Наука в годы Великой Отечественной войны и после военные годы
Презентация к мероприятиюPPTX / 56.7 Мб
/data/files/q1735634418.pptx (Презентация к мероприятию)План
Время – 40 мин.
Вступление со стихами 3 мин.
Путешествие по городам – 20 мин максимум
Викторина – 15 мин
Заключение 3 мин. (награждение за лучшую газету, презентацию города, Стоя почтение памяти героев)
Газета ( 2л. формата А4) : «Достижения в различных областях науки и техники». (Авиастроение, танкостроение, артиллерия, кораблестроение, противовоздушная оборона, радиолокационная оборона)
слайд – вставка ч/б хроники о войне №1
1 слайд Название мероприятия (пока ученики собираются)
«Наука в годы ВОВ и в послевоенные годы».
ВЕДУЩИЙ.
Июнь 1941 г. начался, как обычно. Работали в трудовом ритме фабрики и заводы, дети разъезжались на летние каникулы, выпускники готовились к прощальному школьному балу, ученые трудились в научных лабораториях, библиотеках, архивах….
1-й чтец.
Стихотворение С. ЩИПАЧЕВА « 22 июня»
2 слайд « Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
3 слайд Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
4 слайд Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
5 слайд Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
6 слайд Кто знал, что между миром и войной
Всего, каких – то пять минут осталось».
7 слайд На рассвете воскресного дня, 22 июня, на страну обрушилась беда: грозный враг вероломно перешел границу и напал на нашу Родину. Началась война. Заполыхали пожары, с ревом неслись снаряды, падали бомбы, рушились здания, горел на полях хлеб, стонали искалеченные и … падали, падали мертвые – солдаты, женщины, малые дети….
2- чтец.
И сто, и двести лет спустя,
Кляня событье роковое,
Помянут старец и дитя
Июньский день – двадцать второе …
Земля, как мать в кольце огня,
Кричала –
Ужас исступленья.
Тот ужас в сердце у меня
Живет – и нет ему забвенья.
Не уставали бомбы выть,
И падать вниз – за сотней сотня…
Л. Геллер.
8 слайд Тема истории войны неисчерпаема, очень хочется, чтобы вы знали истории войны с разных сторон. Поэтому сегодня мы услышим и увидим, какой вклад в Победу принесли ученые – физики, химики, медики, биологи, математики… Для этого мы будем перелистывать страницы истории.
9 слайд В первые же дни войны прозвучала по радио песня «Священная война», где был суровый призыв к ее гражданам:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой...
И народ в едином порыве встал; по велению сердца, движимый своей любовью к Родине.
10 слайд (На слайде «Ведущие научные работники»)
Ведущие научные работники приняли обращение «К ученым всех стран». Его подписали физики, в том числе П. Л. Капица. В нем говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы с фашистскими поджигателями во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы, мировой науки и спасения культуры...».
11 слайд Сегодня мы совершим далекое путешествие во времени и пространстве, чтобы вспомнить подвиг ученых, позволивших победить грозного врага.
*Ленинград
12 слайд Отсутствие продовольствия, нормы хлеба сокращены ( 250 грамм рабочим и 125 грамм служащим), жестокие бомбежки, разрывы снарядов.
13 слайд А судьба посылала жителям города новое тяжкое испытание: ударили морозы; в начале января 1942 года они доходили до -35°С. Полностью замерз водопровод, вышла из строя канализация, не работало центральное отопление; подача электроэнергии была строго лимитирована, остановился городской транспорт.
14 слайд Но город жил, трудился! И все это совершалось усилием воли! Моральный дух ленинградцев, людей науки, был необычайно крепок. Научное дерзание, смелая инициатива — вот что было характерно для них.
15 слайд В истории обороны Ленинграда и деятельности ленинградских ученых есть много достойных восхищения эпизодов. Остановимся на одном из них, который связан с «Дорогой жизни». По льду замерзшего Ладожского озера была проложена автотрасса, связавшая окруженный врагом город с Большой землей.
16 слайд Группа ученых, изучила механические свойства ледового покрова (его прочность, хрупкость, грузоподъемность, условия пролома) и на основе этого разработала правила движения автоколонн по льду. 17 слайд Благодаря строгому выполнению этих правил, дорога действовала без аварий, не было случая разрушения льда из-за деформации или резонанса при движении транспорта.
18 слайд Для защиты легендарной "дороги жизни" и самого города группа ученых сконструировала совершенно новые радиолокационные установки, которые охраняли воздушное пространство и позволяли обнаруживать технику противника на значительных расстояниях.
19 слайд Для того чтобы успешно вести боевые действия против гитлеровских войск, потребовалось разработать и использовать новые виды вооружений. Ответим на вопрос: какая техника, применяемая в боях, появилась в годы Великой Отечественной войны и какие ученые внесли наиболее значительный вклад в ее создание?
*Катюша
Перед войной группа наших ученых создала новую артиллерийскую установку — реактивную, которая обеспечивала мощный массированный огонь; ее называли любовно «катюша».
