12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрушенко Наталья Николаевна1489
Я работаю учителем русского языка и литературы в филиале МБОУ СОШ с. Тербуны в д.Васильевка Липецкой области Тербунского района. В 1983 году окончила Елецкий Государственный педагогический институт по специальности "Русский язык и литература".
Россия, Липецкая обл., Тербунский район, д.Васильевка

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка

________________________________________________________________________


 

Всероссийский конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую разработку технологической карты урока

Петрушенко Наталья Николаевна – учитель русского языка и литературы филиала МБОУ СОШ с. Тербуны в д.Васильевка

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Класс: 6

УМК: Русский язык. 6 класс. Бабайцева В.В.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: «Неопределённая форма глагола, или инфинитив».

Цели урока:

углубить знания учащихся о неопределённой форме глагола;

формировать умения находить глаголы в неопределённой форме и определять формообразующие суффиксы;

повторить известные учащимся знания о глаголе;

формировать УУД.

Задачи урока:

Предметные:

познакомить учащихся с грамматическим значением и морфологическими признаками глаголов в неопределенной форме;

развивать умение делать самостоятельно выводы, используя наблюдения и сравнения.

Метапредметные:

развивать умение отличать новый материал от уже ранее известного, опираясь на свою систему знаний;

учить выделять и формулировать познавательную цель самостоятельно;

воспитывать умение общаться, чувство взаимопомощи и сотрудничества.

Планируемый результат обучения.

Познавательные УУД:

знать, чем являются –ТЬ, –ТИ, - ЧЬ в глаголах неопределённой формы.

уметь находить неопределенную форму глагола по вопросам и морфологическим признакам.

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому учебному материалу;

понимать причины успеха в учёбе;

самооценка своих достижений.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, листы самооценки.


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

I.Мотивации к учебной деятельности

.

Здравствуйте, ребята! Вижу вы все сегодня в сборе. Молодцы!

Звонок для нас весёлый прозвенел,

Урок начать вы все готовы?

Все готовы на уроке думать,

Слушать, отвечать и рассуждать?

А помогать друг другу

Все готовы?

Тогда   поприветствуйте друг друга улыбкой и кивком головы. И друг другу пожелайте на уроке успехов. Я вам тоже желаю плодотворной работы на уроке и отличных оценок, которые вы сами будете себе выставлять за каждый вид работы в таблицу. Такая таблица лежит у каждого на парте.

Здороваются

Отвечают:

Да

Да

Да

Личностные: внутренняя позиция школьника.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- На слайде вы видите сочетания слов. Давайте их прочитаем.

- Как называются такие сочетания слов?

 

- Вспомним, что называется фразеологизмами?

- Замените фразеологизмы одним словом. Я буду называть слово, а вы мне фразеологизм.

Задуматься –

Бездельничать –

Мечтать –

Запомнить -

Дремать -

Прослушать –

Ребята, подумайте и скажите, какие фразеологизмы говорят нам о том, что не нужно делать на уроке?

- Прислушайтесь, ребята, к совету фразеологизмов. Они вам помогут окунуться с головой в работу и получить новые знания.

- Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте, потому что в конце вы должны будете угадать слово.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам…

- Ребята, а почему я подобрала стихотворение о глаголе?

 

- Правильно. Молодцы!

- А теперь давайте вспомним всё, что мы уже знаем о глаголе. Проведём с вами пресс – конференцию. Желающие три человека садятся за парту перед классом. А все остальные будете журналистами и корреспондентами. Вы задаёте вопросы, а наши специалисты по глаголу отвечают на них. Я же слежу за ответами и оцениваю их работу.

- На партах у каждого есть карточка с текстом, который нужно восстановить, вставив пропущенные слова.

- Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга. После чего сверьтесь с текстом на слайде.

- Обратите внимание на слайд. Перед вами фразеологизмы, с которыми мы уже работали. Вы должны выписать глаголы и определить у них время.

- Выписали. Проверяем.

Читают:

Пропустить мимо ушей

Клевать носом

Витать в облаках

Бить баклуши

Зарубить на носу

Ломать голову

Отвечают:

Фразеологизмами

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

Называют:

ломать голову

бить баклуши

витать в облаках

зарубить на носу

клевать носом

пропустить мимо ушей

Учащиеся называют

Называют слово:

…глагол.

Отвечают:

Потому что мы начали изучать тему: «Глагол»

Задают по очереди вопросы:

- Какими признаками характеризуется глагол?

- Что является общим грамматическим значением глагола?

- По каким морфологическим признакам можно отличить глагол от других частей речи?

- Назовите синтаксические признаки глагола.

- Перечислите вопросы, на которые отвечают глаголы.

- Сколько времён у глагола? И как они называются?

Работают по карточке

Взаимопроверка и самопроверка

Два ученика выполняют эту работу у доски.

