Урок математики в 5 классе «Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей»
Технологическая карта урока актуализации знаний и умений (урок повторения) по математике в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей».
Учитель Уржумова Екатерина Сергеевна
Предмет математика
Класс 5
Автор учебника Виленкин Н.Я.
Тема урока Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей
Тип урока повторение
Цель урока закрепить полученные знания по теме
Задачи
1. применение вычислительных навыков в скоростном режиме (сложение и вычитание обыкновенных дробей.
2. развитие лидерских качеств в командной деятельности
3. создать ситуацию успеха для детей разного уровня успешности
Прогнозируемые результаты
Предметные: владеть общими приемами вычисления (сложение и вычитание), устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий, прогнозировать результат вычисления, пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия, работать над устными логическими задачами.
Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; оценивать собственную деятельность; формировать умения вступать в сотрудничество; доводить начатую работу до ее завершения; способность к самоорганизованности.
№ п.п. | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | Организационный этап | Встреча ребят, раздача примеров для рассадки ребят по командам. Приветственное слово, позитивный настрой | Приветствуют учителя, рассаживаются по своим командам согласно решенных примеров | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. |
2 | Постановка цели и задач урока | Читает стих показанный на слайде и задает вопросы, наводящие на цель урока Действия с дробями Марк Вейцман пока визжал от смеха класс, Скажите пожалуйста, о чем идет речь? Представляет членов жюри и дает им слово. Объявляет тему урока и форму проведения и правила работы. Объясняет суть первого задания(представление) | Называют тему урока и цель урока. Слушают правила урока и план работы. Выполняют первое задание. | Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: принимать учебную цель, планирование учебной деятельности Познавательные: Формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информацииумение работать с информацией . Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать . |
3 | Актуализация знаний | Объясняет задание №2 (разминка) | Выполняют задание №2 и передают жюри для оценивания | Личностные: ориентация на моральные нормы Регулятивные: планировать реализацию цели, Познавательные: умение структруировать знания Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других |
4 | Применение знаний и умений в новой ситуации | Объясняет задание №3. Читает задачи задания №4( на дополнительные баллы) Объясняет задания № 5,6,7,8 по порядку. | Тренируются на своих именах вместе с учителем, затем выполняют основное задание в команде. Передают для оценивания жюри. Отвечают на вопросы задания №4. Выполняют задания №5,6,7,8 | Регулятивные: оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнении Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, формировать вычислительные навыки, умение ориентироваться в системе своих знаний и уметь их применять, знать правила сложения и вычитания обыкновенных дробей Коммуникативные: уметь работать в группе, принимать ответы товарищей, умение оценивать свои действия и действия товарищей, умение оформлять свои мысли и понимать речь других |
5 | Обобщение и систематизация знаний | |||
6 | Рефлексия | Подводит итоги урока. Что понравилось? Что получилось, а что нет? Просит оценит свое настроение поднятием смайликов | Отвечают на вопросы. Рассказывают свои впечатления. Поднимают смайлики. Слушают результаты игры, которые озвучивают члены жюри. | Личностные: ориентация на моральные нормы и их выполнение Регулятивные: оценить свою деятельность в команде Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других |
Приложение №1 Для учителя
Для рассадки по командам
25:25= | 8:4= | 9:3= |
17:17= | 16:8= | 12:4= |
36:36= | 4:2= | 6:2= |
99:99= | 12:6= | 15:5= |
12:12= | 14:7= | 21:7= |
45:45= | 18:9= | 18:6= |
| ||
16:4= | 25:5= | |
12:3= | 30:6= | |
24:7= | 15:3= | |
32:8= | 20:4= | |
40:10= | 35:7= | |
8:2= | 40:8= | |
Добрый день, уважаемые участники! Добрый день, уважаемые гости!
Действия с дробями Марк Вейцман
Три с половиною овечки
и восемь сотых пастуха
однажды встретили у речки
четыре пятых петуха.
А у доски, в штанишках мятых,
пока визжал от смеха класс,
стоял один и ноль десятых,
и слезы капали из глаз…
Скажите пожалуйста, о чем идет речь? (ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ). Сегодняшний наш урок будет посвящен повторению этой темы, но пройдет он в необычной форме, в форме игры КВН.
Встречу команд судят самые известные, честные и всеми уважаемые жюри. Возьмем с них клятву. ЖЮРИ ЧИТАЮТ ВСЛУХ: Мы стоящие перед вами представители суда, именем всех великих умов человечества, а именно, именем Архимеда, Пифагора, Евклида положа руку на калькулятор и линейку торжественно клянемся: Судить по совести, честно, справедливо!
