Статья «Главная проблема современного образования»
Статья «Главная проблема современного образования»
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
На протяжении уже многих лет современное образование осуществляет реализацию ФГОС. Все участники образовательных отношений постепенно привыкают к переменам и проживают нелегкий опыт. И, безусловно, сталкиваются с определенными трудностями и проблемами, которых множество: от оснащения материально-технической базы образовательных учреждений до осуществления качества образовательных услуг.
Позвольте поделиться своими взглядами по решению, на мой взгляд, самой главной проблемы современного образования, без решения которой все теоретические и методологические проблемы образования не смогут решаться в должной мере. Я говорю о психическом и физическом здоровье всех участников образовательных отношений. Оказание качественных образовательных услуг без гармонии души и тела каждой личности становиться не актуальным.
Психическое здоровье для каждого человека – это состояние позитивного настроя и благополучия, в котором личность реализует свои лучшие качества и способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно осуществлять любую деятельность и вносить вклад в свое сообщество.
Учет психического состояния ребенка является одной из актуальных проблем современной образовательной практики дошкольных учреждений. Главная цель ДОУ заключается в создании условий по обеспечению сохранения физического и психического здоровья воспитанников. Развивать «язык эмоций» и понимание своих психоэмоциональных состояний в той или иной ситуации, и, самое главное, что с этим состоянием делать, как помочь справиться «с бурей эмоций», необходимо, начинать именно с дошкольного возраста.
В современной науке психическое (психоэмоциональное) состояние рассматривается как психическое явление, которое имеет сложную структуру, отражающее взаимодействие человека с самим собой и с окружающей жизненной средой.
Ключевым в данном направлении является педагог, с богатым внутренним миром, с творческим потенциалом и личным примером, со своим профессионализмом. Именно педагог доносит до родителей воспитанников и детей полезную, ценную информацию. Именно педагог, своим личным примером, авторитетом повышает психолого-педагогические компетенции родителей.
Благополучное психическое и физическое состояние детей в руках их родителей и педагогов.
Все начинается с семьи, которая прививает маленькому ребенку правила жизнедеятельности, общения и безопасности. Для ребенка семья является той средой, в которой закладывается физическое развитие, формируются все психические процессы малыша, укрепляется эмоциональный фон и происходит развитие интеллекта.
От того с каким настроением родители разбудят малыша и приведут его в детский сад, зависит весь прожитый день ребенка. В любом пространстве ребенок должен чувствовать, что его любят, понимают и принимают таким, каков он есть.
Профилактическая работа психологической службы образовательного учреждения с родителями и педагогами является приоритетной.
Данное приоритетное направление решает множество вопросов: как повысить активность педагогов и родителей, мотивировать их на самообразование и повышение психолого-педагогических компетенций, развить творческий потенциал и коллективный интеллект участников образовательных отношений.
Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают,
что они сами имеют в своем распоряжении средства к этому.
Демокрит
Последовательная и системная работа дает свои эффективные результаты.
Расширить знания о психическом и физическом здоровье ребенка-дошкольника помогает художественная литература.
Пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, такие как: «В здоровом теле – здоровый дух!», «Здоровье – это движение!», «Берегите платье снову, а здоровье смолоду», «Болен – лечись, а здоров, так берегись!», «Предупрежден, значит вооружен!» и многие другие пословицы становятся понятными даже младшим дошкольникам, при условии, разъяснения смысла пословиц простым языком.
Помимо художественного слова, большую роль играют навыки саморегуляции: релакс, уголок "уединения" для восстановления жизненных сил. Прекрасным средством является тёмная сенсорная комната.
Активно применяемые методы профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения посредством интерактивных, дистанционных форм работы с кадрами, родителями воспитанников и детьми пришлись по душе. Требуется дальнейшее внедрение мультимедиа в образовательную среду: интерактивные игры и презентации по расширению знаний о психическом и физическом здоровье всех участников образовательных отношений, пескотерапия (тактильный песочный стол) и арт-терапия (мандала-терапия, звуко-терапия, музыкальная терапия), флештренинги и фильмотерапия по гармонизации эмоционально-личностной сферы и профилактике эмоционального выгорания.
Забота о психическом и физическом здоровье ребенка, а также забота о здоровье родителей воспитанников и педагогов – непросто модная тенденция современного общества на сегодняшний день. Забота о здоровье всех участников образовательных отношений – это забота о безопасности нации завтра.
Источники
1. Интернет ресурс:
Цитаты о заботе психического здоровья.
Пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье.
Поляков Александр Васильевич
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Белянина Светлана Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Фролова Елена Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Кирилл Александрович Ш.
Кияйкина Наталья Федоровна
Лещёва Светлана Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна