Самоанализ педагогической деятельности «Некоторые приёмы снятия умственного напряжения учащихся на уроках математики»
Обобщение педагогического опыта
Некоторые приемы снятия умственного напряжения учащихся
на уроках математики
Обобщение опыта работы
учителя математики
МБОУ «СШ № 12»
а. Новобжегокай
Калакуток С.Р.
Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.
К. Д. Ушинский
Целью моей работы является обобщение опыта организации дидактических игр и игровых ситуаций, применение здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья учащихся на уроках математики.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит от методики её преподавания и от того, насколько умело будет построена учебная работа. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Я работаю в малокомплектной школе с самого начала трудовой деятельности. И хочу отметить, что такие школы похожи на большую семью и отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают. Однако есть и специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка.
Большое беспокойство вызывают такие факторы, как низкая информационная насыщенность школ на селе и низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи.
Однако, при имеющихся трудностях, я стараюсь находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно - воспитательной работы в малокомплектной школе. Малая наполняемость классов имеет и ряд преимуществ, которые я рационально использую в повседневной практической деятельности.
В условиях малой школы легче осуществлять:
- индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
- личностно - ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель "слышат" друг друга;
- практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.)
Основной формой обучения и воспитания в школе является урок. На уроках математики, как и на других уроках, я считаю, что всегда надо заботиться о здоровье каждого ученика. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому перед собой я ставлю задачу – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия я стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
Далеко не всем учащимся легко дается математика и наибольшую нагрузку ребёнок испытывает на этих уроках. По степени сложности среди школьных предметов математика занимает одно из первых мест, т.к. требует напряженной умственной деятельности учащихся. В то же время надо учитывать уровень усталости детей, стараться не причинить вред здоровью. Отрицательные последствия обучения вообще, и математике в частности, это:
- физическое утомление, вызванное мышечной статичностью в процессе обучения;
- отрицательное эмоциональное состояние, вызванное негативным или нейтральным отношением к обучению в целом и к однообразной учебной работе по математике;
- повышенная тревожность и незащищённость из-за непонимания изучаемого, из-за невозможности предвидеть, какого вида и содержания предстоит работа, а значит, и невозможность подготовиться к этой работе.
Поэтому, я считаю необходимым проводить работу по профилактике стрессов:
- хорошие результаты дает работа как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища;
- антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- при оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
С учетом того, что отдых – это смена видов деятельности, я планирую урок так, чтобы не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого на уроках работаю на развитие и зрительной памяти, используя различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Чтобы дети учились с интересом, испытывали и осознавали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей, я применяю на уроках математики дидактические игры, игровые моменты, занимательные задания. Частый гость на наших уроках математики в 5 – 6 классах – Незнайка. Он старается учиться хорошо, но у него не всегда все получается. Поэтому все с радостью стараются ему помочь исправить ошибки. Кроме Незнайки на наших уроках бывают хитрый Лис с занимательными задачами и Клоун. Клоун постоянно претерпевает математические неудачи: то у него кляксы появляются на листочках и все цифры становятся невидимыми, то письмо окажется порванным, и дети ему с удовольствием помогают всё восстановить.
Так как игры повышают интерес учащихся к математике, мы играя на уроках, повторяем пройденное. Дети с большим интересом ожидают игры на уроках. Разумеется, любая игра для детей интересна, когда она будет разъяснена и понятна каждому ученику. Дидактические игры по математике помогают развивать познавательную активность учащихся, интерес к математике, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке. Они также снимают утомление учащихся, которое может возникнуть при насыщенности уроков математики по новой программе. Кроме того, игры развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, коллективизма и взаимопомощи. Вот некоторые из них, которые я применяю на уроках:
1. «Своя игра».
На уроках повторения и закрепления пройденного материала мы играем в «Свою игру», где дети не только дают ответ на вопрос, но и обосновывают его, за что получают дополнительные баллы.
2. «Математическая эстафета».
Учащиеся выполняют одно задание на нахождение значения выражения по очереди, передавая друг другу лист как эстафетную палочку.
3. Игра «Третий лишний»
Командам поочередно демонстрирую названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий – нет. Например:
· гектар, сотка, метр;
· ярд, тонна, центнер;
· конус, квадрат, круг;
· треугольник, прямоугольник, квадрат;
· прямая, отрезок, угол;
· 0,7; 2,1; 0,6;
4. Игра «Аукцион»
На торги выносятся задания по какой - либо теме. Например: «Действия с десятичными дробями». Им предлагаются задания. Учащиеся покупают задания и если они выполнили его верно, то им начисляются потраченные баллы, а если – неверно, то снимаются.
