Технологическая карта урока окружающего мира «Погодные явления» (3 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира |
|||
Класс |
3 |
||
Тема |
Погодные явления |
||
Цель |
Создание условий для формирования представлений о погодных явлениях |
||
Задачи |
Сформировать представления - о погодном явлении как изменении погоды, природных веществ или тел; - о правилах безопасного поведения во время погодного явления; Развивать умения работать с текстом, представлять текст классу, работая в малой группе. Развивать умение ставить цель урока, проводить итоговую и промежуточную рефлексию. |
||
Планируемые результаты |
Предметные: - учащиеся отличают тела природы от веществ и явлений природы; - дают определение погодного явления; - приводят примеры погодного явления; - рассказывают о погодном явлении; - рассказывают о правилах безопасного поведения во время некоторых погодных явлений. УУД Познавательные: - проводят классификацию по самостоятельно выбранному основанию; - работают с информацией, понимают научный текст, отвечают на вопросы и строят свой текст на основе готового плана. Коммуникативные: -взаимодействуют в малой группе для работы с текстом, построении своего текста и презентации его классу; - строят высказывания при ответе на вопрос, задают вопросы. Регулятивные: - определяют тему и цель урока с помощью учителя; - проводят деятельностную и эмоциональную рефлексию во время урока и в конце урока. |
||
Идея урока |
Идея урока заключается в том, чтобы учащиеся, работая с текстом (буквенный и картинный) извлекали информацию и составляли свой устный текст с опорой на вопросный план. Тексты для работы в группе можно делить, учитывая особенности чтения детей класса. Результаты работы групп остальные учащиеся вносят в таблицу. В начале урока предусмотрен этап – работа с понятием явление, как изменение вещества или тела, погодное явление. Для освоения понятия погодное явления в уроке предусмотрено организация речевой фазы для учащихся (проговаривание с опорой или без) определения погодного явления, в конце урока – составление предложений со словами погодное явление. |
||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Целеполагание |
Предлагает провести классификацию (разделение на группы), работая в паре |
Предлагаю вам разделить на группы следующие слова Вода, река, камень, ливень, снежинка, гора, трава |
Поводят классификацию, объясняют по какому признаку разделили на группы слова 1 гр. Вода, камень – это вещества 2 гр. Снежинка, гора, трава Ливень – не входит ни в какую группу, так как он не является ни веществом, так как состоит из воды, не телом, так как меняется. |
Организует определение темы урока, целей |
Как ученые называют ливень? Назовите тему урока. Давайте определим, какие задачи мы можем поставить на этом уроке? |
Ливень – это осадки, или изменения веществ, возможно кто – то знает термин явление. Тема урока: Явления погоды. Цели – узнать, что такое…. Какие бывают …… Узнать интересное о ………. Есть ли правила безопасности….. |
|
Работа с понятием |
Организует работу с понятием на основе учебного текста С. 5 -6 (Окружающий мир авт. Л.М. Цветова |
Ответьте на вопросы в тексте учебника на с 5 (Чем отличается снег от снегопада? и т.д.) Найдите в тексте, как правильно называются эти изменения? Найдите в тексте, что такое погодное явление? |
Отвечают на вопрос, снег – это вещество, а снегопад – это то, что происходит с ним, изменения снега. Изменения, происходящие с телами или веществами, называются явлениями Погодные явления – это изменения, которые происходят в погоде с веществами или телами природы. |
Организует речевую фазу освоения понятия |
На слайде вы видите те правила, которые мы только что нашли в учебнике. Проговорите их сначала себе, потом шепотом товарищу. Теперь в правилах исчезли некоторые слова, расскажите правило в паре, вставляя нужные слова Изменения, происходящие с телами или веществами называются _______. Погодные явления – это _____________, которые происходят в ___________ с веществами или телами___________. |
Учащиеся проговаривают шепотом правила про себя, потом по сигналу – в паре. Учащиеся в паре восстанавливают правила |
|
Рефлексивная остановка |
Организует рефлексию по задачам урока |
Посмотрите на задачи нашего урока, есть такие, что мы уже выполнили? Есть необходимость уточнить тему урока? Если в начале урока дети не назвали верно ливень, как погодное явление, то уточняется тема урока. Погодные явления. |
Учащиеся соотносят содержание части урока и выделяют задачу, которую уже решили (что называется погодным явлением). При необходимости уточняют тему урока |