1.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. У каждой команды на столе находятся названия команд и девизы. Вам необходимо выбрать для себя, написать на табличке название команды и хором прочитать девиз.
2.РАЗМИНКА (правила) У вас два конверта с правилами, но слова разбросаны. Ваша задача расставить слова так, чтобы получились верные правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.
При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
3.СТОИМОСТЬ ИМЕНИ. У вас в руках алфавит, но необычный, в нем каждая буква имеет свою цены. Ваша задача сосчитать какова стоимость вашего имени. Молодцы!!! А теперь тоже самое проделаем для имени известного математика, но уже в команде.
А-2 | Б-4 | В-6 | Г-8 | Д-10 | Е-12 |
Ё-14 | Ж-16 | З-18 | И-20 | Й-22 | К-24 |
Л-26 | М-28 | Н-30 | О-32 | П-34 | Р-36 |
С-38 | Т-40 | У-42 | Ф-44 | Х-46 | Ц-48 |
Ч-50 | Ш-52 | Щ-54 | Ъ-56 | Ы-58 | Ь-60 |
Э-62 | Ю-64 | Я-66 | | | |
2 БАЛЛА – Верно записан пример и верный ответ.
1 БАЛЛ-Верно записан пример, но допущена ошибка при вычислении
0 БАЛЛОВ- Все не верно или отсутствует.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ё | Ж | З | И | Й | К |
Л | М | Н | О | П | Р |
С | Т | У | Ф | Х | Ц |
Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь |
Э | Ю | Я | | | |
ПИФАГОР=++++++=
4. БРЕЙН-РИНГ.
1. Яйцо в смятку вариться 3 минуты. Сколько вариться 5 яиц? (3 мин)
2. Буханка хлеба весит полкило и полбуханки. Сколько весит целая буханка? (1 кг)
3. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (двое)
4.Летели утки-одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (3)
5. На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе? (одно)
6.Пете и Коле купили по коробке конфет. В каждой коробке по 12 конфет. Петя из своей коробки съел несколько конфет, а Коля из своей коробки съел столько конфет, сколько осталось в коробке у Пети. Сколько конфет осталось на двоих у Пети и Коли? (12 штук)
7. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4 ребенка)
5. МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ. Это квадрат, в котором сумма цифр каждой строки, столбца и по диагоналям равна 15. По имеющимся цифрам нужно заполнить все пустые клеточки цифрами от одного до 9. Давайте попробуем?
4 | 9 | 2 |
3 | 5 | 7 |
8 | 1 | 6 |
Ваше задание аналогичное, но вместо простых чисел у вас дроби сумма должна быть равна 15/15 или одной целой. Удачи!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. ЗМЕЙКА На доске написаны примеры. Необходимо выполнив действия прийти к правильному ответу. Задания выполняются каждым участником по очереди.
7. БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ. В каждом слове каждой букве соответствует дробь. Если расставить их в порядке возрастания, то получиться слово, а в результате и вся фраза которую вам необходимо разгадать!
МАТЕМАТИКА ДРУЗЬЯ В ЖИЗНИ КАЖДОМУ НУЖНА!
8. БЮРО ИЗОБРЕТЕНИЙ Задание заключается в следующем: необходимо из геометрических фигур составить картину, наклеивая их на ватман.
Критерии оценивания:
-аккуратность 1 балл
- количество фигур (использованы все фигуры -1 балл, остались не использованные – 0 баллов)
- смысл картины (посмотрев на картину сразу понятно что нарисовано -2 балла, несколько вариантов -1 балл, фигуры в хаотичном порядке-0 баллов)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВРУЧЕНИЕ ГРАМОТ!
Приложение №2 Для жюри
ПРОТОКОЛ
Проведения математического КВНа на открытом уроке математики в
5 Б классе по теме «Обыкновенные дроби»
команды конкурсы | 1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда | 5 команда |
| | | | | |
1.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | | | | | |
2.РАЗМИНКА | | | | | |
3.СТОИМОСТЬ ИМЕНИ | | | | | |
4.БРЕЙН-РИНГ | | | | | |
5.МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ | | | | | |
6.ЗМЕЙКА | | | | | |
7.БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ | | | | | |
8.БЮРО ИЗОБРЕТЕНИЙ | | | | | |
Количество баллов | | | | | |
Итоговое место | | | | | |
Председатель жюри _________________________ ________________
Ф.И. О. Подпись
Члены жюри: __________________________ ________________
Ф.И.О. Подпись
__________________________ ________________
Ф.И.О. Подпись
___________________________ ________________
Ф.И.О. Подпись
Дата проведения___________________
ЗАЧИТАТЬ ВСЛУХ
Мы стоящие перед вами представители суда, именем всех великих умов человечества, а именно, именем Архимеда, Пифагора, Евклида положа руку на калькулятор и линейку торжественно клянемся: Судить по совести, честно, справедливо!
