Главные направления в системе образования связывают не только с поиском новых форматов обучения, но и новых ролей для всех участников образовательного процесса.
1 Непрерывное обучение, или Lifelong Learning
Информация обновляется с огромной скоростью, появляются новые технологии, роботы замещают людей, растёт спрос на неизвестные ранее профессии. Всё это вынуждает нас постоянно обучаться, чтобы просто поддерживать нужный уровень компетенции.
Непрерывное образование - это средство оптимизации первоначальной профессиональной подготовки, переподготовки посредством периодически возобновляемого профессионального обучения, чередуемого с трудовой деятельностью.
Структура непрерывного образования состоит из следующих элементов:
- Образование на протяжении всей жизни (life-long learning education);
- Образование взрослых (adult education);
- Непрерывное профессиональное образование (continuing vocational education and training).
Непрерывное образование - это реально функционирующая система государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и профессиональной подготовки человека с учетом общественных потребностей и личных его запросов.
2 Тотальная цифровизация
Это создание промышленной и ИТ-инфраструктуры для обработки больших данных, воспитание специалистов для работы с «умными» системами и разработка сквозных цифровых технологий для обеспечения устойчивого экономического роста. К этому явлению относится переход на дистанционное обучение, увеличение роли мобильных технологий и создание цифровой среды для учащихся. Направления цифровизации - прорыв в научном, технологическом, социальном и экономическом развитии; повышение уровня жизни; создание условий и возможностей для самореализации
Основная причина ухода обучения в цифровой мир — глобализация и существенный рост студентов. Университетам гораздо проще запустить курсы в интернете, чем принять на очное обучение всех желающих. Хорошо это и для студентов-иностранцев, которым больше не надо преодолевать огромные расстояния, чтобы получить диплом престижного вуза.
3 Массовые открытые онлайн-курсы (МООК)
Это обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, а также одна из форм дистанционного образования.
Массовые открытые онлайн-курсы эффективно справляются с двумя задачами:
- Предоставить доступ к актуальному образованию как можно большему количеству человек;
- Сделать процесс получения знаний открытым и интерактивным.
Такие образовательные площадки, на которых доступны курсы даже самых престижных университетов мира, есть не только за границей, но и в России. Например, на единой МООК платформе можно найти современные программы обучения по анализу данных, дизайну, маркетингу, IT-разработке, английскому и менеджменту. Там даже есть бесплатные курсы и курсы для детей.
4 Геймификация
Геймификация — это внедрение игровых форм в неигровой контекст: работу, учебу и повседневную жизнь. Геймификация помогает увеличивать продажи, удерживать клиентов, повышать лояльность сотрудников и учиться с максимальной вовлеченностью.
Стоит различать геймификацию и игровое обучение. Игровой подход — это обучение в рамках конкретной игры, а геймификация — применение игровых методик в повседневных процессах ради повышения мотивации.
Появился даже особый термин — Edutainment, который объединяет в себе понятия «обучение» (education) и «развлечение» (entertainment). Практика геймификации учебного процесса вовлекает школьников и студентов в обучение, помогает развивать креативное мышление, «гибкие навыки», или soft skills, которые так важны в современном мире, а также находить пути взаимодействия с другими участниками процесса.
5 Технологии VR и AR
С развитием технологий устройства, способные поддерживать дополненную и виртуальную реальности, будут мощнее и смогут транслировать более качественные изображения. В промышленности VR и AR все чаще будут помогать контролировать качество процессов и готовой продукции, в ретейле — привлекать покупателей новым функционалом, автомобили также будут оснащать AR-технологиями.
Из геймификации выходит ещё одно направление — применение технологий виртуальной и дополненной реальности. Это позволяет по-новому взглянуть на процесс образования, сделать его более объёмным и увлекательным. Методы виртуальной реальности не только повышают наглядность изучаемого материала, но и расширяют границы восприятия, помогая максимально приблизить теорию и практику. Эффективность VR и AR технологий подтверждается различными экспериментами, которые активно проводят как за границей, так и в российских институтах.
6 Активная проектная работа
Благодаря современным технологиям мы можем получить доступ к любой информации. При этом реальная жизнь и бизнес ждут от выпускников практических навыков. Эти два факта требуют существенной перестройки образовательного процесса. Так, возрастает роль самостоятельной работы студентов. Теперь они сами могут найти нужную информацию перед занятием и изучить её. Преподаватели же всё меньше тратят времени на объяснения, а больше организовывают групповую активность и проектную работу. На первый план выходит решение кейсов, проблемных задач, разработка учебного проекта, участие в мозговых штурмах и поиск творческих решений.
Плюсы такого подхода:
- учащиеся получают живой опыт;
- учатся критически мыслить;
- на практике отрабатывают полученные знания и навыки;
- лучше усваивают информацию;
- учатся коммуникации и сотрудничеству с другими;
- поддерживают высокий уровень мотивации к учёбе.
Проектная работа — это альтернатива лекциям, после которой студенты покидают стены университетов более мотивированными и подготовленными к реальной жизни.
7 Agile и Scrum-технологии
Agile и Scrum в образовании позволяет разбить учебный процесс на короткие отрезки, усилить командную работу над проектами и постоянно отслеживать результат обучения. Учебные группы из 6-8 студентов курирует тренер — что-то вроде Scrum-мастера в Agile-команде. В конце каждого проекта составы команд меняются. Команда ежедневно встречается со своим тренером, и каждый студент рассказывает:
- Что я сделал вчера?
- Что я буду делать сегодня?
- Какие препятствия мешают моему прогрессу?