20 слайд Реактивный снаряд РС-132 калибра 132 мм и пусковая установка на базе грузового автомобиля ЗИС-6 БМ-13 были приняты на вооружение 21 июня 1941 года; именно этот тип боевых машин и получил впервые прозвище «Катюша». 21 слайд Первый на Ленинградском фронте залп батареи «Катюш» был произведён 3 августа 1941 года под Кингисеппом. 22 слайд Огонь установок в течение 8-10 секунд наносил врагу огромный урон в живой силе и технике, оказывая, к тому же, сильнейшее психологическое воздействие на его личный состав.
*Т-34
23 слайд (видео Т-34) В конструкции танка Т-34 М.И. Кошкин достиг оптимального соотношения трех важнейших боевых компонентов — защитной брони, огневой мощи и дизельного двигателя. Защитная броня башни имела необычную для танков того времени форму с наклонными поверхностями, благодаря чему танк стал менее уязвимым для обстрелов. Двигатель был расположен поперек машины, что придало «тридцатьчетверке» узнаваемый профиль. Конструктор отказался от применения бензина в пользу дизельного топлива, поскольку танки, работавшие на бензине, легко воспламенялись в сражении. Широкие гусеницы позволяли танку преодолевать крутые подъемы и российское бездорожье.
Простота конструкции, надежность в эксплуатации, высокая технологичность производства способствовали тому, что Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны.
24 слайд *Автомат Калашникова
После принятия в 1943 г. на вооружение 7,62-мм промежуточного патрона конструкции Н М.Елизарова и Б. В.Сёмина развернулись работы по созданию новой системы стрелкового вооружения под этот патрон. Для замены пистолетов-пулемётов разрабатывалось новое индивидуальное автоматическое оружие — автомат со сменным магазином и переключателем режимов огня. Работы над автоматом были начаты А. И. Судаевым, создавшим в 1944 году ряд оригинальных конструкций, затем подключились другие конструкторы.
25 слайд Занимался разработкой оружия под промежуточный патрон и конструктор Михаил Тимофеевич Калашников. В 1946 г. он представил свой образец автомата, в котором были объединены конструктивные особенности многих ранее созданных моделей оружия. Этот автомат успешно выдержал испытания и превзошёл по совокупности показателей конструкции В. А. Дегтярева, С. Г. Симонова, Н. В. Рукавишникова, К. А. Барышева и др. Был отмечен ряд недостатков конструкции, из-за которых опытные образцы подверглись впоследствии существенной доработке. Доработанный автомат был в 1949 году принят на вооружение под обозначением АК-47 ("автомат Калашникова образца 1947 года") или просто АК.
26 слайд * ( Казань) 2 ученика выходят к доске
1 ученик: Армия врага двигалась на восток. И по решению ЦК партии и Государственного Комитета Обороны началась эвакуация научных учреждений: нужно было во что бы то ни стало сохранить и ученых, и научную базу страны.
Куда были вывезены в эвакуацию физические, физико-технические, химические научные институты и вузы, президиум Академии наук?
2 ученик: Треть научных институтов была вывезена в Казань. Центром академической жизни стал Казанский университет. Временно под общежитие были предоставлены актовый и спортивный залы. Сто пятьдесят кроватей, отгороженных друг от друга картонками или простынями. Под лаборатории предоставлялись небольшие, плохо отапливаемые комнаты. Оборудованию не хватало места и чтобы достать что-то приходилось перекладывать большие ящики с места на место. НО… Несмотря на это в учеными было сделано множество открытий.
27 слайд
3 ученик с места встает: В 1944 г. на физическом факультете Казанского университета профессор Е.К.Завойский открыл явление парамагнитного резонанса, что впоследствии получило мировое признание.
4 ученик: В 1942 году сотрудники лаборатории люминесценции, которой руководил Вавилов, разработали новейшие средства светомаскировки военных объектов.
Созданием акустических тралов - эффективного средства борьбы с вражескими минами - успешно занималась другая лаборатория, которой заведовал Н.Н. Андреев.
5 ученик: В лаборатории Б.М. Вула был сконструирован прибор для борьбы с обледенением самолетов.
Одним из самых крупных достижений института, руководимого академиком А.Ф. Иоффе, явилась работа по защите боевых кораблей от магнитных мин и торпед. Известно, что ни один корабль, снабженный системой противоминной защиты, не подорвался на вражеской мине.
28 слайд *Арзамас
Ведущий:
Закончилась Великая Отечественная война. Страна вернулась к мирной жизни, постепенно ликвидируя последствия войны. Но в целях безопасности требовалось решение задачи предотвращения новой мировой войны.
29 слайд На карте России появился город, местоположение и наименование которого долгое время были государственной тайной. Но имен у этого места, а затем и у города, было столько, что с избытком хватило бы на несколько городов. Но он не похож на обычные города, есть у него своя миссия, которая связана с важной государственной задачей – защитой нашего отечества, созданием ядерного щита. Самое грозное и страшное оружие защиты Отечества появилось именно здесь. 30 слайд В этом городе ныне расположен широко известный в стране и за рубежом Федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики.
31 слайд
Диалог учащихся:
- Почему на карте России появился город, местоположение и наименование которого долгое время были государственной тайной?
