Урок русского языка по теме «Неопределенная форма глагола. Суффиксы –ся (-сь)» (4 класс)
Технологическая карта урока русского языка.
Предмет: русский язык Класс: 4 Учебник (УМК): Л.М. Зеленина «Русский язык», 4класс, «Школа России».
Тема урока: Неопределенная форма глагола. Суффиксы –ся(-сь). Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Оборудование: учебник, тетрадь, словарики у детей, сигнальные карточки, раздаточный материал для групп.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок.
В классе 26 учащихся. Один ученик на домашнем обучении. Учащиеся достаточно активны, подвижны. Знают правила поведения на переменах, во время уроков. Дети активно работают на уроках, умеют работать в парах, в группах. На уроках достаточно легко переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы – средний. Дети на уроках чаще выбирают задания базового уровня.
Учащиеся стараются быть внимательными по отношению друг к другу, пытаются поддержать и приободрить, когда это необходимо.
Данный урок является шестым в разделе «Глагол». Учащиеся владеют:
Предметные УУД: различать неопределенную форму глагола, разбирать по составу глаголы неопределенной формы с суффиксом -ть, -ти.
Регулятивные УУД:
формулировать цель урока при помощи учителя;
обнаруживать совместно с учителем проблему, формулировать учебную задачу и план работы.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике;
пользоваться словарями.
Коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения;
задавать вопросы, отвечать на вопросы;
выстраивать диалог в группе, распределять обязанности
Личностные УУД:
осуществлять рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижений результатов обучения |
|
Предметные Д |
Правильно писать глаголы неопределенной формы с суффиксами –ся(сь); Разбирать глаголы неопределенной формы с суффиксами –ся(сь) по составу; Определять лексическое значение глаголов с суффиксом -ся(сь) |
Повышенный уровень достижений – 5 человека Базовый уровень достижений –18 человек Низкий уровень достижений – 2 человека |
|
Метапредметные |
Познавательные УУД |
Осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков; Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; |
Повышенный уровень достижений -8 человек Базовый уровень достижений – 14 человек Низкий уровень достижений – 3 человека |
Регулятивные УУД |
Делать выводы и обобщения; Ставить цель урока с помощью учителя; Оценивать свою работу цветным индикатором по заранее известным критериям. |
Повышенный уровень достижений – 13 человек Базовый уровень достижений – 10 человек Низкий уровень достижений – 2 человека |
|
Коммуникативные УУД |
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Выстраивать диалог в группе и паре; Взаимодействовать с учителем, вступать в обсуждение возникшей проблемы. |
Повышенный уровень достижений -6 человек Базовый уровень достижений – 17 человек Низкий уровень достижений - 2 человека |
|
Личностные |
Проявлять учебную и коммуникативную активность, осознавая неполноту своих знаний. |
Повышенный уровень достижений – 10 человек Базовый уровень достижений – 13 человек Низкий уровень достижений – 2 человека |
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приёмы обучения |
Формы учебного взаимодействия |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД и предметные действия |
1. Мотивационно-целевой этап 15 мин.
|
Организационный момент. 1.Проверить готовность учащихся к уроку. 2.Активизировать внимание. |
Беседа |
Фронтальная. |
1.Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку. |
1.Поприветствовать учителя. Проверить готовность к уроку. |
1.Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Регулятивные УУД: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь учителя. |
Актуализация знаний. |
Беседа по уточнению знаний. |
Фронтальная. Индивидуальная. |
1.Проводит беседу о буквосочетаниях и организует минутку чистописания. |
1. Прочитать буквосочетания и определить какой частью слова они могут быть. Назвать часть речи, в которых они встречаются. 2.Записать буквосочетания в тетрадь. |
1.Читают буквосочетания, определяют какой морфемой они могут быть. Называют часть речи, в которых они встречаются. 2.Записывают в тетрадь |
Регулятивные УУД: осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других. |
|
Выявить уровень имеющихся знаний у учащихся. Определение границ знания и незнания. |
Наблюдение. Практическое задание-классификация. |
Индивидуальная В паре. |
1.Организует работу со словами. 2.Анализирует результаты. |
2.Прочитать слова, подбирая к ним вопросы. Определить, какой частью речи они являются. 3.Найти «лишние слова». Доказать свою точку зрения. 4.Выписать глаголы неопределенной формы в две группы по вопросам н.ф. глагола. 5.Разобрать слова по составу. 6.Оценить себя и одноклассников. |
