12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Феногентова Елена Николаевна17

Методическая разработка учебного занятия

Аннотация

Урок «Необычные атмосферные явления» проводился в 3 классе в разделе « Изменения в природе и в жизни человека», его роль открытие новых знаний. Цель урока: создание условий для развития умения выделять существенные признаки необычных атмосферных явлений. Особенностью данного урока, его отличием от стандартного является форма проведения – урок- лаборатория. Использование ИКТ позволяет повысить уровень наглядности, расширить кругозор детей. Урок актуальный, так как каждое задание требовало от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств. Ребята на уроке смотрели опыт по получению электрического разряда на электрофорной машине и проводили сами опыт по преломлению лучей , чтобы увидеть радугу. Для достижения поставленной цели и задач урока обучение ведётся  на системно-деятельностной основе. Ученики на основе наблюдения, собственных знаний и опыта сами открывают для себя новые знания. Информацию они учатся анализировать, систематизировать, обобщать в выводы, использовать во взаимосвязи с другими учебными  предметами и применительно к конкретным  жизненным ситуациям. Учитель осуществляет общий контроль, координирует деятельность учеников.

Результативность урока определила умение ребят использовать полученные знания, для подведения итога. Дети сами ответили на проблемный вопрос «Почему атмосферные явления называются необычными».

 

Название: УМК «Гармония»

Предмет: Окружающий мир

Класс 3б

учитель Феногентова Елена Николаевна

 

Тема: Необычные атмосферные явления

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

 

Методическая цель урока – создание условий для развития умения выделять существенные признаки необычных атмосферных явлений

Задачи урока:

метапредметные:

- познавательные: научить ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение о причинах возникновения необычных атмосферных явлений;

- регулятивные: научить третьеклассников ставить учебную цель на основе того, что уже известно и усвоено; умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата; умение прогнозировать результат своих действий.

- личностные: способствовать развитию интереса к природным явлениям, формированию мотивационной основы учебной деятельности; расширять научные знания; научить адекватно оценивать свою деятельность  и  деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач  и  успеха в  учебной   деятельности;

- коммуникативные: формировать умение работать в группах

Формы организации  деятельности: фронтальная, групповая, парная.

 

Формы контроля: взаимоконтроль: самоконтроль, контроль учителя.

 

Методы обучения.

- по источнику знаний: словесные, практические;

- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного  управления   учебно-познавательной  деятельностью учащихся, методы опосредованного  управления  с помощью источников информации.

 

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник, раздаточный материал, карточки с заданием, оценочный лист, лист – подсказка, цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный)


 

Планируемые результаты:

Метапредметные: учащиеся должны знать, понимать и объяснять, как возникают необычные атмосферные явления: связанные с отражением солнечного света, с электричеством; сформировать универсальные учебные действия у учащихся; научить их понимать картину мира, основываясь на полученных знаниях

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать с товарищами в решении учебных задач.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку.

 

 

Структура и ход урока:

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

УУД

 

 

1этап.

Оргмомент.

Цель: включение в учебную деятельность

Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Повернитесь, ребята к гостям, подарите им свои улыбки. Тихонько сядьте. Меня зовут Елена Николаевна. Пусть этот урок объединит нас, пусть он будет добрым и интересным.

«Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Пожелаем всем удачи, И активности в придачу Мы урок наш начинаем, Что учили, повторяем!»

Дети готовятся к уроку.

 

Проявляют заинтересованность.

 

 

 

 

 

 

Л: Положительное отношение к уроку окружающего мира. Желание быть активным, исполнительным, стремиться к положительным результатам.

Р: волевая саморегуляция

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

 

 

 

2 этап

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

 

Прекрасна наша Земля. На ней есть жизнь. Вам, наверно, приходилось замечать, что в природе происходят различные природные явления. Одни из них протекают быстро, другие медленно.

- Какие природные явления в природе происходят сейчас?

 

 

- Мне хочется вернуть вас в замечательное время года – лето.

- Вспомните, какие природные явления вы наблюдали летом?

