12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Верещагина Наталья Викторовна1820
учитель начальных классов
Россия, Красноярский край, Ачинск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Технологическая карта урока окружающего мира

Класс

3

Тема

Погодные явления

Цель

Создание условий для формирования представлений о погодных явлениях

Задачи

Сформировать представления

- о погодном явлении как изменении погоды, природных веществ или тел;

- о правилах безопасного поведения во время погодного явления;

Развивать умения работать с текстом, представлять текст классу, работая в малой группе.

Развивать умение ставить цель урока, проводить итоговую и промежуточную рефлексию.

Планируемые результаты

Предметные:

- учащиеся отличают тела природы от веществ и явлений природы;

- дают определение погодного явления;

- приводят примеры погодного явления;

- рассказывают о погодном явлении;

- рассказывают о правилах безопасного поведения во время некоторых погодных явлений.

УУД

Познавательные:

- проводят классификацию по самостоятельно выбранному основанию;

- работают с информацией, понимают научный текст, отвечают на вопросы и строят свой текст на основе готового плана.

Коммуникативные:

-взаимодействуют в малой группе для работы с текстом, построении своего текста и презентации его классу;

- строят высказывания при ответе на вопрос, задают вопросы.

Регулятивные:

- определяют тему и цель урока с помощью учителя;

- проводят деятельностную и эмоциональную рефлексию во время урока и в конце урока.

Идея урока

Идея урока заключается в том, чтобы учащиеся, работая с текстом (буквенный и картинный) извлекали информацию и составляли свой устный текст с опорой на вопросный план. Тексты для работы в группе можно делить, учитывая особенности чтения детей класса. Результаты работы групп остальные учащиеся вносят в таблицу. В начале урока предусмотрен этап – работа с понятием явление, как изменение вещества или тела, погодное явление. Для освоения понятия погодное явления в уроке предусмотрено организация речевой фазы для учащихся (проговаривание с опорой или без) определения погодного явления, в конце урока – составление предложений со словами погодное явление.

Этап урока

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность учащихся

Целеполагание

Предлагает провести классификацию (разделение на группы), работая в паре

Предлагаю вам разделить на группы следующие слова

Вода, река, камень, ливень, снежинка, гора, трава

Поводят классификацию, объясняют по какому признаку разделили на группы слова

1 гр. Вода, камень – это вещества

2 гр. Снежинка, гора, трава

Ливень – не входит ни в какую группу, так как он не является ни веществом, так как состоит из воды, не телом, так как меняется.

Организует определение темы урока, целей

Как ученые называют ливень?

Назовите тему урока.

Давайте определим, какие задачи мы можем поставить на этом уроке?

Ливень – это осадки, или изменения веществ, возможно кто – то знает термин явление. Тема урока: Явления погоды.

Цели – узнать, что такое….

Какие бывают ……

Узнать интересное о ……….

Есть ли правила безопасности…..

Работа с понятием

Организует работу с понятием на основе учебного текста

С. 5 -6 (Окружающий мир авт. Л.М. Цветова

Ответьте на вопросы в тексте учебника на с 5

(Чем отличается снег от снегопада? и т.д.)

Найдите в тексте, как правильно называются эти изменения?

Найдите в тексте, что такое погодное явление?

Отвечают на вопрос, снег – это вещество, а снегопад – это то, что происходит с ним, изменения снега.

Изменения, происходящие с телами или веществами, называются явлениями

Погодные явления – это изменения, которые происходят в погоде с веществами или телами природы.

Организует речевую фазу освоения понятия

На слайде вы видите те правила, которые мы только что нашли в учебнике. Проговорите их сначала себе, потом шепотом товарищу.

Теперь в правилах исчезли некоторые слова, расскажите правило в паре, вставляя нужные слова

Изменения, происходящие с телами или веществами называются _______.

Погодные явления – это _____________, которые происходят в ___________ с веществами или телами___________.

Учащиеся проговаривают шепотом правила про себя, потом по сигналу – в паре.

Учащиеся в паре восстанавливают правила

Рефлексивная остановка

Организует рефлексию по задачам урока

Посмотрите на задачи нашего урока, есть такие, что мы уже выполнили?

Есть необходимость уточнить тему урока?

Если в начале урока дети не назвали верно ливень, как погодное явление, то уточняется тема урока. Погодные явления.

Учащиеся соотносят содержание части урока и выделяют задачу, которую уже решили (что называется погодным явлением).

При необходимости уточняют тему урока

Расширение представлений о погодных явлениях

Организует работу в группе по работе с текстом

У нас еще много невыполненных задач, чтобы всё успеть, предлагаю вам поработать дальше в группах.

Что нужно не забыть при работе в группе?

У каждой группы есть задание, посвященное какому- либо погодному явлению. Задача группы – самими узнать про это и рассказать нашим ребятам. Для удобства у вас есть план ответа.

