Статья «Некоторые методические особенности современного музыкального образования»
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
города Новосибирска "Детская школа искусств "Гармония"
МОИ ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ.
«Некоторые методические особенности современного музыкального образования»
Выполнила
Педагог дополнительного образования
Лилитко Анна Александровна
Г. Новосибирск, 2020
В современной жизни усиливается необходимость применения инноваций во всех областях общественной деятельности. В музыкальном образовании возрастает потребность в создании, разработке и внедрении различных новшеств, направленных на развитие музыкально-творческих способностей учащихся. Происходит информатизация. Под ней понимается комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями. В узком смысле - это внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах. Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств выходит на первый план в организации и управлении познавательной деятельностью учащихся.
Специфика современного подхода в изучении базовых понятий предмета музыкальной литературы будет представлена в данной работе. Её замысел - создать особым образом подготовленное и преподнесённое произведение (на основе сюиты из оперы "Сказка о царе Салтане" Н. А. Римского-Корсакова). Благодаря педагогической компетенции оно может служить решению разных дидактических задач. Применяться на уроках начиная с детей младшего возраста, и заканчивая учащимися старших классов.
Основной принцип, лежащий в основе данной работы и обеспечивающий её новизну и актуальность - соединение наглядных и слуховых представлений - нотной партитуры с фрагментом звучащего произведения, а также с рисунками и фрагментами фильма.
На примере такого произведения могут быть доступно объяснены понятия тембра, регистра, важнейших свойств музыкального звука, а также особенностей инструментовки, фактуры оркестрового произведения, без которых невозможно полное понимание музыки вообще.
Целесообразность выбора данного произведения объясняется следующими его особенностями:
сказочной образностью лежащей в основе;
богатством поэтического языка A.C. Пушкина;
возможностью установления образной связи с изобразительным искусством (рисунками, фрагментами мультфильмов и художественными произведениями М. А. Врубеля)
На уроках слушания, в самый ранний по школьному возрасту момент соприкосновения с музыкой, учащиеся могут объяснять её характер, сравнивая с уже знакомыми образами пушкинской поэзии и опираясь на яркие художественные иллюстрации этого произведения. Возможна и наоборот, визуализация образа, рисунок прослушиваемого музыкального фрагмента.
В средних классах на примере этого произведения могут быть доступно объяснены понятия тембра, регистра, инструментовки, особенности фактуры оркестрового произведения.
В старших классах доступность симфонического языка может быть понята через систему лейтмотивов оперных героев, устойчивых тематических образований, связанных с определёнными образами.
Наконец, сравнение музыки оперы с живописью Врубеля поможет выявить межпредметные связи, объяснить взаимодействия музыки, литературы, живописи и театра, оказавших влияние на искусство XX века.
С учётом всех необходимых факторов отобраны и показаны фрагменты партитуры, художественные и звуковые иллюстрации к музыке сюиты.
В нотах выделен солирующий в данный момент инструмент, его место в партитурной строчке и дана картинка с реальным изображением. Обозначено начало звучания лейтмотива и его название. Приведены примеры картин М. А. Врубеля, импульсом к созданию которых явилась оперная постановка.
Произведение подготовлено таким образом, что работа с ним может позволить педагогам подобрать свои методы наглядно-слухового показа, найти словесные методы, обеспечить учащимся создание личного, "креативного" продукта.
Значение работы- создание
Возможности достижения высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах.
Высокой результативности.
Возможности творческого применения инновации в массовом опыте.
Использование данного пособия позволит применять на уроке активные методы обучения, при которых деятельность ученика приобретёт творческий поисковый характер, привлечёт учащихся к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они смогут установить связи предметов и явлений действительности, познают закономерности музыкального развития.
Применение мультимедийных средств и компьютерных технологий на уроках слушания музыки и музыкальной литературы позволяет современным педагогам музыкальной школы повышать эффективность педагогических подходов, сочетать креативное мышление и различные виды деятельности.