Предварительный просмотр презентации
Цвентарный Ярослав, ученик 11 класса Шабельский Дмитрий Валентинович, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 Модникова Анастасия Алексеевна
ИСТОРИЯ возникновения КОМИКСОВ
Первые шаги в истории комиксов Долгое время иллюстрации выступали только в качестве дополнения к основному тексту (что было связано в том числе с уровнем технологий – текст оказывался намного проще для рукописного, а впоследствии и для типографского воспроизведения). Лишь в первой половине XIX века были опубликованы несколько произведений, считающихся родоначальниками современных комиксов.
Нарисованные им «Приключения мистера Обадаи Олдбака» (The Adventures of Obadiah Oldbuck) были опубликованы в 1833 году, в дальнейшем они были переведены на различные языки и распространились по миру. В первую очередь речь идет о двух авторах. Первый – английский карикатурист и живописец Томас Роулендсон (Thomas Rowlandson). Его называют отцом газетного комикса, так как именно в газетах с 1812 по 1821 год публиковались его истории о докторе Синтаксисе, которые после смерти автора были собраны в один том. Второй знаковый в истории происхождения комиксов художник – швейцарец Родольф Тёпфер ( Rodolphe Töpffer).
Рисунки Родольфа Тепфера Впоследствии Тёпфер создавал короткие истории из нескольких панелей (конечно, тогда такого термина из мира комиксов еще не было) и помещал текст под ними. Интересно, что его любовь к историям, поданным именно в таком формате, была продиктована одновременной любовью и к литературе, и к рисованию. Первую подстегнуло знакомство с Гёте, а что касается второй, то Тёпфер рисовать любил, но браться за масштабные произведения не хотел. Его комиксы переиздавались по всей Европе и США. Из-за отсутствия законов об авторском праве пиратские выпуски «рисованных рассказов» стали переводиться и издаваться повсеместно во всем мире.
В 1892 году в американском журнале «The San Francisco Examiner» публикуется комикс «Медвежата и тигр».
Следующий качественный скачок в истории возникновения комиксов связывают с развитием полиграфической техники и технологий. Один из таких значительных шагов – появление цветной печати. Считается, что первый цветной комикс был опубликован в самом конце XIX века Джозефом Пулитцером (Joseph Pulitzer). Как издатель и редактор он в принципе уделял значительное внимание не только тексту, но и изображением. Так, в его газете The New York World (в отличие от многих других) регулярно появлялись карикатуры на политические темы. Интересно, что Пулитцер – отец так называемой желтой прессы, а его имя носит сама престижная в США журналистская премия. Джозеф Пулитцер
Естественно, раскрашенные картинки читателям пришлись по душе больше, чем черно-белые, поэтому этот концепт быстро распространился по всему миру. В конце XIX – начале XX века становится популярен Желтый Малыш, или Желтый Парень (Yellow Kid). Впервые он появился на газетной полосе принадлежащего Пулитцеру издания в 1895 году – в качестве второстепенного героя, созданного Ричардом Фелтоном Аутколтом (Richard Felton Outcault). Желтый Малыш насколько полюбился публике, что за достаточно непродолжительное время не только стал главным героем произведений, но и самым известным постоянным персонажем серии комиксов.
Малыш Немо в Стране снов Почти сразу после появления в газетах историй такого формата они начали дифференцироваться по жанрам. Так, истории Родольфа Тёпфера в основном относились к романтизму, другие же произведения предназначались для детского или семейного чтения. Впоследствии о приключениях Желтый Малыш также была издана отдельная книга. Несмотря на что она называлась графическим романом, так же как и в случае с комиксами Томаса Роулендсона, фактически издание представляло собой сборник отдельных врезок. Среди интересных и популярных комиксов того времени отметим также «Малыша Немо в Стране снов» (Little Nemo in Slumberland, впоследствии – In the Land of Wonderful Dreams), нарисованный Уинзором МакКеем (Winsor McCay). Впервые Малыш Немо появился в газете в 1905 году и выходил до 1914-го, а потом ненадолго вернулся в 1924-1927 годах.