 

-Я предлагаю вам послушать звуки природы и подумать, где происходят природные явления?

 

Точнее

 

 

- Одни атмосферные явления происходят часто, а другие редко (смерч). Как учёные называют редкие атмосферные явления?

Давайте вместе назовём тему урока.

Необычные атмосферные явления

 

Я приглашаю в научную мастерскую, где мы будем работать группами и изучать природные явления.

 

 

 

 

 

На доску вешаю слово явления

( дождь, холодный ветер, облака появляются и исчезают, понижение температуры)

 

 

(дождь, грозу, радугу, град,)

 

Слайд 1 звуки грозы (дождь, гром)

 

На доску вешаю слово

атмосферные

(в атмосфере)

 

На доску вешаю слово

Необычные

 

Необычные атмосферные явления

 

 

 

 

 

К: проявляют интерес к общению на уроке и предмету

 

 

 

 

 

 

П: на основе обобщения знаний читают название урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап.

Постановка учебной задачи

Цель: выявление места и причины затруднений, постановка целей урока

 

-А для этого нам надо составить план нашего урока.

Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

-Вспомнить известные знания о природных явлениях.

- Узнать о необычных явлениях природы.

- Выявить опасность природных явлений для жизни человека.

- Оценить свою работу.

В течения урока вы сможете оценивать свою работу по маршрутному листу.

Критерии оценки на доске.

 

Слайд №2

 

 

Вспомнить

Узнать

Выявить

Оценить

 

 

 

 

 

+ всё выполнил (а) правильно, без ошибок

! допустил (а) ошибку

- испытал трудности в выполнении задания

Р: узнавать и понимать учебные задачи

Л: желание и готовность узнать новое и выполнять для этого учебные действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: повторить изученный ранее материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 этап .

Открытие новых знаний

Цель:пополнить знания новым материалом об атмосферных явлениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы удачно начать работу в научной мастерской нам необходимо проверить знания.

Предлагаю поработать в парах и вспомнить термины по окружающему миру.

Соедините слова с их значением.

 

Атмосфера - воздушная среда вокруг земли, вращающаяся вместе с нею.

 

Ветер- движение воздуха, которое характеризуется силой и направлением

 

Лазурь- один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день

 

Осадки – вода в жидком или твёрдом состоянии, выпадающая из облаков или оседающая из воздуха на земную поверхности.

Гроза- бурное ненастье с дождём, громом и молниями.

Выберите слова , которые характеризуют природные явления. (ветер, гроза)

Оцените свою работу

О многих природных явлениях поэты сочиняли стихи. Я предлагаю прочитать стихотворение А. Пушкина «Последняя туча» стр 45

- Какие природные явления вы услышали в стихотворении?

 

На столе условные знаки к описанию погоды в стихотворении, выберите необходимые обозначения к четверостишьям.

1 группа к 1 –четырём строчкам

 

2 группа – 2 четверостишье

 

3 группа – к 3 четверостишью

 

4 группа: Определит силу ветра

Проверяем работу.

Каждая группа читает выразительно свой столбик стихотворения и определяет погоду

О каком необычном явлении говорит поэт? (О грозе)

Оцените свою работу

-Наблюдали ли вы грозу? Как ее можно описать?

Гроза – раскаты грома, молнии, порывы ветра, дождь.

Гроза - это явление связанное с электричеством.

Я предлагаю вам как учёным изучить это явление и объяснить .

Все откройте учебник стр 45-46,48.

Вам необходимо получить информацию из точного источника и рассказать другим. На столах у вас план работы.

1 группа. Познакомит нас с научными понятиями, связанными с грозой

-Находит ответ на вопросы.

-Что такое гроза?

-Что такое молния?

-Что такое гром?

Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Оно связано с развитием кучево-дождевых облаков и со скоплением в них большого количества электричества.

2 группа
- Чего следует бояться во время грозы – грома или молнии?

