Урок «Наука. Образование»
Проектирование на уровне дисциплины, профессионального модуля
Профессия/специальность: автомеханик (слесарь по ремонту автомобилей, водитель категории «В» и «С», оператор заправочных станций).
Курс обучения: второй
Учебная дисциплина «Обществознание».
Объем учебного времени 72 часа.
Место УД в учебном плане: общеобразовательный цикл.
Требования ФГОС и работодателей к компетенции выпускников (ОК, ПК)
ОК:
Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые способы и методы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий;
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации;
ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности;
исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.
Цели (ожидаемые результаты освоения УД)
Содействие формированию сознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных :
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности − участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания.
Предметных:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Критерии (показатели достижения целей): демонстрация познавательного интереса, умение разрешать проблемные ситуации, умение проводить самооценку эффективности выполнения заданий, правильность ответов на поставленные вопросы, самостоятельность при подготовке рефератов, докладов и сообщений, правильные ответы на тестовые вопросы
Основной тип педагогического процесса: репродуктивно-сущностный
Форма итоговой аттестации по УД: дифференцированный зачет
Проектирование на уровне темы
Название темы по программе: «Основы знаний о духовной культуре человека и общества».
Объем учебного времени: 8 часов
Место темы в УД, межпредметные (внутрипредметные) связи: тема является 2 в УД. Межпредметные связи с дисциплинами «История», «Эффективное поведение на рынке труда». Внутрипредметные связи с темами «Деятельность» и «Профессиональная деятельность», с темами, касающимися общества и общественных отношений, с темами по социологии, такими как «Социальная мобильность людей» и др.
Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения) с учетом требований ФГОС (ОК, ПК)
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
содействие формированию приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные обществоведческие термины по теме, уметь применять их и объяснять;
работать с различными источниками информации, их анализировать;
выполнять задания различного уровня;
делать собственные выводы на основе суждений и высказываний.
Уровень освоения: продуктивный
Критерии и показатели достижения целей: демонстрация познавательного интереса, умение разрешать проблемные ситуации, умение проводить самооценку эффективности выполнения заданий, правильность ответов на поставленные вопросы, умение понимать взаимосвязи, самостоятельность при подготовке рефератов, докладов и сообщений, правильные ответы на тестовые вопросы.
Основной тип педагогического процесса: сущностный-репродуктивный
Методы и формы оценки образовательного результата по теме - анализ результатов фронтального опроса, оценка ответов на поставленные вопросы, оценка выступлений с сообщениями, оценка самостоятельно выполненных заданий, оценка выполнения тестов
Используемые учебно-методические материалы (в том числе, что требуется доработать): рабочая программа, конспекты лекций, индивидуальные контрольные задания, презентации по теме, инструкции к практическим занятиям, тестовые задания, наглядный раздаточный материал
Средства обучения (ТСО, МТБ): компьютер, проектор.
Проектирование на уровне конкретного занятия
Название темы УВЗ: «Наука», «Образование»
Место УВЗ в теме, межпредметные (внутрипредметные) связи: Межпредметные связи с дисциплинами «История», «Эффективное поведение на рынке труда». Внутрипредметные связи с темами по социологии и развитию общества и общественных отношений и другими.
Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения содержания)
Развивающая цель:
Способствовать развитию умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи.
Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной информации, выделять главное и характерное.
Обучающая цель:
Сформировать понятие «науки» и «образования» в современном обществе.
Воспитательная цель:
Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения студентов.
Воспитывать внимательность при просмотре презентационных материалов.
Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии и изучаемому предмету.
Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Критерии (показатели) достижения целей: умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы и обосновывать свое мнение, правильность выполнения заданий, правильность ответов на поставленные вопросы.
Тип урока: комбинированный
Методы и формы оценки образовательного результата по теме: фронтальный опрос, самостоятельная работа, беседа, объяснение, обобщение.
Форма УВЗ: урок
Форма предъявления учебного материала обучающимся: вопросы, задания, презентация
МТБ, ТСО, расходные материалы и т.п. тестовые задания, текст, работа у доски.