Становление современной формы комикса В конце XIX – начале XX века самой популярной формой комикса была газетная врезка, занимавшая несколько страниц. Редакторы ежедневных и еженедельных изданий довольно быстро поняли, что аудитории нравятся подобные истории и их публикация помогает увеличить продажи, а следовательно, и прибыли. Поэтому все большее и большее число газет отводили полосы под врезки. Именно тогда сформировался внешний вид комикса – общий стиль рисунков, расположение реплик в баблах и т.д. В то же время издатели пытались найти наиболее удобную для читателей и наиболее приемлемую для себя форму и формат.
Комикс издательства Cupples & Leon Этот процесс шел во всем мире, так как комиксами увлекались не только читатели Соединенных Штатов. Однако именно американская компания первая выпустила книгу в столь привычном нам формате покетбука. Данным предприятием стало Cupples & Leon. Открывшись в 1902 году, в первый год своего существования оно было известно как издательство книг для детей и подростков, однако уже в следующем году компания стала публиковать комиксы, и именно это позволило ей войти в историю. До 1934 года было выпущено свыше ста 52- страничных книг.
Еще одно издательство, оказавшее заметное влияние на развитие комиксов, – Dell Publishing. В 1929-30-х оно на еженедельной основе выпускало 16-24-страничный журнал The Funnies (всего вышло 36 номеров). После некоторого перерыва, в начале 1930-х, The Funnies снова появился на рынке, а в 1942-м он был преобразован в New Funnies. Главное достоинство этого журнала – он сделал еще один значительный шаг в сторону привычного нам формата. Здесь печатались различные цветные и черно-белые врезки, которые были достаточно популярны среди своей аудитории.
Знаменитый соперник Dell Publishing в то время – типография Eastern Color. Точнее, сначала компании не были соперниками – так, они вместе напечатали первые 36 выпусков The Funnies, но затем Eastern Color стала издавать комиксы самостоятельно. С 1933 года она выпускала Funnies on Parade, Famous Funnies и т.д. Значение этой типографии в становлении комиксов действительно велико. В частности, в 1929 году она смогла усовершенствовать печатные процессы, благодаря чему больше число газет – ее клиентов перешли с черно-белых комиксов на цветные. В 1932-33 годах с подачи Eastern Color золотым стандартом становится наличие черно-белого комикса в ежедневной газете и цветного в воскресной.
Обложка Skippy’s Own Book of Comics «Выстрелившая» идея Гарри Уилденберга и его коллеги Маквеслла Гейнса (Maxwell Gaines) – многократное складывание большого печатного листа таким образом, чтобы получалась 64-страничная книжка формата покетбука, которую предполагалось продавать детям через газетные киоски по весьма привлекательной цене в 10 центов. И этот эксперимент, проведенный в 1933 году, оказался более чем удачным. Интересно, что под руководством Гарри Уилденберга в том же 1933 году вышло и первое издание, целиком посвященное одному герою. Оно так и называлось – «Собственная книга комиксов Скиппи» (Skippy’s Own Book of Comics).
Золотой век комиксов Традиционно Золотым веком комиксов принято считать период их развития между концом 30-ых и началом 50-ых годов XX века. Такое название, навеянное античной мифологией, закрепилось из-за бурного расцвета этого литературного жанра, превратившего его в культурный феномен национального (а затем и планетарного) масштаба. И тому были определенные социальные предпосылки. Может показаться парадоксальным, что Золотой век комиксов пришелся на один из самых драматичных периодов человеческой истории. Во всем мире в это время разгоралось, а затем вспыхнуло темное пламя самой кровопролитной и жестокой войны.
Общество испытывало общую потребность в защите, которую коллективное бессознательное выразило в супергероях, первым из которых стал Супермен, а за ним последовал патриотичный Капитан Америка, Флэш, Чудо- Женщина и другие. Другая предпосылка заключалась в существовании внутренней угрозы в виде криминальной преступности, шпионов, различных радикалов, угрожающих традиционному американскому укладу.
