внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Без сомнения, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития креативных интересов детей и включения их в творческую деятельность различной направленности. В силу своей гибкости она может решать самые различные образовательные задачи, опираясь на вариативный, неформальный, нестандартный характер. Однако следует помнить, что дополнительное образование детей подразумевает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

В современных условиях дополнительное образование детей не что-то вторичное по отношению к школе. Оно по своей сущности есть то образование, та ось, на которой основывается развивающее вариативное смысловое образование. Понятно, что нельзя продолжать кормить детей знаниями, пичкать их информацией, нельзя строить дополнительное образование как чисто учебный процесс. Суть образования в создании интегрированного обучения. Нужно чётко понимать, что дополнительному образованию приходится вступать в диалог со школой и внешкольными формами жизни ребёнка, но ни в коем случае нельзя идти по образу и подобию школы.

Дополнительное образование должно давать ребёнку не только и не столько знания о явлениях мира, сколько смысл, значение для ребёнка той или иной реальности.

Перспектива интеграции общего и дополнительного образования это

создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме - наиближайшей среде жизнедеятельности обучающегося, которое гарантирует его успешную интеграцию и адаптацию к современным социокультурным условиям, что означает:

Свободный выбор обучающимися видов и сфер деятельности;

Ориентацию на личностные интересы, потребности, способности обучающихся;

Возможность свободного самоопределения и самореализации обучающихся;

Деятельностно - практическую основу образовательного процесса.

В настоящий момент с интеграцией общего и дополнительного образования происходит принципиальное изменение в понимании организации системы образования. Образовательная деятельность приобретает динамичный характер, утрачивает свою повторяемость, приобретает уникальность применительно к каждому обучающемуся, появляется потребность в гибкости, адаптируемости каждого образовательного учреждения в контексте решения той или иной образовательной задачи.
Сфера дополнительного образования стала открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В перспективе хотелось бы, чтобы образовательные области, которые вначале изучаются в рамках дополнительных образовательных программ, затем входили бы в основную общеобразовательную программу образовательных учреждений.


 

Список использованной литературы

1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. В. Байбородова. – М. : Просвещение, 2013. – 177 с.

2. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС. – Липецк : ЛИРО, 2012.

3. Нагайцев, А. Н. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития одаренности [Электронный ресурс] / А. Н. Нагайцев. – Режим доступа : http://festival.nic-snail.ru/index. php?option=com_zoo&task=item&item_id=115

4. Степанов, П. В. Развитие школы как воспитательной системы / П. В. Степанов. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2009.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Уважаемая Людмила Ивановна! Как педагог дополнительного образования очень благодарна Вам за поднятую тему. Я тоже считаю её весьма актуальной. Но на мой взгляд, в Вашей статье не хватает конкретики. А я очень хотела бы познакомиться именно с конкретными примерами интеграции. Для меня важны именно они. Тем более, что у нас в селе накоплен достаточно большой опыт интеграции общего и дополнительного образования. Я лично уже давно работаю в связке с историками наших школ, особенно школы № 1. Это прямо вытекает из моей образовательной программы "Духовная культура человечества", которая опирается школьную программу по истории, дополняя и развивая её. Буквально 14 ноября мы с историком школы № 1 проводили интегрированный урок на Дне открытых дверей школы. Оченьь хотелось бы сопоставить наш опыт с опытом других преподавателей.

16 November 2019

Похожие публикации