1.Читают слова, подбирают к ним вопросы. Определяют какой частью речи они являются. 3.Находят «лишние слова». Доказывают свою точку зрения. 4.Записывают глаголы в две группы по вопросам неопределенной формы глаголов. 5.Разбирают слова по составу. 6.Результаты своей работы проверяют и корректируют. Оценивают себя и одноклассников цветными индикаторами. |
Предметные УУД: задавать к словам вопросы. Познавательные УУД: классифицировать слова в группы по признакам (вопросам). Регулятивные УУД: ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: взаимодействовать с партнером, обосновывать свою точку зрения. Личностные УУД: самооценка на основе критериев учебной успешности. |
|
Организовать формулирование проблемы и постановку цели урока учащимися. |
Создание проблемной ситуации. |
Фронтальная. |
Организовывает формулирование проблемы и постановку цели урока. |
1.Назвать части слова, которые ранее не встречались в глаголах неопределенной формы. 2.Назвать проблему, с которой столкнулись при выполнении задания. Назвать цель урока. |
1.Обсуждают появление новых частей слова ся, сь. 2.Высказывают предположения. Пытаются выполнить задание. Формулируют тему и цель урока. |
Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности и сохранять ее до конца учебных действий. |
|
2.Ориентировочный этап. 3мин |
Организовать работу по поиску путей решения проблемы. |
Тест. |
Фронтальная |
Организует работу по поиску путей решения проблемы. |
1.Предположить какой частью речи могут быть –ся, -сь. 2.Определить и обозначить графически части слова по их роли в словообразовании. |
1.Выдвигают предположения. 2.Записывают части слова в тетрадь. |
Предметные УУД: повторить сведения о составе слова; Познавательные УУД: представлять информацию графическим обозначением; структурировать знания о составе слова. Регулятивные УУД: выдвигать предположения. |
3.Поисково-исследовательский этап. 10 мин |
Организовать осмысленное восприятие новой информации. |
Сравнение. |
В группе. Фронтальная |
1.Подводит детей к формулированию вывода по новой теме. 2.Организует сравнение вывода, сделанного учащимися и правила в учебнике стр.66. Контролирует осознанность восприятия. |
1.Прочитать два предложения. Найти глаголы в неопределенной форме, назвать суффиксы. Сравнить значение глаголов первого и второго предложения. Сформулировать вывод о лексическом значении глаголов н.ф. с суффиксами –ся, -сь. 2.Сравнить вывод учащихся с выводом (правилом) учебника. |
1.Читают два предложения. Находят глаголы н.ф. Сравнивают их и высказывают предположения о лексическом значении глаголов с -ся, -сь. Выявляют возвратное значение глаголов с –ся, -сь и соответственно предполагают, что это суффиксы. 2.Читают правило в учебнике на с.66. |
Познавательные УУД: анализировать и сравнивать лексическое значение глаголов; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе анализа. Регулятивные УУД: ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: проявлять активность в решении познавательных задач, умение слушать выступления других, при необходимости корректировать озвученный ответ; строить высказывания, понятные для других. Личностные УУД: сотрудничать с одноклассниками; отвечать за свой выбор. |
Физминутка. |
Снятие физического и интеллектуального напряжения. |
Игра. Спортивные упражнения. |
Фронтальная. |
Организует физминутку. |
Выполнить упражнения. |
Выполняют упражнения. |
Регулятивные УУД: осуществлять волевую саморегуляцию. Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем. |
4.Практический этап. 10мин |
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний |
Упражнение. |
Индивидуальная. Фронтальная |
1.Организует индивидуальную работу учащихся учебнику упр.26, стр.66. 2.Организует проверку и оценивание. 3.Организует работу по учебнику с.67, упр.30. |
1.Образовать глаголы неопределенной формы с помощью суффиксов –ся, -сь в упр.26 стр.66. 2.Проверить и оценить результат. 3.Выполнить задание по учебнику. |
1. Выполняют задание самостоятельно в тетради. Два ученика - у доски. 2.Анализируют работу и оценивают результат. 3.Выполняют задание, проверяют по словарю и оценивают результат. |
Предметные УУД: правильно писать глаголы неопределенной формы, разбирать их по составу. Регулятивные УУД: работать по образцу; оценивать результат своей работы. Коммуникативные: корректировать работу; излагать своё мнение (у доски). |
5.Рефлексивно-оценочный этап. 2 мин |
1.Осмысление процесса и результата деятельности |
Беседа. |
Фронтальная. |
1.Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы. 2.Организует самооценку учащихся. 3.Обсуждает домашнее задание и предлагает его записать. |
1.Ответить на рефлексивные вопросы. 2.Оценить себя. 3.Записать домашнее задание: 1) стр. 68, упр.31 2) по выбору: стр.67 упр.28. |
1.Делают выводы о результатах совместной работы на уроке. 2.Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. 3.Записывают домашнее задание. |
Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные УУД: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании. Личностные УУД: осознание своих эмоций. |