Признаки комиксов Золотого века Сформировавшиеся в подобных условиях комиксы были в значительной степени отражением своей эпохи. Общая характеристика графических историй того периода заключалась в следующих признаках: Появление образа наделенного сверхспособностями супергероя, своеобразного сверхчеловека, который берет на себя бремя защиты простых людей от произвола внешних и внутренних врагов. Этот мотив стал одним из доминирующих в комиксах Золотого века, заметно потеснив традиционные вестерны, истории о джунглях, юмор и другие. Создание проработанных «вселенных» — вымышленных миров, в сеттингах которых жили и боролись с несправедливостью супергерои. Метрополис Супермена, Готэм Бэтмена создавали неповторимую атмосферу, одновременно контрастируя и гармонируя с характерами главных и второстепенных персонажей. Сеттинг выражался не только визуальным изображением на страницах, но и через диалоги, характеры персонажей, создавая цельный образ социума.
Персонификация зла в виде конкретных личностей, также наделенных сверхсилой, выдающимися интеллектуальными способностями и, зачастую, своеобразным очарованием и харизмой. Как правило, это был ярко выраженный архетип, характеризующий один из пороков общества – безумный ученый, алчный аморальный капиталист, военный диктатор и т. д. В годы войны в качестве суперзлодеев выступали конкретные исторические личности, например Адольф Гитлер, Муссолини и другие тираны. Появление в жанре комиксов приключенческих, детективных, научно- фантастических мотивов. Наряду с традиционным волшебством в сюжетах стали широко использоваться (а затем и вытеснили его) достижения технического прогресса. Особенно это заметно в образе Бэтмена, не обладающего суперсилой, зато прекрасно разбирающегося в оружии, машинах и прочих устройствах. Своеобразной реакцией на появление ядерного оружия стало создание таких персонажей, как Атомный Громовержец и Атомный Человек. Отражение в комиксах серьезных социальных проблем и явлений, таких как война, коррупция, уличное насилие, безграничная власть крупного капитала и т. д. Графические истории были одновременно средством выражения коллективного бессознательного и своеобразным инструментом снижения общественной напряженности и страха. Кроме того, комиксы Золотого века несли четкую мораль, утверждая неизбежную победу добра над злом.
Комиксом, давшим начало Золотому веку, стал первый выпуск Action Comics, выпущенный издательством DC в 1938 году. Именно в нем появился первый и главный супергерой всей американской культуры – Супермен. Он стал удачным экспериментом и «спусковым крючком», давшим старт череде других сверхлюдей на страже справедливости. В 1939 году в номере 27 Detective Comics появился другой супергерой планетарного масштаба – Бэтмен, ведущий борьбу с преступностью и злом с помощью денег, техники и интеллекта. Живя во мрачном, прогнившем Готэме, он стал одним из наиболее реалистичных и близких читателю персонажей. Не являясь полубогом или жителем другой планеты, он представляет собой архетипичный образ мстителя вроде Робин Гуда и Зорро, отвечающего на зло ответным злом.
Наиболее патриотичным по праву можно считать Капитана Америку – харизматичного, насквозь положительного «рыцаря без страха и упрека». Раскрашенный в цвета американского флага персонаж с щитом был целенаправленно создан студией Marvel в 1941 году для олицетворения борьбы с нацизмом, что сделало его в годы войны одним из самых популярных супергероев. Это же и сыграло с ним злую шутку – в послевоенное время о нем стали неуклонно забывать. Своеобразным аналогом Капитана Америки стала Чудо-Женщина – один из немногих однозначно положительных женских персонажей комиксов того времени. Ее дебют состоялся в 8-м выпуске комикса «All Star Comics», а в основу образа положены античные амазонки и древнегреческая богиня-воительница Диана.
