Урок математики в 5 классе «Обыкновенные дроби»
Технологическая карта урока
Учитель Четырина Зоя Владимировна
Предмет математика
Класс - 5
Авторы УМК А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир
Тема урока: Обыкновенные дроби.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: добиться осмысления и осознания учебного материала, развить умения читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю, проверить уровень усвоения, систематизацию знаний.
Формируемые результаты:
Предметные: углубить и расширить знания учащихся об обыкновенных дробях.
Личностные: желание применить приобретённые знания и умения по данной теме, формировать умение объективно оценивать труд одноклассников.
Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.
Планируемые результаты:
учащийся научится читать запись обыкновенной дроби, указывать числитель и знаменатель дроби, записывать обыкновенную дробь.
Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби, черта дроби.
Формы работы обучающихся:
Фронтальная, парная, самостоятельная, коллективная.
Организация деятельности обучающихся на уроке:
самостоятельно определяют тему, цель урока;
ведут диалог, отвечают на вопросы;
выполняют самостоятельную работу с самопроверкой;
оценивают себя и друг друга;
рефлектируют.
Ресурсы урока: учебник, проектор, карточки с задачами, презентация, фрагменты видео, охотничья дробь, барабан, домик, сайт учи.ру.
Структура и ход урока
Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
Организационный момент | Учитель здоровается с детьми. Читает стихотворение. Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Все готовы? Улыбнитесь. И тихонечко садитесь. | Создать благоприятный психологический настрой | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Личностные: проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2.Самоопределение к деятельности (Мотивация учебной деятельности учащихся) | Ребята, сегодня у нас, не совсем обычный урок! Мы должны много добиться, преодолеть различные препятствия и уже сейчас нам предстоит немного потрудиться. На слайде 2 расшифровать ребусы. Вы, наверное, уже догадались, какова тема нашего урока? Попробуем сформулировать ее точнее. А в этом нам помогут следующие фрагменты. | Проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Ставит проблемы, используя при этом наглядность предметов и фрагменты видео. | Включаются в деловой ритм урока. Выполняют инструкцию учителя, настраиваются на плодотворную работу. | 2 | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2.Актуализация знаний | - Показывается дробь охотничья, а затем выполняется барабанная. Вопрос: эту дробь будем изучать? А какую дробь изучают в математике? - Какова же тема нашего урока? Сформулируйте сами. Учитель: показывает фрагмент из мультфильма «Мы делили апельсин». https://www.youtube.com/watch?v=FaknK9LqRCc Выполняют устные упражнения сл. 4 направленные на достижения цели урока. Просит сформулировать цель урока. | Подводит к теме предстоящего урока, выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. Тема. Обыкновенные дроби. Цель урока: 1.развить умения читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю, логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания; 2.воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание, чувство ответственности, уверенность в себе. | Высказывают свои предположения. Формулируют тему урока. Записывают в тетрадь. Просматривают фрагмент мультфильма, выполняют устные упражнения. На основании фрагмента мультфильма и устных упражнений ребята формулируют цель урока. | 4 | Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, развивать операции мышления Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
3.Первичная проверка понимания | На экране 6 слайд презентации. Учитель задает вопросы: 1)На сколько частей поделен торт? 2)Сколько частей взято? 3)Назовите дробь, какая часть торта взята? 4)Как называется число стоящее сверху? 5) Как называется линия между числами? 6) Как называется число стоящее снизу? Учитель: показывает фрагмент видео, как лучше запомнить, что такое знаменатель и числитель дроби. https://videouroki.net/blog/vidieourok-po-matiematikie-poniatiie-obyknoviennoi-drobi.html В данном фрагменте звучит вопрос: какую функцию выполняют числитель и знаменатель дроби. Учитель обращает внимание на деление целого на равные части. | Организует беседу, помогает сделать вывод с помощью фрагмента видео. | Учащиеся предлагают свои варианты ответов, потом обсуждают вместе с учителем. Отвечают на вопросы. | 5 | Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме и понимать речь других. |