 

Молнии – это электрические разряды, громадные искры между разноименно заряженными участками грозовых облаков. Температура внутри области молнии – 30 000°. Молнии вызывают пожары, гибель людей и животных, нарушают линии электропередач. На Земле ежесекундно возникает 100 молний

Прямое попадание молнии в человека (животное) чаще всего заканчивается трагически. Ежегодно на Земле гибнет от молний около 3000 человек.

Я вам предлагаю посмотреть как происходит электрический разряд с помощью прибора

 

 

3 группа:

Как люди защищают свои дома от молнии. И как нужно вести себя во время грозы.
- Прочитайте в учебнике на стр 46 (молниеотводами)

- Выбрать нужные знаки

4 группа :

Расскажет о других природных явлениях связанных с электричеством

У. Полярное сияние.

Полярное сияние - это просто свет в небе. 

При этом его сопровождает огромное количество энергии, которое выделяется за сравнительно короткий промежуток времени. Полярные сияния могут сопровождаться ещё и слабо свистящими звуками или лёгким треском. Формы полярных сияний различны. Это пятна, дуги и полоски. Свечение полярного сияния обычно начинается со сплошной дуги, самой распространённой формы полярного сияния, и в случае увеличения яркости может приобретать остальные, более сложные формы.

Шаровая молния

Солнце посылает на Землю поток электрически заряженных частиц, которые сталкиваются с частичками воздуха и начинают светиться.

Оцените свою работу

Ребята об этих явлениях можно говорить стихами.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...

 

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам...

Это стихотворение написал Фёдор Иванович Тютчев

 

 

 

 

 

 

(1этап Работа в парах)

 

Слайд №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики открывают учебники стр 45

 

(буря, туча, молния, гром, дождь, ветер)

 

2этап. Работа в группах

 

 

 

Слайд №4,5.6, стихотворение

Дети показывают знаки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доску вешаю текст

Явления, связанные с электричеством.

 

 

 

3 этап .Работаем в группах

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При проверке я демонстрирую опыт электрического разряда.

 

 

 

Слайд №9

Знаки вешаю на доску

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №10,11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд12, 13 с музыкой

Я читаю стихотворение

 

 

 

П: умение обобщать и классифицировать по признакам

 

 

К:учатся уважать мнение собеседника.

 

П: умение на основе анализа объектов делать выводы

 

 

 

 

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: «добывают» знания самостоятельно из учебника.

К: участвуют в коллективной беседе, соблюдают правила общения.

Л: стремление к положительным результатам труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л:

проявляют стремление к успешности в учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: использовать речь для регуляции своих действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: получают новые дополнительные знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 этап.

Физминутка

Цель: дать возможность детям отдохнуть от работы, улучшить состояние здоровья.

 

 

 

 

7 этап.

Получение новых знаний.

Цель: познакомить с явлениями связанными с отражением солнечного света.

 

 

Дети по лесу гуляли

за природой наблюдали

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись,  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.


 

А нас ждут впереди явления, связанные с отражением солнечного света.

 

Прошел летний дождь, и вновь засияло солнце. И как по волшебству в небе появилась дуга. Что этот за дуга ?

Фридрих Шиллер написал стихотворение стр 49

- Прочитайте выразительно.

- Ответьте на вопрос стихотворения

-Как же этот мост построен? И кто соорудил его?

Ответ находим в учебнике стр 49

Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один фокус. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас.

Солнечный свет кажется нам белым, но в действительности он состоит из световых волн 7 цветов:

-Кто может их назвать?

 

Принято различать семь основных цветов радуги. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные простые фразы – в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:

- Кто знает эти фразы?

Запомните их – и вы без труда в любое время сможете нарисовать радугу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске

явления, связанные с отражением солнечного света.

 

 

(Радуга) Слайд 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

 

 

 

Слайд 15

 

Как Однажды  Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь.

Каждый  Охотник  Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Каждый Оформитель Желает Знать, Где Скачать Фотошоп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: выполняют логические действия, проводят сравнение и классификацию по заданным критериям

 

 

 

 

Р: умение определять успешность выполнения своего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 этап.