Серебряный век комиксов Серебряный век комиксов— название периода в истории американских комиксов, который длился с 1956 до приблизительно 1970 года. После Второй мировой войны популярность комиксов о супергероях упала, и их место заняли комиксы в жанре ужасы и детектив. Вскоре возникли разногласия по поводу предполагаемой связи хоррор-комиксов и количества преступлений среди несовершеннолетних, и в 1954 году издательства ввели в обращение так называемый «Кодекс комиксов» (англ. Comics Code Authority), который регулировал содержание и отвечал за цензуру в комиксах. Популярность хорроров и триллеров упала, и в свете этих изменений издательства снова начали внедрение историй о супергероях.
DC Comics В период Второй мировой войны комиксы были недорогим средством развлечения, потому обрели широкую популярность. Серебряный век DC Comics начался с выпуска Showcase #4 в октябре 1956 года, в котором появился новый Флэш — Барри Аллен. С успехом перезапуска Флэша в Showcase #4 многие герои 1940-х годов были возвращены во время работы Шварца. Среди героев, вновь появившихся в Серебряном веке, были Зелёный Фонарь, Атом и Человек-ястреб, а также Лига Справедливости. В середине 1960-х годов DC Comics ввели новое понятие в комиксах — Мультивселенную. Выяснилось, что герои Золотого века существовали до сих пор, но жили в параллельной вселенной, известной как Земля-2, а герои Серебряного века — во вселенной Земля-1. Обе вселенные были разделены особым вибрационным полем, которое было возможно пересечь, и в некоторых сюжетах стали появляться герои одновременно из двух вселенных.
Marvel Comics С выходом новых комиксов DC Comics о Лиге Справедливости, Стэн Ли и редакторы Marvel Comics решили выпустить комикс, главными героями которого была бы команда супергероев. Результатом стал комикс The Fantastic Four, первый номер которого вышел в ноябре 1961 года.
Под руководством Стэна Ли и таких художников, как Стив Дитко и Джек Кирби, популярность Marvel Сomics стала увеличиваться. Динамическое построение сюжета и более сложные характеристики личности персонажей стали привлекать всё больше читателей среднего возраста и студентов в дополнение к уже значительному количеству детей. После успеха Фантастической четвёрки Стэн Ли и команда создали ещё одиннадцать новых серий комиксов в течение следующих двух с половиной лет, включая Халка, комикс о котором просуществовал всего 6 выпусков, и Человека-паука, который был одним из самых популярных новых персонажей. Среди других важных супергероев, появившихся в то время, были Железный человек, Тор, Сорвиголова, Люди Икс и новая команда, собравшая всю элиту героев, — Мстители.
Один из лучших издателей в 1956 году, компания Harvey Comics, прекратила выпускать комиксы в жанре хоррор и стала искать новую целевую аудиторию. Harvey Comics переключилась на детей от 6 до 12 лет, особенно девочек, введя таких персонажей, как Богатенький Рич и Каспер Дружелюбное Привидение . Но несмотря на то, что эти персонажи вдохновили создателей фильмов на киноадаптации или были воплощены в другой продукции, в Серебряный век Harvey Comics была не столь популярна на рынке, как DC и Marvel. Издательства Gilberton, Dell Comics и Gold Key Comics нашли иные способы публиковать хоррор-комиксы и дальше. Gilberton использовали свою серию Classics Illustrated, чтобы перепечатать комикс-версию классических историй о Франкенштейне, докторе Джекиле и мистер Хайде, вместе с этим продолжая выпускать истории о Дон Кихоте и Оливере Твисте. В Classics Illustrated Junior перепечатывались комикс-версии таких детских книг, как «Волшебник из страны Оз», «Рапунцель» и «Пиноккио».
Важной чертой этого периода стала эволюция образа супергероя. Комиксы некоторых издательств были преимущественно нацелены на маленьких детей; в частности, Harvey Comics (англ.) выпускала такие серии комиксов, как, например, Little Dot, главным персонажем которой являлась маленькая девочка. Также во время Серебряного века начали выпускать направленные на взрослую аудиторию андерграунд-комиксы. Некоторые критики и историки утверждают, что одной из особенностей Серебряного века стало то, что научная фантастика и пришельцы в комиксах были заменены на магию и богов.