1.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Прочитали дружно, громко, четко – 1 балл
Запинались, сбились, не смогли прочитать- 0 баллов.
2.РАЗМИНКА Каждое верно составленное правило- 1 балл.
При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.
При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
3.СТОИМОСТЬ ИМЕНИ
2 БАЛЛА – Верно записан пример и верный ответ.
1 БАЛЛ-Верно записан пример, но допущена ошибка при вычислении
0 БАЛЛОВ- Все не верно или отсутствует.
ПИФАГОР=++++++=
4. БРЕЙН-РИНГ. За каждый первый правильный ответ команда получает житон. В конце конкурса подсчитываем количество житонов каждой команды. 1 житон= 1 балл.
5. МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ. Данное задание оценивается максимум 8 баллов. Каждая строка -1 балл, каждый столбец – 1 балл и по диагонали по 1 баллу.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. ЗМЕЙКА. За каждый правильный ответ-1 балл. Максимальное количество -6 баллов.
7. БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ
МАТЕМАТИКА ДРУЗЬЯ В ЖИЗНИ КАЖДОМУ НУЖНА!
м | а | т | е | м | а | т | и | к | а | | д | р | у | з | ь | я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в | ж | и | з | н | и | | к | а | ж | д | о | г | о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в | а | ж | н | а | ! |
|
|
|
|
|
8. БЮРО ИЗОБРЕТЕНИЙ.
Критерии оценивания:
-аккуратность 1 балл
- количество фигур (использованы все фигуры -1 балл, остались не использованные – 0 баллов)
- смысл картины (посмотрев на картину сразу понятно что нарисовано -2 балла, несколько вариантов -1 балл, фигуры в хаотичном порядке-0 баллов)
Приложение №3 Распечатка для команд
25:25= | 8:4= | 9:3= |
17:17= | 16:8= | 12:4= |
36:36= | 4:2= | 6:2= |
99:99= | 12:6= | 15:5= |
12:12= | 14:7= | 21:7= |
45:45= | 18:9= | 18:6= |
| ||
16:4= | 25:5= | |
12:3= | 30:6= | |
24:7= | 15:3= | |
32:8= | 20:4= | |
40:10= | 35:7= | |
8:2= | 40:8= | |
|
|
А-2 | Б-4 | В-6 | Г-8 | Д-10 | Е-12 |
Ё-14 | Ж-16 | З-18 | И-20 | Й-22 | К-24 |
Л-26 | М-28 | Н-30 | О-32 | П-34 | Р-36 |
С-38 | Т-40 | У-42 | Ф-44 | Х-46 | Ц-48 |
Ч-50 | Ш-52 | Щ-54 | Ъ-56 | Ы-58 | Ь-60 |
Э-62 | Ю-64 | Я-66 | | | |
КОМАНДА___________________________
ПИФАГОР=
Название «Стрела»
Девиз: Как стрела, мы будем мчаться,
Вам за нами не угнаться!
Название «Молния»
Девиз: Мы как молния сверкнем,
Победим — призы возьмем!
Название «Древние греки»
Девиз: Стойкость и сила
Нам от богов дана!
Мы разгромим сегодня всех
Соперников сполна!
Название «Супергномы»
Девиз: Мы ребята — Супергномы,
Выиграем мы по любому!
Ловкие и смелые
Всех сегодня сделаем!
Название «Хищники»
Девиз: Хватка тигра, скорость лани,
Не угонишься за нами!
С хищником не совладать,
Вам победы не видать!
Команда «Высшая лига»
Девиз: Наш девиз всегда таков:
Больше дела, меньше слов!
Команда «Лидер»
Девиз: В каждом из нас лидер живет,
Он нас достойно к победе ведет
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ё | Ж | З | И | Й | К |
Л | М | Н | О | П | Р |
С | Т | У | Ф | Х | Ц |
Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь |
Э | Ю | Я | | | |
А | И | Е | А | А | Т | К | Т | М | М | | Р | З | Я | Д | У | Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в | Н | И | И | З | Ж | | Г | А | О | К | О | Ж | Д | | Ж | А | В | Н | А | ! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
КОМАНДА____________________________________
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
в | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ! |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
При сложении дробей
с одинаковыми знаменателями числители складывают,
а знаменатель оставляют тот же.
При вычитании дробей
с одинаковыми знаменателями
из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого,
а знаменатель оставляют тот же.