Методология Agile учит студентов давать себе постоянную обратную связь, ответственно относиться к каждому этапу и поддерживать высокую мотивацию. А если учитывать, что Agile и Scrum — это, как правило, основные методики работы в IT-компаниях, студенты получают полезные навыки, которые пригодятся для быстрого профессионального роста.
8 Адаптивное обучение
Это современный подход, который имеет своей целью учитывать индивидуальные способности и потребности учащегося. Структурные элементы адаптивного обучения:
- персонализация, как необходимое условие современного образовательного процесса;
- вариативность содержания образовательных программ, выстраиваемых в соответствии с личными образовательными целями;
- цикличность обучения, которая выражается в целесообразно и обоснованно выстроенных программных циклах;
- мотивационно-ценностный компонент рассматривает образовательный процесс с точки зрения высоты достигнутых результатов и того, какой «ценой» они были достигнуты;
- целостность образовательного процесса - это единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов;
- релевантность - степень соответствия содержания образовательной программы информационным нуждам обучающихся;
- наставничество как система адаптации и профессионального развития учащихся.
Но по-настоящему реальной эта идея стала с развитием искусственного интеллекта. Адаптивные системы позволяют создать максимально индивидуальный путь обучения, который учитывает когнитивные особенности ученика, его способы восприятия информации и начальный уровень подготовки. Пока у адаптивных программ есть свои ограничения: они не очень подходят для гуманитарных знаний и тех областей, которые подвергаются постоянным изменениям. Но это зоны для дальнейшего развития технологий.
9 Интегральный подход
Состояние нестабильности, в котором находятся как социальные системы практически всех стран предопределяет неизбежность нововведений, характер которых определит будущее устойчивое состояние этих систем, при котором уже попытки изменения их качества будут затруднены. Интегральный подход в образовании и в жизни предполагает междисциплинарное обучение. Интегральный подход – это позиция, в соответствии с которой образование рассматривается как процесс и результат педагогической интеграции. Компонентами интегрального подхода могут быть: организационно-методический, деятельностно-практический и теоретико-содержательный. Реализация данного подхода предполагает осуществление интегральных процессов на четырех основных уровнях интеграции: межпредметной, внутрипредметной, межличностной, внутриличностной.
В классической медицине болезнь — это физический недуг, который нужно лечить лекарственными или оперативными методами. Специалист, который использует интегральный подход, рассматривает заболевание не только с точки зрения физического тела, но также учитывает психологическое состояние пациента, его отношения с другими, семейную историю, знает альтернативные методы лечения. Если вы хотите быть действительно востребованным специалистом, стоит подумать о развитии междисциплинарных навыков, которые позволят изучить предмет с разных сторон.
10 Изменение роли преподавателя и чат-боты
Важная тенденция, которая будет только усиливаться со временем — это изменение роли преподавателя. Он перестал быть единственным источником знаний. Теперь он становится режиссёром, который создаёт и курирует образовательный процесс. На плечи преподавателя ложатся задачи:
- вовлекать студентов в обучение;
- поддерживать мотивацию;
- придумывать и режиссировать интерактивные проекты;
- учить мыслить и критически воспринимать информацию.
Чат-бот-приложение способно автоматизировать процесс проведения контрольных и отправку результатов преподавателю. Может эффективно использоваться в качестве дополнительного инструмента проверки знаний обучающихся, а также может быть доработан и дополнен алгоритмами искусственного интеллекта для более расширенного взаимодействия с пользователями.
11 Развитие функциональной грамотности
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В вопросе формирования функциональной грамотности - два направления.
- ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
Пример по формированию читательской грамотности.
Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.
Процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.
- дополнительное и предпрофессиональное образование.
Возьмем предметы естественнонаучного цикла. По учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, конвергенции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты, программы. И это все сферы для применения учебных знаний во внеурочных ситуациях. Дополнительное образование поможет их освоить.
***
Наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества становится человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Такая ориентация способствует изменению отношения ко всем видам образования со стороны общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Горячкин, Б. С. и др. Эффективность использования чат-ботов в образовательном процессе / Б. С. Горячкин // E-Scio. – 2021. - № 4 (55). – С. 529-551.
- Душина, Е. В. Тенденции и черты современного образования / Е. В. Душина, Е. С. Лутошлива // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. – № 5. – С. 78-80
- И зачем погружаться в альтернативную реальность // РБК Тренды https://trends.rbc.ru/trends/industry/5db179279a79472d7aa9e58a
- Жарикова, Л. И. Педагогика непрерывного образования в системе наук о человеке / Л. И. Жарикова, // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 8. – С. 32-35.
- Массовый открытый онлайн-курс // Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Непомнящий, А. В. Интегральный подход как методологическая основа инновационного образования /, А. В. Непомнящий, В. И. Писаренко // Известия Южного вед. ун-та. Технические науки. – 2006. – В. 68. – № 13. – С. 3-17.
- Применение Agile и Scrum в образовании // OnAgile Consulting https://onagile.ru/trends/business-agility/laboratoria
- Самофалова, М. В. Адаптивное обучение как новая образовательная технология / М. В. Самофалова // Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – № 6. – С. 341-347.
- Тренды образования 2022/2023 // VC.RU https://vc.ru/education/479818-trendy-obrazovaniya-2022-2023
- Чем полезна и опасна тотальная цифровизация // Независимая газета https://www.ng.ru/economics/2018-07-09/8_7261_technology.html
- Что такое геймификация // РБК Тренды https://trends.rbc.ru/trends/education/605c6f2f9a79473a61646994
Кияйкина Наталья Федоровна
Худякова Светлана Викторовна