Рой Лихтенштейн Серебряный век комиксов совпал с расцветом поп-арта, художественным движением, в котором предметы популярной культуры, такие как реклама и дизайн упаковок, использовались в качестве исходного материала для создания картин. Рой Лихтенштейн, один из самых известных художников в стиле поп-арт, специально выбирал отдельные панели из комиксов, перерисовывал изображения и изменял их, но при этом оставлял пузырьки со словами, а также имитировал поточечный процесс окраски, использовавшийся в то время для печатания комиксов. В 1967 году в Музее декоративного искусства в Лувре была проведена выставка комиксов. Вскоре после этого начали издаваться книги, содержащие в себе серьёзные размышления на тему искусства в комиксах и сущности комикс- индустрии.
Бронзовый век Бронзовый век комиксов — название периода в истории американских комиксов, который длился с 1970 по приблизительно 1987 год. Не существует какого-то одного события, которое можно было бы считать началом Бронзового века. Но все события, произошедшие в начале 1970-х, взятые вместе, можно характеризовать как переход от одного типа комиксов к другому. Сюжеты комиксов стали более взрослыми, теперь они затрагивали такие темы, как употребление наркотиков, алкоголизм и загрязнение окружающей среды.
В 1970 году Marvel Comics выпустила первый выпуск комикса про воина- варвара Конана. Его успех повлёк за собой комикс-адаптации других персонажей, придуманных Робертом Ирвином Говардом: Кулла, Рыжей Сони и Соломона Кейна. В 1971 году с главным редактором Marvel Стэном Ли связался Департамент здравоохранения и социальных служб США и попросил его сделать комикс про злоупотребление наркотиками. Ли согласился и вскоре в серии The Amazing Spider-Man появилась история из трёх частей, озаглавленная «Green Goblin Reborn!», в которой Гарри Озборн, сын Зелёного Гоблина, стал наркозависимым. В то время организация Comics Code Authority, ответственная за цензуру в комиксах, не разрешала любое упоминание о наркотиках в комиксах. Она отказалась одобрить комикс, но Ли все равно выпустил его. Комикс был принят очень хорошо, и вскоре CCA пришлось разрешить упоминание о наркотиках, но только в том случае, если они были показаны с плохой стороны.
Современный век комиксов Современный век комиксов— название периода в истории американских комиксов, который длится с середины 1980-х по наше время. Для комиксов, выпускающихся с 2010-х годов свойственен радикальный пересмотр стандартов, которым следовали комиксы золотого, серебряного и бронзового века. В частности если в классических комиксах главным героем становится белый мужчина с сильным телосложением, то в современных комиксах всё более значимое влияние уделяется подросткам, женщинам, темнокожим или представителям не европейских культур, которых раньше бы игнорировали, и если в комиксах бронзового века они могли играть роль второстепенных персонажей, то в современных комиксах они часто выступают уже главными героями. Новой особенностью современных комиксов стал выпуск давно известных супер-героев из альтернативной вселенной, где например Человек-Паук становится латиноамериканцем, а Мисс Марвел — мусульманской иммигранткой- подростком.
Комикс культура Японии Общественное признание. Манга в Японии является одним из основных видов популярного искусства наряду с кино, аниме и лайт-новеллами. Ее читают абсолютно все: от маленьких детей до лиц преклонного возраста – разумеется, для каждой категории читателей существует своя ниша комиксов. Многие деятели искусства, науки и даже политики признают мангу одним из важнейших культурных достижений Японии. Взрослый солидный мужчина, читающий японские комиксы – обычная картина в метро или, например, парке.
Разнообразие. Как и западным комиксам, манге свойственна мультижанровость: психологические триллеры соседствуют с приключениями, детективы – с научной фантастикой, школьные драмы – с легкомысленными комедиями и т. д. При этом цензура в Японии практически не распространяется на этот вид искусства. Манга – важный предмет коллекционирования в Японии. Вообще, в этой стране принято уважительно относиться к труду, поэтому потребители в подавляющем большинстве случаев покупают комиксы в магазинах. К скачиванию в интернете коллекционеры-отаку прибегают только в крайних случаях, когда необходимо разыскать, например, раритетный экземпляр. Популярность этого вида искусства настолько широка, что наряду с крупными издательскими домами и журналами мангу рисуют и художники-самоучки, распространяющие свои творения среди знакомых или через тематические ресурсы в Сети.
