Статья на тему «Музыкальное воспитание в современной жизни»
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства
на лучшую статью по теме «Дошкольное образование:
опыт, проблемы, перспективы его развития»
Подготовила: музыкальный руководитель
Болданкова Ирина Геннадьевна
МАДОУ детский сад №9 «Золотой ключик»
Статья: «Музыкальное воспитание в современной жизни»
Дошкольное образование является первоначальным звеном и фундаментом современной модели образования. В настоящее время в современном музыкальном воспитании актуальной проблемой является поиск новых путей обновления методов, технологий и содержания образовательных программ, необходимых для реализации творческих потребностей обучающихся. Музыкальное воспитание играет одну из главных ролей в развитии и формировании эмоциональной сферы и творческого потенциала ребенка. Музыка занимает значительное место в системе общего воспитания дошкольников. Только музыка может оказывать возбуждающее и успокаивающее действие, влиять на физиологию и психику ребёнка. Поэтому воспитание музыкой актуально в современной жизни.
Развитие эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нём игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, эмоции, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Поэтому на каждом музыкальном занятии к детям приходят куклы, мягкие игрушки, а также персонажи появляются на экране, поют с ними, танцуют, играют в музыкально-дидактические игры. С их помощью дети знакомятся с базовыми эмоциями и побуждают детей к совместной творческой деятельности.
Занимаясь музыкальным воспитанием дошкольников, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Слушая музыку, дети получают воспитание и понятие о добре и зле, о героизме и трусости. Прослушивание музыкальных произведений сопровождается иллюстрациями к музыкальному произведению, может быть демонстрация портретов композиторов, подборка слайдов или видео… При прослушивании музыкальных произведений дети получают разнообразные сведения о музыке, имеющие познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики. При восприятии музыки дети анализируют музыкальные произведения, сравнивают, сопоставляют, запоминают, это так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Важным компонентом музыкальных занятий является исполнительство. Через пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах дети проявляют себя, выражают свои чувства и эмоции, погружаются в мир собственных переживаний. В этом помогает использование ИКТ технологий на музыкальных занятиях. При выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев детям включают видео-запись. Также эффективны игры на перестроения и ориентировку в пространстве, схемы. Для выразительного пения, понимания смысла слов, музыкального образа песни, может использоваться презентации к различным песням, видео - иллюстрации с элементами анимации, различные упражнения на дыхание, дикцию, развитие голоса и т.д.
Все занятия организованы таким образом, чтобы ребёнок занимался активно, с увлечением и интересом в этом мне помогает использование мультимедийных пособий, которые разнообразили процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделали встречу с музыкой более яркой, интересной. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми использую для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности.
Таким образом, перспективы развития музыкального образования в том, что без использования компьютерных технологий в современном мире детей мотивировать сложнее, поэтому использование ИКТ в музыкальном образовании неотъемлемая часть нашей жизни. Использование ИКТ на музыкальных занятиях способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.
Литература:
- Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001. - С. 145.
- Захарова И. Г. «Информационные технологии в образовании». Учебное пособие для высших учебных заведений, М. «Академия», 2008.
- Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. - С. 89
- Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. – М.: Смысл, 2001. - С. 264.
- Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников / М.Ю. Картушина // Управление ДОУ. - 2005. - №5. - С. 42-46.
- Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э.П. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С. 37.
- Комарова Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» Т. С. Комарова — М., 2011. С.128
- Половинкина Л.А. Роль музыки в воспитании и развитии ребенка // Молодой ученый. — 2015. — №22. 3.
Горбачёва Марина Юрьевна
Болданкова Ирина Геннадьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Болданкова Ирина Геннадьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Болданкова Ирина Геннадьевна
Шубина Марина Валерьевна
Болданкова Ирина Геннадьевна