Расширение представлений о погодных явлениях |
Организует работу в группе по работе с текстом |
У нас еще много невыполненных задач, чтобы всё успеть, предлагаю вам поработать дальше в группах. Что нужно не забыть при работе в группе? У каждой группы есть задание, посвященное какому- либо погодному явлению. Задача группы – самими узнать про это и рассказать нашим ребятам. Для удобства у вас есть план ответа. Задания для работы в группах см. в Приложении 1. |
Учащиеся вспоминают правила работы в группе. Учащиеся работают в группе, читают текст, составляют ответ для класса |
Обобщение знаний о погодных явлениях |
Организует работу класса во время выступления групп, задает вопросы для более полного ответа |
Какое задание было у групп? Как нам сделать так, чтобы мы не забыли про то, что нам рассказывают дети? Приглашаю для ответа группу, которая изучала такое явление, о котором загадка Расходится детина – удержу нет, уляжется – не видать, не слыхать. Про ветер у нас готовила рассказ и другая группа Аналогично проходи работа с рассказами о погодных явлениях – дождь, гроза, До неба достанет, Пряжа Чёрная. Игла огненная. Нитки водяные |
Учащиеся отвечают, что они должны были прочитать текст и приготовить рассказ для класса Предлагают сделать схему Погодные явления Учащиеся рассказывают о погодном явлении – ветер, что оно связано с изменением вещества воздух, о правилах безопасного поведения во время ветра. Учащиеся рассказывают о видах ветров, их названиях. |
Итог урока |
Подводит итог урока |
Какая тема урока была? Что такое погодное явление? Приведите пример погодного явления? Составьте предложение со словами погодное явление. Давайте вместе придумает домашнее задание Вариант учителя – найти интересный факт про то природное явление, о котором рассказывали на уроке |
Дети восстанавливают тему урока Объясняют, что такое погодное явление Приводят пример погодного явления Составляют предложения со словами погодное явление Предполагают домашнее задание (выучить правило про погодное явление…) |
Рефлексия |
Организует итоговую рефлексию |
Вернемся к задачам нашего урока, расскажите, какие задачи мы выполнили? О каких погодных условиях мы успели узнать? Как мы узнавали про разные погодные явления? Расскажите о своих впечатлениях от урока, нарисовав смайлик в тетради осле схемы. |
Учащиеся анализируют задачи урока, называют погодные условия о которых рассказывали на уроке группы, о том, как они узнавали новый материал. Делятся впечатлениями об уроке. |
Источники текстов: https://elhow.ru/ucheba/estestvoznaniej/prirodnye-javlenija/chto-takoe-veter, http://awesomeworld.ru/nezhivaya-priroda/pochemu-duet-veter.html, http://www.vseznaika.org/priroda/chto-takoe-groza-i-chem-ona-opasna/, http://www.bolshoyvopros.ru/questions/473349-chto-takoe-dozhd.html, |
|||
Приложение 1. Задания для групповой работы. |
|||
Группа № 1. «Погодное явление – ветер» Задание. Изучите предложенный материал, приготовьте рассказ для учеников нашего класса по плану: Что такое ветер? Откуда берется ветер? Какая бывает сила ветра? Правила безопасного поведения при сильном ветре? |
|||
Мы знаем, что Солнце греет Землю неравномерно: в одном месте теплее, а в другом – холоднее. Массы холодного воздуха перемещаются туда, где теплее, ведь там, где солнечного тепла было больше, воздух нагрелся, стал легче и поднялся вверх. Перемещение над поверхностью земли теплого и холодного воздуха называется ветром. В течение дня суша нагревается быстрее и сильнее, чем вода. Но она и остывает быстрее. Поэтому температура над морем и сушей бывает различной: днём воздух теплее над сушей, а ночью он теплее над морем. Поэтому днем холодный воздух со стороны моря перемещается на сушу, а ночью ветер дует в обратном направлении – с суши на море. Чем больше разница температур в различных областях земного шара, тем быстрее перемещаются воздушные массы, тем сильнее дует ветер. Для безопасности жизни и облегчения ведения хозяйства человеку важно знать силу и направление ветра. Силу ветра можно измерить по специальной шкале, по его скорости. Правила безопасности при сильном ветре |
|||
Группа № 2. «Погодное явление – ветер» Задание. Изучите предложенные материалы, распределите слова в порядке возрастания силы ветра. Расскажите ученикам нашего класса о том, какие бывают ветра? |
|||