5. Игра «Горячий Стульчик»
Водящий садится на «горячий стульчик» у доски лицом к классу. Учащиеся по очереди задают ему вопросы по теме, оговоренной заранее. Водящий должен ответить. Если допущена ошибка, водящий меняется на нового игрока, чей вопрос был последним.
Рассмотрим, например, тему «Умножение и деление натуральных чисел».
Примеры вопросов:
Что такое деление?
Как называют результат умножения?
Существует ли сочетательное свойство умножения? Если да, то сформулируйте его.
Существует ли сочетательное свойство деления? Если да, то сформулируйте его.
В каких случаях можно опустить знак умножения?
Игру можно усложнить. Учащиеся дают объяснение математического термина, а водящий должен догадаться, что это за слово. Выигрывает тот, кто продержится на «горячем стульчике» дольше.
Примеры вопросов:
С помощью этого действия находят неизвестный множитель (деление)
Иногда деление одного натурального числа на другое нацело не всегда возможно, в этом случае получаем … (деление с остатком)
Для того, чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить получившиеся произведения; это правило называется… (распределительное свойство умножения относительно сложения)
Произведение, в котором все множители равны, можно записать короче; эта запись называется (степенью числа)
Возведение во вторую степень (квадрат числа)
6. Соревнование художников «Такой разнообразный животный мир».
Тема «Координатная плоскость», 6 класс.
7. Игра «Морской бой»
Эта игра развивает внимание, наблюдательность, сообразительность, ученики быстрее усваивают и убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух её координат.
8. Устные упражнения. «Найди ошибку».
Перед началом урока я записываю примеры на доске или проецирую на доску, используя компьютер. Ученики должны найти ошибку и сказать правило, на которое допущена ошибка. Этим самым еще раз повторяется правило. Например, в 5 классе это могут быть примеры на все действия с десятичными дробями:
а) 0,134*1000=13,4 а) 3,2*100=0,032
б) 16,12 : 4 =4,3 б) 27,18 : 3 =9,6
в) 1,06 + 0,4 = 1,1 в) 2,7 + 0,03 = 2,73
г) 5,72 – 0,2 = 5,7 г) 3,61 – 0,1 = 3,6
д) 16,5 : 0,1 = 1,65 д) 5 : 100 = 500
Такого рода задания я использую и в других классах.
9. Игра «Магические квадраты»
А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.
Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.
Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Многие дидактические игры как - будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат ребят применять знания в новых условиях или ставят логическую задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные мыслительные процессы.
Несколько минут на уроке я уделяю оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношений к себе и своему здоровью. Я стараюсь, чтобы предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетались в канву урока.
Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия я предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед. Задание: если я называю правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. Или ж е , при изучении темы «Кратные и делители» я называю число, а ученики на каждый шаг называют числа, кратные данному.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Многие годы ученик проводит в стенах классных комнат, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без комплекса работы учителя и ученика. Исследованиями ученых установлено: воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Для проведения физкультминутки использую упражнения для различных групп мышц:
«Черепаха»: наклоны головы вперед-назад.
«Маятник»: наклоны головы вправо-влево.
«Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
«Ёжик нахмурился» (плечи вперёд, подбородок к груди) → «Ёжик весёлый» (плечи назад, голову назад).
«Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
«Тянемся – потянемся»: руки вверх, вытягиваем позвоночник.
«Волна»: пальцы сцеплены в замок, поочередно открывая и закрывая ладони, учащиеся имитируют движения волн.
«Встреча с братом»: поочередно касаемся подушечками 2-5 пальцев руки с большим пальцем.
«Кулачки»: сжимаем и разжимаем кулачки.
«С носка на пятку»: попеременно становимся на носки, затем на пятки (в положении сидя или стоя).
«Шаги (степ)»: ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
«Коленками рисуем круг»: прижимаем колени плотно друг к другу, ладони рук помещаем на колени и вращаем ими, делая круги сначала в одну сторону, затем в другую.
Приседание
Рисование движениями глаз на доске цифру 8; знак бесконечности ∞.
Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
Горизонтальные вправо-влево;
Вращение глазами по часовой стрелке и против.
При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ). В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон». Постоянно веду профилактическую работу по предупреждению близорукости, искривлению осанки. По вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования ЗОЖ в классе оформлен уголок «Здоровье», материалы постоянно обновляются.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, и на мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.