Физкульт- минутка | С помощью хлопка рук и топаньем ног, определяем правильную и неправильную запись дроби, в игровой форме презентация слайд 10. | Смена деятельности учащихся, при этом они закрепляют свои знания на нахождения правильной записи дробей. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | 2 | . |
4.Первичное закрепление. | 1.Работа с учебником. Ребята выполняют №675 самостоятельно, затем происходит самопроверка по эталону. 2.Задача «Сами с дробями» сл.12 презентация. (Работа в парах). 3.Франтально №678 Ребята по цепочке проговаривают, записывают и решают задания. 4.№680 (устно) | Установление правильности и осознанности изучения темы «Обыкновенная дробь» Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов. | Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, отвечают на вопросы 1.Учащиеся решают задачу в тетрадях. Самооценка учащихся. 2.Решение в парах. 3.Решают у доски, а затем по цепочке. 4. Решают фронтально. | 15 | Познавательные: формирование интереса к данной теме, любознательность, тренировка мыслительной операции. Личностные: формирование готовности к самообразованию, тренировка творческих способностей, быстродействие, формирование позитивной самооценки. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5.Контроль и самопроверка знаний. | - Сегодня на уроке мы многому научились. А теперь я проверю, как вы это усвоили. У вас на парте лежат карточки с заданием. Ребята выполняют задания, меняются работой и производят проверку своего товарища по эталону, оценивают его по критериям оценивания, которые есть у каждого проверяющего. Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий; Оценка «4» - за 6 правильно выполненных заданий; Оценка «3» - за 4-5 правильно выполненных заданий. Один из учеников работает на платформе учи.ру за учительским компьютером и выполняет самостоятельно три карточки по теме «Обыкновенные дроби». Оценку ученику, который выполняет работу на платформе учи.ру, выставляет учитель. Учитель собирает листы с самостоятельной работой, проверяет правильность оценивания и объявляет оценки полученные каждым учеником.
| Даёт разноуровневые задание, проводит инструктаж, организует взаимопроверку. Осуществляет индивидуальный контроль. | Самостоятельно пишут работу, проверку выполнения задания осуществляет сосед по парте по эталону и выставляет оценку. «5»- 7верных ответов «4»- 6 ответов «3» - 4-5 ответов «2» - 1-3ответов . Самостоятельно работает на платформе учи.ру. | 9 | Познавательные: формирование умения применять пройденный материал. Личностные: память, внимание, активность, развитие само- и взаимо- оценки, владение навыками работы с дидактическим материалом, владение работы с компьютером, доброжелательного отношения к одноклассникам. |
6.Выводы и обобщения по уроку. | Итак, ребята, настал самый ответственный момент. Плакат «Её величество Дробь» Беру плакат в руки с ½ дробью и задаю вопрос: Расскажите как меня зовут? А, что вы про меня знаете? | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся отвечают на вопросы, выражают вслух свои высказывания, обсуждают правильность ответа, добавляют свои ответы. | 4 | Личностные: имеет адекватную самооценку; умение выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: формирование умения обобщать пройденный материал Коммуникативные: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. |
7. Рефлексия | Ребята, вы любите играть в телефон? А писать СМС? Я учащимся пересылаю СМС на карточке, сделанной в виде телефона, где ребята должны оценить свою работу и переслать мне. | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности. | Учащиеся анализируют свою работу, оценивают и пересылают. | 2 | Регулятивные: формирование позитивной самооценки Личностные: оценивание собственной деятельности на уроке. |
8.Домашнее задание | 1)Творческое задание: Дома яблоко возьми И на части раздели. Сколько в доме есть людей- Столько будет пусть частей! Результаты запиши И рисунок приложи! 2) Стр.72 пример 2 разобрать и записать в тетрадь (научиться самостоятельно решать задачи на нахождения дроби от числа). Слайд 15. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Получают домашнее задание с помощью карточек, консультацию по его выполнению. | 1 | |