Бора - это сильный, резкий, шквалистый ветер, который даже при низкой температуре движется с сильной скоростью. В основном этот ветер приходит с вершин гор и спускается ближе к водоемам, озерам, морям и может продержаться несколько дней. Собственно из-за того, что горы разделяют местности и образуется ветер бора, разница между температурой ветра и температурой образующейся над водоемом заставляет ветер двигаться еще сильнее. Нередко по вине этих ветров происходят кораблекрушения. Торнадо - иными словами это смерч. Из-за сильной разницы атмосферного давления образуется воронка. Образуется воронка под кучевыми дождевыми облаками и спускается до самой земли. Движется торнадо с огромной силой и скоростью, втягивая и разрушая все на своем пути. Так же при движении можно услышать сильный гул и рев. Мощность этого ветра настолько сильная, что он с легкостью поднимает в небо машины, дома, и тяжелые предметы. Зефир - приятный, теплый, легкий ветерок приносящий влагу и получивший свое название от древнегреческого бога Зефира, который дул на территории Средиземноморья. Наблюдается этот ветер чаще всего летом, и он может быть как теплым и легким, так и прохладным приносящим ливневые дожди. Бриз – ветерок тёплый, дующий с территории берега на море ночью (береговой бриз) и в обратном направлении днём (морской бриз). Бриз – тёплый ветер возле моря, где можно наблюдать легкий ветер, дующий на побережье. Направление ветра изменяется на протяжении суток дважды. Дневной (или морской) зачастую дул с моря на берег, ночной (или береговой) – наоборот. Скорость бриза обычно составляет от 1 до 5 м/с; Ураган – очень сильная буря, которую вызвали двигающие в разных направлениях на огромной скорости воздушные массы, скорость которых – от 32 м/с; |
|||
Задания для групповой работы. Группа № 3. «Погодное явление – гроза» Задание. Изучите предложенный материал, приготовьте рассказ для учеников нашего класса по плану: Что такое гроза? Что такое молния? Что такое гром? Правила безопасного поведения при грозе? |
|||
Гроза – бурное ненастье с дождём, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землёй, называются молниями. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра. Молния – это гигантский электрический искровой разряд в атмосфере. Проявляется яркой вспышкой света и сопровождается громом. Молния не бывает короче нескольких сотен метров, обычно ее длина 1-10 километров, а толщина (диаметр) канала, по которому проходит эта гигантская искра всего несколько сантиметров. Температура канала может превышать 25000 градусов. Гром – это колебания воздуха под влиянием мгновенного повышения давления в канале на пути молнии. Длительные раскаты грома объясняются тем, что молния имеет очень большую длину, и звук от разных ее участков доходит до нас неодновременно. (Скорость звука в воздухе около 330 метров в секунду). Правила поведения в грозу |
|||
Задания для групповой работы. Группа № 4. «Погодное явление – дождь» Задание. Изучите предложенный материал, приготовьте рассказ для учеников нашего класса по плану: Что такое дождь? Откуда берется дождь? Какие бывают дожди? Правила безопасного поведения при грозе? |
|||
Как образуется дождь? Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности озер, рек, морей, океанов и ручьев испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, где мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе. Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться — капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются — сотни тысяч их образуют одну полновесную каплю. Такие капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю — идет дождь. Виды дождей. в природе существуют разные виды дождей. Обыкновенный. Такой дождь без каких-либо определенных признаков. У него средняя мощность, средняя продолжительность. такой дождь обычно выпадает в теплый период времени. Ливневый. Его отличительная особенность - внезапность и особая мощность. За небольшой отрезок времени на земную поверхность выливается большое количество воды. Такой дождь обычно бывает в конце весны и летом и сопровождается громом и молнией. Затяжной. Такой дождь характеризуется продолжительностью и небольшой мощностью. Затяжной дождь - дождь осени. Кратковременный. Такой дождь внезапно начинается и также внезапно заканчивается. Грибной. Такой дождь - очень интересное явление природы: идет дождь, и в то же время светит солнце. Такой дождь непродолжителен и, по народному поверью, после него хорошо растут грибы. Снежный. Дождь идет одновременно со снегом. Такие дожди идут в осенний период. С градом. Такой дождь кратковременный, мощный, часто опасный. Он сопровождается выпадением града - льдинок крупных размеров. Выпадает обычно летом. |
Дементьева Ирина Михайловна
Татьяна Бернгардт