12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кияйкина Наталья Федоровна119424 Специалист высшей квалификационной категории. Психолого-педагогическая деятельность - 34 года. Дошкольная педагогика и психология. Нейропсихолог. Специалист по образовательной кинезиологии. Практикующий семейный и специальный психолог. Россия, Ставропольский край Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Статья «Главная проблема современного образования»
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
На протяжении уже многих лет современное образование осуществляет реализацию ФГОС. Все участники образовательных отношений постепенно привыкают к переменам и проживают нелегкий опыт. И, безусловно, сталкиваются с определенными трудностями и проблемами, которых множество: от оснащения материально-технической базы образовательных учреждений до осуществления качества образовательных услуг.
Позвольте поделиться своими взглядами по решению, на мой взгляд, самой главной проблемы современного образования, без решения которой все теоретические и методологические проблемы образования не смогут решаться в должной мере. Я говорю о психическом и физическом здоровье всех участников образовательных отношений. Оказание качественных образовательных услуг без гармонии души и тела каждой личности становиться не актуальным.
Психическое здоровье для каждого человека – это состояние позитивного настроя и благополучия, в котором личность реализует свои лучшие качества и способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно осуществлять любую деятельность и вносить вклад в свое сообщество.
Учет психического состояния ребенка является одной из актуальных проблем современной образовательной практики дошкольных учреждений. Главная цель ДОУ заключается в создании условий по обеспечению сохранения физического и психического здоровья воспитанников. Развивать «язык эмоций» и понимание своих психоэмоциональных состояний в той или иной ситуации, и, самое главное, что с этим состоянием делать, как помочь справиться «с бурей эмоций», необходимо, начинать именно с дошкольного возраста.
В современной науке психическое (психоэмоциональное) состояние рассматривается как психическое явление, которое имеет сложную структуру, отражающее взаимодействие человека с самим собой и с окружающей жизненной средой.
Ключевым в данном направлении является педагог, с богатым внутренним миром, с творческим потенциалом и личным примером, со своим профессионализмом. Именно педагог доносит до родителей воспитанников и детей полезную, ценную информацию. Именно педагог, своим личным примером, авторитетом повышает психолого-педагогические компетенции родителей.
Благополучное психическое и физическое состояние детей в руках их родителей и педагогов.
Все начинается с семьи, которая прививает маленькому ребенку правила жизнедеятельности, общения и безопасности. Для ребенка семья является той средой, в которой закладывается физическое развитие, формируются все психические процессы малыша, укрепляется эмоциональный фон и происходит развитие интеллекта.
От того с каким настроением родители разбудят малыша и приведут его в детский сад, зависит весь прожитый день ребенка. В любом пространстве ребенок должен чувствовать, что его любят, понимают и принимают таким, каков он есть.
Профилактическая работа психологической службы образовательного учреждения с родителями и педагогами является приоритетной.
Данное приоритетное направление решает множество вопросов: как повысить активность педагогов и родителей, мотивировать их на самообразование и повышение психолого-педагогических компетенций, развить творческий потенциал и коллективный интеллект участников образовательных отношений.
Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают,
что они сами имеют в своем распоряжении средства к этому.
Демокрит
Последовательная и системная работа дает свои эффективные результаты.
Расширить знания о психическом и физическом здоровье ребенка-дошкольника помогает художественная литература.
Пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, такие как: «В здоровом теле – здоровый дух!», «Здоровье – это движение!», «Берегите платье снову, а здоровье смолоду», «Болен – лечись, а здоров, так берегись!», «Предупрежден, значит вооружен!» и многие другие пословицы становятся понятными даже младшим дошкольникам, при условии, разъяснения смысла пословиц простым языком.
Помимо художественного слова, большую роль играют навыки саморегуляции: релакс, уголок "уединения" для восстановления жизненных сил. Прекрасным средством является тёмная сенсорная комната.
Активно применяемые методы профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения посредством интерактивных, дистанционных форм работы с кадрами, родителями воспитанников и детьми пришлись по душе. Требуется дальнейшее внедрение мультимедиа в образовательную среду: интерактивные игры и презентации по расширению знаний о психическом и физическом здоровье всех участников образовательных отношений, пескотерапия (тактильный песочный стол) и арт-терапия (мандала-терапия, звуко-терапия, музыкальная терапия), флештренинги и фильмотерапия по гармонизации эмоционально-личностной сферы и профилактике эмоционального выгорания.
Забота о психическом и физическом здоровье ребенка, а также забота о здоровье родителей воспитанников и педагогов – непросто модная тенденция современного общества на сегодняшний день. Забота о здоровье всех участников образовательных отношений – это забота о безопасности нации завтра.
Источники
1. Интернет ресурс:
Цитаты о заботе психического здоровья.
Пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье.
Комментарии (16)
сменить сортировкуПсихологи образовательных организаций интенсивно занимаются проработкой данного вопроса, но, все зависит от личности и ответственности каждого человека.
Мне кажется, что пока взрослые не научатся ставить на первое место своё психическое здоровье и заботу о нем, количество "больных" детей не уменьшится...
В ответ Потамошнева Наталья Алексеевна