Статья на тему «Перспективы развития образования в России»

1
0
Материал опубликован 11 November 2021 в группе

Перспективы развития образования в России

​​​​​​​ Целью образования является развитие способностей детей и взрослых для их собственного дела и на благо общества в целом. Образование в том виде, в каком оно предстает перед нами сейчас, - это синтетическое по своей природе явление, элементы которого формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Сфера образования является наиболее динамично развивающейся сферой общественных отношений. Образовательные учреждения всегда были тем «спусковым крючком», который подталкивал наиболее умственно развитую часть общества в его стремлении к прогрессу.

Эта тема актуальна и в наше время, поскольку сфера образования является основой развития человека, человек не может развиваться, не пройдя через эту сферу. В связи с этим государство, осознавая важность образования, стремится регулировать эту сферу общественных отношений. Несмотря на это, в сфере регулирования образовательных отношений сложилась ситуация, когда данное регулирование противоречит основным принципам и нормам права, что не может не заинтересовать исследователя. Кроме того, выбор данной темы обусловлен возможностью предложить решения некоторых из этих проблем.

Важнейшей задачей является восстановление единства систем образования и воспитания, тем более что российская система образования всегда характеризовалась единством образования и воспитания, которое достигается за счет реализации программ дополнительного образования в школах, функционирования детских и молодежных общественных организаций, удовлетворяющих естественное стремление молодежи к общению, а судьба подрастающего поколения во многом зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы образования, определяющей нравственные ориентиры, дает мощную духовную опору подлинным, а не мнимым жизненным ценностям, формирует гражданственность и патриотизм.

Актуальной проблемой остается устранение неравномерности, обусловленной социально-экономическими условиями, мобильности обучающихся и выравнивание возможностей доступа представителей различных групп населения к качественному образованию на всех уровнях в избранных образовательных учреждениях.

Развитие образования происходит в очень сложной ситуации. Деятельность образовательных учреждений дестабилизируется факторами, среди которых основными являются: социально-экономическая нестабильность в обществе, острая нехватка финансовых ресурсов в связи с кризисной ситуацией в экономике; несовершенство нормативно-правовой базы в сфере образования; систематическое несоблюдение законодательства в сфере образования.

Одной из задач обеспечения деятельности высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений является усиление координации деятельности отраслевых систем высшего и среднего профессионального образования на федеральном уровне, как в масштабах Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.

Поддержание вертикальных связей между отдельными уровнями управления образованием осуществляется посредством договоров и соглашений о разграничении предметов компетенции и полномочий. Вместе с тем практика реализации данных соглашений и соглашений свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия органов управления государственным и муниципальным образованием.

В последние годы наметились явные тенденции ухудшения социального положения и состояния здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении состояния здоровья детей играет и сложная ситуация, в которой оказываются сами образовательные учреждения. Образовательная и материальная база учебных заведений устаревает. Капитальные вложения резко сократились, и темпы износа зданий значительно опережают темпы их реконструкции и нового строительства.

Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на личностное развитие, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры являются важнейшей задачей.

Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений всех уровней образования создало проблему необходимости усиления государственного и общественного контроля за их деятельностью, качеством предлагаемого образования. Особую озабоченность вызывает значительное увеличение числа негосударственных вузов, их филиалов, не имеющих необходимой учебной базы и профессорско-преподавательского состава. Органы управления образованием в субъектах Российской Федерации по ряду причин мало влияют на ситуацию в этих образовательных учреждениях. Периодичность проведения аттестации образовательных учреждений каждые пять лет не обеспечивает достаточных гарантий качества образования.

Большая часть трудоспособной молодежи не обучается в профессиональных учебных заведениях, что приводит к снижению профессионального уровня рабочей силы. По общим показателям доступа молодежи к профессиональному образованию и получению такого образования Россия значительно отстает от многих стран мира. Более того, в последние годы наметилась тенденция к снижению уровня образования всего населения.

Процесс подготовки высококвалифицированных кадров становится все более замкнутым, что, в силу отсутствия необходимых средств, вынуждает ограничиваться рамками региональных научных школ, которые не всегда и не во всех областях могут обеспечить должный уровень научной подготовки таких кадров.

Ухудшается взаимодействие высших учебных заведений с промышленными организациями, экспериментальными и экспериментальными базами, что приводит к снижению качества учебного процесса, особенно к свертыванию энергоемких лабораторных работ и практической подготовки будущих специалистов.

Россия осуществляет переход к новой цивилизации, основанной на ценностях демократии и свободы личности. Перед образованием стоит задача преодоления культурных издержек этого перехода. Воспитывайте терпимость к чужим мнениям и другим формам поведения. Ведь в стране произошел шок: разрушились сложившиеся за многие десятилетия стереотипы, исчезли старые сдерживающие механизмы, служившие барьером для антиобщественного, деструктивного поведения. Мы должны научиться понимать и ценить мнения, которые не похожи на нашу собственную позицию. Вторая «культурная платформа» образования - это формирование инструментальных коммуникативных умений. Здесь требования резко возросли. Сегодня это знание других языков, умение пользоваться интеллектуальными системами поиска и обмена информацией (компьютерная культура, интернет-культура), образование нуждается в обновлении по трем относительно самостоятельным направлениям:

Сейчас российское общество перестраивается, происходит переоценка его ценностей и целей, и эти изменения влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация и новые концепции гражданского воспитания нашли свое место в образовательном процессе. Это во многом обусловлено разнообразием типов образовательных учреждений и вариативностью образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных образовательных учреждений в региональных системах России.

В настоящее время перед Россией стоит задача формирования такой системы образования, которая воспроизводила бы культурный и интеллектуальный потенциал, способный вывести общество из кризиса и дать ему необходимый запас прочности для выхода в мировое пространство, в том числе образовательное.

В России накоплен мощный образовательный потенциал, сложились свои, достаточно эффективные традиции в подготовке профессиональных кадров, в воспитании и культурно-образовательном развитии населения. Поэтому перед российским образованием в целом стоит чрезвычайно сложная задача по решению проблем воспитания российского населения.

Изучив проблемы и перспективы развития образования в России, мы пришли к выводу, что в образовании достаточно "темных пятен", которые необходимо ликвидировать. Приняв новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", политики надеются, что новая система образования выведет Россию на новый уровень. Новый закон полностью соответствует современному обществу и направлен на гуманизацию образования.

Новые образовательные стандарты призваны развивать личностные качества учащихся и способствовать более глубокому изучению общеобразовательных предметов.

Отсюда можно сделать вывод, что образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематических знаний, умений и навыков с целью их использования в профессиональной деятельности. Система образования России является сложным комплексом, включающим 45 тыс. учебных заведений, 23 млн. учащихся, с ежегодным выпуском учащихся и студентов 2,1 млн. чел. и общей численностью преподавательского состава 1,4 млн. чел.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Теги публикации
Комментарии
Комментариев пока нет.