Этапы и временные рамки УВЗ |
Цель этапа (ожидаемый результат) |
Показатели достижения ожидаемого результата |
Деятельность студентов (методы учения) |
Формы организации деятельности студентов |
Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала студентам, формы контроля) |
Организационный, (1 мин.) |
Настрой студентов на усвоение нового материала |
Готовность к УВЗ, наличие учебных принадлежностей |
Приветствие преподавателя, мотивационный и предметный настрой на учебную деятельность |
Фронтальная |
Приветствие студентов, визуальная проверка рабочих мест и учебных принадлежностей, проверка присутствия студентов на занятии. |
Мотивация занятия (5 мин.) |
Формирование вместе со студентами целей и задач урока |
Вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач УВЗ. |
Принимают участие в формулировании темы урока и его цели. Пробуют дать определение термина «Наука». Записи в тетради |
Фронтальная |
Работа с эпиграфом М.В. Ломоносова. Озвучивание темы, целей урока. Определение термина «Наука» Слайд № 2 |
Актуализация знаний (7 мин.) |
Умение вызвать у студентов интерес к теме и подготовить их к ответам на вопросы |
I. Выступление троих студентов по истории становления науки в России. II. Правильные ответы на поставленные вопросы, активность студентов в обмене мнениями |
Внимательно слушают выступающих. Отвечают на вопрос преподавателя |
Индивидуальная. фронтальная |
Активизация мыслительной деятельности студентов путем постановки вопросов: Какие на ваш взгляд основные задачи науки? Для чего люди занимаются наукой? Слайд № 3 Кто занимается наукой? Совместно пытаются сформулировать профессиональную этику ученого |
Изучение нового материала ч.1 (9 мин.) |
Сформировать понимание отраслей науки, для чего нужна наука в современном обществе. |
Активность студентов в обсуждении. Просмотр презентации. |
Воспринимают информацию, обдумывают, делают выводы, задают вопросы. Записи в тетради |
Фронтальная, индивидуальная |
Объяснение нового материала, в процессе отвечает на вопросы студентов. Наблюдает и контролирует деятельность студентов в процессе обсуждения темы Слайд № 4, 5 |
Закрепление изученного в 1 части урока (22 мин.) |
Сформировать умения в применении полученных знаний в процессе ответов на вопросы проверочных работ |
Ответы на вопросы у доски (три студента). Самостоятельные работы |
Выполнение тестовых заданий у доски. Аналитическая индивидуальная работа. Самостоятельная работа в парах. Самооценивание по критериям. |
Фронтальная, индивидуальная |
Объяснение задания. Наблюдение и контроль за деятельностью студентов в процессе работы. Подведение итогов, формулирование выводов |
Мотивация занятия (5 мин.) |
Формирование вместе со студентами целей и задач урока |
Вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач УВЗ. |
Принимают участие в формулировании целей и задач урока. Пробуют дать определение термина «Образование». Записи в тетради |
Фронтальная |
Работа с тремя пословицами. Озвучивание темы, целей урока. Определение термина «Образование» Слайд № 7, 8 |
Актуализация знаний (5 мин.) |
Умение вызвать у студентов интерес к теме и подготовить их к ответам на вопросы |
Правильные ответы на поставленные вопросы, активность студентов в обмене мнениями |
Отвечают на вопрос преподавателя. Записи в тетради |
Индивидуальная. фронтальная |
Активизация мыслительной деятельности студентов путем постановки вопросов: Какой закон РФ дает право на образование? Слайд № 9 Какие есть способы получения образования? |
Изучение нового материала ч.2 (17 мин.) |
Сформировать значение получения образования, ступени образования в РФ, необходимость совершенствования в условиях информационного общества |
Активность студентов в обсуждении ступеней образования в РФ, основных черт образования и современные тенденции в развитии образования. |
Отвечают на вопросы, делают необходимые записи в тетради. |
Индивидуальная, фронтальная |
Активизация мыслительной деятельности студентов путем постановки вопросов: Какие вы знаете ступени образования в РФ? Слайд № 10 Основные черты образования в современном обществе….. Как вы думаете что обозначает каждая из черт? Слайд № 11. Современные тенденции развития образования перед вами. Давайте их обсудим. В условиях информационного общества необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Качества перед вами. Давайте обсудим: Как вы, будущие автомеханики, будете повышать свою конкурентоспособность на рынке труда? |
Закрепление (10 мин.) |
Сформировать умения в применении полученных знаний в процессе ответа на вопросы |
Ответы на вопросы у доски. |
Ответы на вопросы с аргументацией. Формулирование выводов по теме |
Фронтальная, индивидуальная |
Объяснение задания. Наблюдение и контроль за деятельностью студентов в процессе ответа на вопросы. Подведение итогов |
Итоги УВЗ (5 мин.) |
Рефлексия УВЗ, подведение итогов |
Активность и включенность студентов в процесс рефлексии, через высказывания, суждения, обмен мнениями |
Анализ, оценивание и аргументация собственной деятельности на уроке и деятельности своих сокурсников |
Фронтальная |
Создание ситуации для анализа и оценивания, взаимооценки и самооценки студентов. Составление синквейна. Нацеливание студентов на следующее УВЗ |
Выдача домашнего задания (2 мин.) |
Закрепление изученного материала и организация самостоятельной работы студентами по написанию эссе на тему «Каким образом я буду совершенствовать свои профессиональные навыки» |
Наличие записи домашнего задания |
Осмысление, постановка уточняющих вопросов |
Фронтальная |
Выдача информации о домашнем задании |