Манга в Японии тесно связана с аниме и сериалами-дорамами. Зачастую мультипликационное или кинематографическое произведение создается именно на основе комиксов. В последнее время манга перестала быть сугубо японским культурным феноменом и получила широкое распространение в США, Европе (особенно Франции), на Тайване, в Малайзии, Южной Корее и некоторых других азиатских странах. Сегодня это важная категория культурного экспорта Страны Восходящего Солнца.
История комиксов в России
Предпосылки к развитию культуры комиксов в России появляются ещё в допетровские времена. Похожий на комикс тип изображения наблюдается в житийных иконах: центральное изображение (средник) содержит образ святого, а в маленьких изображениях по краям (клеймах) представлены по порядку эпизоды его жизни. Надписи с поясняющим текстом сопровождают каждое клеймо. Другой предшественник комикса получает развитие в XVII—XIX веках — это русский лубок, рассказывающий последовательные истории в картинках в сопровождении текста. Уже тогда художники использовали «пузырь», в который вписывались реплики героев. Текст лубка зачастую был трудночитаем, содержал ошибки. Текст в этом случае являлся не совсем текстом, а в некотором смысле его изображением, неотъемлемым атрибутом картинки, подобно клеймам на иконах.
Сюжетами для лубков становились жития святых, сказки, художественные произведения. В конце XIX века лубки издавались в России миллионными тиражами. После революции 1917 года лубок исчезает как самостоятельный художественный объект, но сам жанр лубка, остающийся понятным большинству и обладающий сильнейшей агитационной выразительностью, успешно используется советскими художниками.
Ещё одним предшественником комиксов является карикатура, а точнее, политические карикатурные истории, объединяющие несколько рисунков в одном. Одним из главных заимствований, которые комикс сделал из карикатуры, является филактер (пузырь, облако, бабл) — «пузырь», в который вынесена речь персонажей. Печатавшиеся в советское время в газетах и журналах небольшие комиксы считались карикатурами.
Комиксы в дореволюционной России Первые переводы зарубежных комиксов появляются в детских и юмористических журналах конца XIX века. Исследователь русских комиксов Хосе Аланиз датирует их появление в России 1895 годом, одновременно с появлением кинематографа. Первые русские комиксы появляются немного позднее, в начале XX века. В русских комиксах того периода продолжается лубочная традиция.
Следующий этап развития отечественной комиксографии связан с именем Владимира Даля. Его произведение «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета» во многом напоминало современные комиксы, так как в основу сюжета, а точнее — повествования был положен рассказ в картинках. Такая своеобразная форма подачи материала не была по достоинству оценена современниками Даля, поэтому дальнейшего развития «рассказы в картинках» не получили. В августе 1914 года в Москве появилось объединение «Сегодняшний лубок», участниками которого стали такие представители отечественной культурной элиты, как Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Общество выпускало агитационные листки на военную тематику, в которых содержались как картинки, так и текстовая информация.
