Урок обществознания «Наука и образование» (10 класс)
10 класс. Обществознание
Блок-модуль темы: «Наука и образование» (& 13)
Пункт: Наука и ее функции в обществе (стр. 131)
Задание 1. Составьте схему
Значение понятия «наука»
НАУКА
________________________ ________________________
Задание 2. Ответьте на вопросы.
1) Какие направления включает в себя наука как система знаний?
_____________________________________________________________________________
2) Что значит наука как творческая деятельность?
_____________________________________________________________________________
3) Почему для определения понятия «наука» уместно определение «творческая»?
_____________________________________________________________________________
4) Какие ещё компоненты, кроме науки, входят в часть духовной культуры?
_____________________________________________________________________________
5) С каким компонентом духовной культуры имеет наиболее тесные связи наука?
Почему?
____________________________________________________________________________
6) Почему сложными являются отношения науки и религии?
_____________________________________________________________________________
Задание 2. Составьте таблицу
Функции науки
Функция науки | Характеристика |
1) 2) 3) и т.д. | |
Пункт: Современная наука (стр. 133)
Задание 1. Сформулируйте и запишите понятие.
«Большая наука» - _____________________________________________
Задание 2. Составьте перечень
Основные черты большой науки:
1) _____________________________________
2) _____________________________________
3) _____________________________________
4) и т.д.
Задание 3. Ответьте на вопрос
- Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества
и деятельности крупных научных коллективов?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Пункт: Этика науки (стр. 135)
Задание 1. Составьте перечень
Основные положения этики учёных:
1)…………………………………..
2)…………………………………..
3) ………………………………….
4) и т.д.
Пункт: Образование в современном обществе (стр. 136)
Задание 1. Составьте таблицу
Функции образования
Функция образования | Характеристика |
1) 2) 3) и т.д. | |
Задание 2. Составьте перечень
Черты образования в современном обществе:
1) ______________________________
2) ______________________________
3) ______________________________
4) и т.д.
Пункт: Образование как система (стр. 137)
Задание 1. Ответьте на вопросы.
1) Перечислите ступени образования в нашей стране.
_____________________________________________________________________________
2) Где осуществляется дошкольное образование?
_____________________________________________________________________________
3) Перечислите компоненты профессионального образования.
_____________________________________________________________________________
4) Что входит в систему так называемого дополнительного образования?
_____________________________________________________________________________
5) Какова первейшая задача образовательной политики РФ?
_____________________________________________________________________________
Задание 2. Составьте перечень
В Законе РФ «Об образовании» говорится, что образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается:
1) _______________________________________
2) _______________________________________
3) _______________________________________
4) _______________________________________
ПРАКТИКУМ
Задание № 1.
Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пребиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.
Задание 2.
Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественнонаучных дисциплин, а у естественников – гуманитарных дисциплин.
- Какова ваша позиция по отношению к этим точкам зрения. Свое мнение аргументируйте.
Задание 3.
А. Печчеи писал: «Ещё несколько десятилетий назад мир человека можно было представить тремя взаимосвязанными элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему вошёл четвёртый элемент – основанная на науке…». Завершите мысль учёного. Покажите связь этого элемента с тремя другими, названными выше.
Вова