Задания для работы в группах см. в Приложении 1.

Учащиеся вспоминают правила работы в группе.

Учащиеся работают в группе, читают текст, составляют ответ для класса

Обобщение знаний о погодных явлениях

Организует работу класса во время выступления групп, задает вопросы для более полного ответа

Какое задание было у групп?

Как нам сделать так, чтобы мы не забыли про то, что нам рассказывают дети?

Приглашаю для ответа группу, которая изучала такое явление, о котором загадка

Расходится детина – удержу нет, уляжется – не видать, не слыхать.

Про ветер у нас готовила рассказ и другая группа

Аналогично проходи работа с рассказами о погодных явлениях – дождь, гроза,

До неба достанет,
а от земли не видать.

Пряжа Чёрная.

Игла огненная.

Нитки водяные

Учащиеся отвечают, что они должны были прочитать текст и приготовить рассказ для класса

Предлагают сделать схему

Погодные явления

Учащиеся рассказывают о погодном явлении – ветер, что оно связано с изменением вещества воздух, о правилах безопасного поведения во время ветра.

Учащиеся рассказывают о видах ветров, их названиях.

Итог урока

Подводит итог урока

Какая тема урока была?

Что такое погодное явление?

Приведите пример погодного явления?

Составьте предложение со словами погодное явление.

Давайте вместе придумает домашнее задание

Вариант учителя – найти интересный факт про то природное явление, о котором рассказывали на уроке

Дети восстанавливают тему урока

Объясняют, что такое погодное явление

Приводят пример погодного явления

Составляют предложения со словами погодное явление

Предполагают домашнее задание (выучить правило про погодное явление…)

Рефлексия

Организует итоговую рефлексию

Вернемся к задачам нашего урока, расскажите, какие задачи мы выполнили?

О каких погодных условиях мы успели узнать?

Как мы узнавали про разные погодные явления?

Расскажите о своих впечатлениях от урока, нарисовав смайлик в тетради осле схемы.

Учащиеся анализируют задачи урока, называют погодные условия о которых рассказывали на уроке группы, о том, как они узнавали новый материал.

Делятся впечатлениями об уроке.

Источники текстов: https://elhow.ru/ucheba/estestvoznaniej/prirodnye-javlenija/chto-takoe-veter, http://awesomeworld.ru/nezhivaya-priroda/pochemu-duet-veter.html, http://www.vseznaika.org/priroda/chto-takoe-groza-i-chem-ona-opasna/, http://www.bolshoyvopros.ru/questions/473349-chto-takoe-dozhd.html,

Приложение 1. Задания для групповой работы.

Группа № 1. «Погодное явление – ветер»

Задание.

Изучите предложенный материал, приготовьте рассказ для учеников нашего класса по плану:

Что такое ветер?

Откуда берется ветер?

Какая бывает сила ветра?

Правила безопасного поведения при сильном ветре?

Мы знаем, что Солн­це греет Землю нерав­но­мер­но: в одном месте теп­лее, а в дру­гом – хо­лод­нее. Массы хо­лод­но­го воз­ду­ха пе­ре­ме­ща­ют­ся туда, где теп­лее, ведь там, где сол­неч­но­го тепла было боль­ше, воз­дух на­грел­ся, стал легче и под­нял­ся вверх. Пе­ре­ме­ще­ние над по­верх­но­стью земли теп­ло­го и хо­лод­но­го воз­ду­ха на­зы­ва­ет­ся вет­ром. В те­че­ние дня суша на­гре­ва­ет­ся быст­рее и силь­нее, чем вода. Но она и осты­ва­ет быст­рее. По­это­му тем­пе­ра­ту­ра над морем и сушей бы­ва­ет раз­лич­ной: днём воз­дух теп­лее над сушей, а ночью он теп­лее над морем. По­это­му днем хо­лод­ный воз­дух со сто­ро­ны моря пе­ре­ме­ща­ет­ся на сушу, а ночью ветер дует в об­рат­ном на­прав­ле­нии – с суши на море.

Чем боль­ше раз­ни­ца тем­пе­ра­тур в раз­лич­ных об­ла­стях зем­но­го шара, тем быст­рее пе­ре­ме­ща­ют­ся воз­душ­ные массы, тем силь­нее дует ветер. Для без­опас­но­сти жизни и об­лег­че­ния ве­де­ния хо­зяй­ства че­ло­ве­ку важно знать силу и на­прав­ле­ние ветра.

Силу ветра можно измерить по специальной шкале, по его скорости.

Правила безопасности при сильном ветре

Группа № 2. «Погодное явление – ветер»

Задание. Изучите предложенные материалы, распределите слова в порядке возрастания силы ветра. Расскажите ученикам нашего класса о том, какие бывают ветра?