- Это было связано с решением жизненно важной для СССР задачи – разработкой первой отечественной атомной бомбы.
- Когда Советский Союз, беспокоясь об обороноспособности страны, обратился к вопросу создания атомного оружия?
- Начало атомного проекта можно отнести к концу 30-х годов.
-Продолжались ли разработки этого проекта во время войны?
-Безусловно. В 1943 году Государственный комитет обороны принял решение о создании первого в стране научно-исследовательского учреждения, которое должно было заниматься атомной проблемой.
-Но, вероятно, основные разработки атомного проекта начались после войны?
-Да. В августе 1945 года в США применили атомные бомбы в войне с Японией. Америка стала монополистом в использовании ядерного оружия и на правительственном уровне разрабатывала планы его применения против нашей страны. Внешняя угроза заставила предпринять все возможное и невозможное, чтобы наша страна стала ядерной державой.
По мере продвижения атомного проекта вперёд стала очевидной необходимость особой научно-исследовательской организации, предназначенной для конструирования и отработки атомной бомбы или «изделия», как называли её сами разработчики.
-Какое место на территории Советского Союза стало объектом размещения этой организации?
-Поселок Саров на юге Нижегородской области. Здесь в 1946 году была создана закрытая режимная зона.
-Научные работники каких специальностей были приглашены на работу?
32 слайд - Научные работники по исследованию взрывных процессов, ядерной физике, аналитической химии, радиотехнике, рентгенографии, радиохимии, а также пиротехники, прессовщики и литейщики взрывчатых веществ и другие. К атомному проекту были подключены многие институты страны.
-Что двигало людьми, что способствовало успеху?
- В первую очередь чувство ответственности за судьбу страны, причастность к большому и важному делу.
- Когда бы взорвана первая атомная бомба?
-Ровно в 7.00 29 августа 1949 года. А 12 августа 1953 года Советский Союз провел испытания первой в мире водородной бомбы.
33 слайд (кадры кинохроники «Взрыв бомбы»)
Ведущий:
Создание советского атомного оружия в чрезвычайно короткий по историческим меркам срок и в труднейших условиях послевоенного времени явилось триумфом отечественной науки и техники. Это событие явилось переломным в мировой истории: монополия одной державы в обладании ядерным оружием ликвидирована. Почти пятьдесят лет ядерное оружие своей невиданной, разрушительной силой, применение которой угрожает жизни на Земле, удерживало мировые державы от войны, от непоправимого шага, ведущего к всеобщей катастрофе. Вероятно, главный парадокс нашего времени в том и состоит, что самое изощренное оружие массового уничтожения до сих пор содействует миру на Земле, являясь мощным орудием сдерживания.
34 слайд *В послевоенные годы велась научая работа и на мирном поприще. Так в начале 50 годов появились первые советские электронные вычислительные машины, созданием которых руководили главным образом специалисты в области электротехники и радиоэлектроники. 35 слайд В первую очередь здесь стоит назвать малую электронную вычислительную машину МЭСМ, построенную в Киеве под руководством Сергея Алексеевича Лебедева (1902-1974), тогда действительного члена Академии наук Украины. Переехав в Москву, Сергей Алексеевич организовал и возглавил Институт точной механики и вычислительной техники Академии наук СССР. 36 слайд Здесь же под его руководством была в 1952 году завершена работа над "Быстродействующей Электронной Счетной Машиной Академии наук СССР", коротко БЭСМ. Машина БЭСМ пользовалась наибольшей известностью по сравнению с другими первыми советскими вычислительными машинами. Она имела память в 2048 ячеек и к моменту ввода в эксплуатацию была самой быстродейсвующей машиной в мире, обладая скоростью 8 тысяч операций в секунду.
В 1953 году Сергей Алексеевич Лебедев был избран академиком. Руководимый им институт разработал целый ряд новых моделей вычислительных машин.
37 слайд (кадры кинохроники «ЭВМ»)
Заключение
Война лучше видится с далекого расстояния . И сейчас, по прошествии семидесятилетия с момента окончания войны, думается: справедливо считать, что салют Победы, состоявшийся 9 мая 1945 года, славил и подвиг тех, кто создавал вооружение — ученых, конструкторов, исследователей. Это благодаря их труду, знаниям, практическому опыту и полету творческой мысли рождались в небывало короткие сроки проекты новой боевой техники, призванной громить врага, и совершенствовалась техника, уже имевшаяся.
38 слайд Викторина (кадры кинохроники №4 «Война 1941-1945»)
39 слайд Великая Отечественная война явилась всесторонним экзаменом и для советской науки. Наши ученые с честью выдержали это испытание. Их деятельность в годы войны — это яркий пример высокого патриотизма и чрезвычайно плодотворного служения Родине.
В заключении: стоя почтим память погибших.
(кадры кинохроники №5 «Метроном»)
№6 «Вечный огонь 9 мая»
План мероприятияDOCX / 14.09 КбВступит речьDOCX / 58.42 КбОценочный листDOCX / 14.29 КбВикторинаDOC / 30 Кб