Включение в систему знаний

Цель: создание успешной ситуации успеха, связанный с экспериментом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, а вы хотели бы посмотреть на радугу именно сейчас.

Оказывается её можно приготовить в домашних условиях.

Каждая группа проведёт эксперимент.

Эксперимент № 1.

Мы взяли прямоугольный лоточек, наполнили его водой, опустили под наклоном зеркало. Затем направили свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. Когда поставили белый картон перед зеркалом, чтобы поймать отражённые лучи, то увидели на картоне отражение всех цветов радуги.

Эксперимент № 2.

В таз с мыльной водой мы опустили кольцо из проволоки. Подержав его немного в тазу, аккуратно вынули – внутри кольца образовалась пленка. Посмотрев под ярким светом на обратную сторону пленки, мы увидели радугу.

Оцените работу в группах.

Следующее явление, связанное с осадками.

Осадки в виде ледяных шариков. (Град.)

Я предлагаю рассмотреть градинки и рассказать о них по плану.

План.

Что такое град? 1 группа

2. Каких размеров бывает град?2 группа

3. Форма града. 3 группа

4. Из чего состоит градинка? 4 группа

Что такое град? (Град – это замерзшие капельки дождя, которые образуются в кучево-дождевых облаках. Проходя через облако, они подтаивают, а затем снова замерзают, образуя слои пористого и кристаллического льда.)

Градины твердые и тяжелые, они похожи на ледяные шарики. Град может выпадать даже летом.

Оцените свою работу

О многих необычных атмосферных явлениях делают записи в книге Гиннеса, книге рекордов.

Самая большая градина (1кг) выпала в БАнгладеше в 1986году

- Самая крупная капля дождя размером 10 мм выпали В США в 1953году

-Самый долгий дождь шёл в Индии – с августа 1960по июль 1961 года

 

 

 

 

 

 

 

В группах учащиеся наблюдают, обмениваются информацией, делают выводы , выбирают отвечающего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске

Явление связанное с осадками

 

 

 

Слайд 16 град + градинки на столе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии; умение работать в группе.

 

 

П: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

 

 

 

 

К:

умение слушать других.

 

 

 

 

Р: умение определять успешность выполнения своего задания

 

 

П:

смысловое восприятие познавательного текста

 

 

 

9 этап.

Домашнее задание.

Цель: получение дополных знаний об атмосферных явлениях, с учётом разноуровневого обучения.

Есть ещё природные явления, связанные с перемещением воздушных масс.

Смерчи, ураганы, циклоны ,миражи

Я предлагаю о них узнать дома

1. прочитать в учебнике стр 47-48

2. узнать из книг и интернета.

3. составить кроссворд

На доске

Явления связанные с воздушными массами.

 

На столах карточки с заданием

Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 

 

 

 

 

10 этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: самооценка результатов деятельности

Настало время подвести итог уроку

Вернёмся к нашему плану. Все ли пункты мы выполнили?

 

Оцените всю свою работу на уроке.

-Встаньте те, у кого только + оценка 5

- …., у кого 1 или 2 ! либо 1 - оценка 4

- ….., у кого 3 и более ! и 2 и более – оценка 3

Ребята мы с вами прощаемся и в заключении о нашей работе на уроке я хочу сказать стихами

И подарить памятки с правилами поведения во время грозы.

 

 

 

 

Какой урок без учеников,

И в классе не должно быть тихо.

Вы потрудились все на славу.

Учились знанья добывать,

Экспериментировать и рассуждать.

И хоть нам трудно было иногда
Учиться и чего-то добиваться

Я на уроке рассказала то,

Что может в жизни взрослой пригодиться

Я вам желаю друг за друга

быть всегда горой.

Идти вперед и с цели не сбиваться.

Спасибо вам, друзья, за наш урок

Я думаю, он в вашей жизни пригодиться.

 

 

Слайд №2 (№18)

 

Вспомнить

Узнать

Выявить

Оценить

 

Р: осуществляют самооценку.

К: Формулируют мысли, высказывают суждения, слушают чужие. Проявляют доброжелательное отношение к одноклассникам и учителю.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.