Бора - это сильный, резкий, шквалистый ветер, который даже при низкой температуре движется с сильной скоростью. В основном этот ветер приходит с вершин гор и спускается ближе к водоемам, озерам, морям и может продержаться несколько дней. Собственно из-за того, что горы разделяют местности и образуется ветер бора, разница между температурой ветра и температурой образующейся над водоемом заставляет ветер двигаться еще сильнее. Нередко по вине этих ветров происходят кораблекрушения.

Торнадо - иными словами это смерч. Из-за сильной разницы атмосферного давления образуется воронка. Образуется воронка под кучевыми дождевыми облаками и спускается до самой земли. Движется торнадо с огромной силой и скоростью, втягивая и разрушая все на своем пути. Так же при движении можно услышать сильный гул и рев. Мощность этого ветра настолько сильная, что он с легкостью поднимает в небо машины, дома, и тяжелые предметы.

Зефир - приятный, теплый, легкий ветерок приносящий влагу и получивший свое название от древнегреческого бога Зефира, который дул на территории Средиземноморья. Наблюдается этот ветер чаще всего летом, и он может быть как теплым и легким, так и прохладным приносящим ливневые дожди.

Бриз – ветерок тёплый, дующий с территории берега на море ночью (береговой бриз) и в обратном направлении днём (морской бриз). Бриз – тёплый ветер возле моря, где можно наблюдать легкий ветер, дующий на побережье.  Направление ветра изменяется на протяжении суток дважды. Дневной (или морской) зачастую дул с моря на берег, ночной (или береговой) – наоборот. Скорость бриза обычно составляет от 1 до 5 м/с;

Ураган – очень сильная буря, которую вызвали двигающие в разных направлениях на огромной скорости воздушные массы, скорость которых – от 32 м/с;

Задания для групповой работы.

Группа № 3. «Погодное явление – гроза»

Задание.

Изучите предложенный материал, приготовьте рассказ для учеников нашего класса по плану:

Что такое гроза?

Что такое молния?

Что такое гром?

Правила безопасного поведения при грозе?

Гроза бурное ненастье с дождём, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества.   Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землёй, называются молниями. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и   порывами ветра.

Молния – это гигантский электрический искровой разряд в атмосфере. Проявляется яркой вспышкой света и сопровождается громом. Молния не бывает короче нескольких сотен метров, обычно ее длина 1-10 километров, а толщина (диаметр) канала, по которому проходит эта гигантская искра всего несколько сантиметров. Температура канала может превышать 25000 градусов.

Гром – это колебания воздуха под влиянием мгновенного повышения давления в канале на пути молнии. Длительные раскаты грома объясняются тем, что молния имеет очень большую длину, и звук от разных ее участков доходит до нас неодновременно. (Скорость звука в воздухе около 330 метров в секунду).

Правила поведения в грозу

Задания для групповой работы.

Группа № 4. «Погодное явление – дождь»

Задание.

Изучите предложенный материал, приготовьте рассказ для учеников нашего класса по плану:

Что такое дождь?

Откуда берется дождь?

Какие бывают дожди?

Правила безопасного поведения при грозе?

Как образуется дождь? Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности озер, рек, морей, океанов и ручьев испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, где мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе. Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться — капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются — сотни тысяч их образуют одну полновесную каплю. Такие капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю — идет дождь.

Виды дождей.

в природе существуют разные виды дождей.

Обыкновенный. Такой дождь без каких-либо определенных признаков. У него средняя мощность, средняя продолжительность. такой дождь обычно выпадает в теплый период времени.

Ливневый. Его отличительная особенность - внезапность и особая мощность. За небольшой отрезок времени на земную поверхность выливается большое количество воды. Такой дождь обычно бывает в конце весны и летом и сопровождается громом и молнией.

Затяжной. Такой дождь характеризуется продолжительностью и небольшой мощностью. Затяжной дождь - дождь осени.

Кратковременный. Такой дождь внезапно начинается и также внезапно заканчивается.

Грибной. Такой дождь - очень интересное явление природы: идет дождь, и в то же время светит солнце. Такой дождь непродолжителен и, по народному поверью, после него хорошо растут грибы.

Снежный. Дождь идет одновременно со снегом. Такие дожди идут в осенний период.

С градом. Такой дождь кратковременный, мощный, часто опасный. Он сопровождается выпадением града - льдинок крупных размеров. Выпадает обычно летом.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Дементьева Ирина Михайловна, 26.06.17 в 21:38 0 Ответить Пожаловаться
Замечательно! Молодец!!!

Татьяна Бернгардт, 03.08.17 в 19:51 0 Ответить Пожаловаться
Согласна, что большая Умница! Эх, нам бы еще Лабораторию для уроков естественно-научного цикла (как в Педколледже), тогда бы во внеурочке можно было бы "протянуть" мини-исследование ветра, например.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.