В Советской России широкого распространения комикс не получил: отечественные идеологические службы всячески препятствовали появлению в нашей стране каких-либо элементов «западной» культуры, в том числе и комиксов. Однако это не помешало создать собственную альтернативу комиксографии, которая проявилась в выходе сборников «История в картинках», иллюстрированного рассказа «Приключения Макара Свирепого» Бориса Антоновского, размещенного на страницах ленинградского журнала «Еж», комиксов Бронислава Малаховского «Умная Маша». «История про бублики и про бабу, не признающую республики» — плакат из цикла «Окна РОСТА». Август 1920 год. Художник — Михаил Черемных. Автор текста — Владимир Маяковский
В начале XX века лубок трансформировался, с одной стороны, в плакатное искусство, с другой — в карикатуры для сатирических журналов. Лубочная традиция продолжалась в таких видах вплоть до 1940-х годов, но постепенно осталась только в виде политической карикатуры, которая выполняла строго идеологическую функцию. В послевоенные годы тематика советских комиксов и карикатур постепенно меняется — трансформируется их формат и частично идейное наполнение. «Западное» искусство комикса по-прежнему остаётся под неформальным запретом, в это время его развитие тесно связано с карикатурой: работы Ефимова, Кукрыниксов и других карикатуристов нередко используют принципы комикса. В 1956 году, с появлением журнала «Весёлые картинки», комикс становится допустимой формой искусства для детей. Комиксы появляются в «Мурзилке», «Юном технике» и других детских изданиях. В 1970-е годы даже «Наука и жизнь» начинает перепечатывать короткие истории про профессора Назера из журнала «Франк жё», собачку Пифа и кота Геркулеса, а также детектива Людовика — героев журнала «Пиф». Журнал «Крокодил», потративший в своё время много сил на критику комикса как искусства, между тем печатает на своих страницах истории в картинках («Жёлтая муза» Юрия Фёдорова (1964), «Поражение Шерлока Холмса» Владимира Жаринова и Юрия Фёдорова (1968)).
Конец 80-х ознаменовался небывалым всплеском интереса советских людей к западной массовой культуре. В СССР появляются западные приключенческие комиксы, а отечественные авторы получают возможность издавать свои комиксы. Практически для всех советских комиксов тех лет основой служили американские и европейские комиксы. Однако советским читателям комиксы были еще «в диковинку», и большинство комикс-изданий этого периода «прожили» всего несколько лет. Значительными тиражами издаются познавательные комиксы для детей («Мир компьютеров в вопросах и ответах» (1988), «Весёлая механика» (1991) и другие. Во время перестройки в стране возрастает интерес к религии, в начале 90-х появляются первые переводные и отечественные христианские комиксы. У детей пользуются популярностью вкладыши от жевательной резинки с комиксами.
В 1990-е годы комиксы начинают публиковаться во многих солидных газетах и журналах (например, комиксы Валентина Розанцева в «Огоньке» и «Известиях»). Однако читатели по-прежнему не воспринимают комиксы всерьёз. Издание комиксов для широкой аудитории сопряжено с риском убытков, поэтому наибольшее распространение комиксы получают в детских журналах. Изданий зарубежных комиксов становится намного больше, чем отечественных: во-первых, потому что их персонажи узнаваемы и популярны, во-вторых, перекупать старую западную продукцию гораздо выгоднее, чем заказывать рисунки отечественным мастерам. Эта ситуация сохраняется и по сей день
В начале 2000-х появляются новые художественные объединения, такие как «Люди мёртвой рыбы», они издают (как правило, на свои средства) фэнзины — любительские журналы. Отношение к жанру комиксов стало меняться с появлением более качественных «взрослых» комиксов от отечественного производителя, где обыгрывались бытовые, социальные и политические темы. Например, «Акимыч и Владимир Владимирович» Константина Яворского, «Тимыч и Димыч» Андрея Ткаленко или «История жизни Усамы бен Ладена» Хихуса. Комиксы всё чаще используются для рекламного продвижения товаров и услуг. Фотокомиксы регулярно печатаются в подростковых журналах Cool, Bravo и др.
В 2009 году издательство «Амфора» выпустило графический роман «Хранители», приурочив его к выходу одноимённого фильма. Несмотря на немалую цену, тираж был раскуплен за несколько месяцев. Был напечатан дополнительный тираж, и он продался так же быстро. Успех этого издания позволил издателям поверить в то, что в России сформировалась платёжеспособная аудитория комиксов. В следующие пять лет было издано множество знаменитых графических романов XX века; открыто несколько издательств, выпускающих комиксы; начат выпуск комикс-серий об отечественных супергероях издательства Bubble. В ситуации падения спроса на бумажные книги, графические романы продолжают иметь успех на рынке.
Ирина Владимировна Казарцева