Проверяют

Личностные :

смыслообразование.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирование знаний.

Коммуникативные: учет разных мнений.

III. Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, а почему получились у нас такие разные ответы?

- В чём причина нашего затруднения?

Отвечают:

Эти глаголы отвечают на вопрос что делать?, а во временных вопросах такого вопроса нет, и мы не смогли правильно определить время глаголов.

Отвечают:

Мы не знаем, какая это форма глагола.

Личностные:

учебно-познавательный интерес.

Познавательные: постановка проблемы.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Ребята, как вы думаете, а какая цель нашего урока?

-А что для этого нужно сделать?

-Что мы будем делать, чтобы вывести правило?

Отвечают:

Мы должны узнать, что это за форма глагола и каковы ее отличительные признаки.

Вывести правило.

Будем сравнивать и наблюдать.

Регулятивные: планирование.

Познавательные: постановка познавательной цели.

V. Реализация проекта выхода из затруднения.

- Вспомним глаголы, с которыми мы уже работали.

- Время мы у них смогли определить?

- А число можно у них определить? Попробуйте.

- А какого лица будут эти глаголы? Определили?

- Нет ни времени, ни числа, ни лица. Как мы назовём такую форму глагола?

- Правильно, эта форма глагола в русском языке так и называется «неопределённая форма».

- Попробуёте сформулировать тему нашего урока… Запишите тему в тетрадь.

- Сможете ли вы теперь отличить неопределённую форму глагола от других его форм?

 

- Используя опорные фразы, скажите, чему же мы должны научиться на сегодняшнем уроке?

- Чтобы достичь всех этих целей, нам нужно провести исследование.

-

- Какой вывод мы можем сделать?

-Следующее задание. Сделайте морфемный разбор слов играть, везти, печь.

- А почему вы по – разному разобрали эти слова? Почему так получилось?

 

- Нет, ребята, это не затруднение, а скорее спор, но не наш с вами, а двух школ - Московской и Ленинградской. В нашем же учебнике –ть и –ти являются суффиксами глаголов в неопределённой

форме.

- Сделаем ещё один вывод.

- А теперь скажите, какое окончание вы выделили в слове печь?

- Правильно. Молодцы.

- Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.

- И ещё сделаем вывод.

 

- Это орфограмма? Почему?

- Как вы думаете, ребята, мы смогли достичь целей урока?

- Значит, мы можем найти глаголы в неопределённой форме?

-Справились ли мы с затруднением?

- Пришло время проверить себя. Как мы это сделаем?

- Откройте параграф 83 в «Теории» и внимательно его прочитайте, отмечая карандашиком «+» - знал (а), «-» - не знал(а).

- Проанализируем опорного материала, данного в упр.178

Отвечают:

Нет.

Не получается.

Нет.

Неопределённая форма.

Называют тему:

«Неопределённая форма глагола».

Записывают в тетради.

Отвечают:

Нет, не сможем, мы о ней ещё мало знаем.

Отвечают:

Опорные фразы:

1. Отличать … от других глагольных форм.

2.Учиться ставить ..….. .

3. Употреблять и находить ….. в тексте.

4. Образовывать …. .

Работают по вариантам

Задание1.Распределите глаголы в два столбика, задав нужный вопрос.

Придумать, нести, написать, вести, начертить, плести, рассказать, везти.

Отвечают:

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать?

Делают самостоятельно морфемный разбор

Отвечают:

У нас возникло затруднение.

Делают вывод:

У глаголов в неопределённой форме суффиксы – ть и –ти.

Отвечают:

Нулевое.

Делают вывод:

Глаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на чь.

Отвечают:

Да

Да

Да

Отвечают:

Будем работать с учебником.

Работают с параграфом 83.

Анализируют

Личностные:

осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные : познавательная инициатива.

Познавательные:

поиск необходимой информации.

Коммуникативные : учет разных мнений.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

- Работая с правилом, составьте вопросы к параграфу.

-Что вы знали о глаголе в неопределённой форме?

-Что нового узнали?

-Какое  еще название имеет неопределенная форма?

-Какое из этих названий вам незнакомо?

- Давайте подкорректируем тему нашего урока: «Неопределённая форма глагола, или …

- А сейчас гимнастика для глаз

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Составляют вопросы:

-Что такое инфинитив?

-На какой вопрос отвечает инфинитив?

-Можно назвать инфинитив неизменяемой формой глагола?

-Какие суффиксы имеет инфинитив?

-А если глагол оканчивается на - чь?

-Какие ещё суффиксы выделяются в инфинитиве?

-В предложении каким членом предложения может быть инфинитив?

Отвечают

Подсказывают:

инфинитив».

Делают гимнастику.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Познавательные: использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Чтобы проверить, усвоена новая тема или нет, вы выполните сейчас самостоятельную работу.

- Проверьте себя по эталону.

- У кого возникли трудности? В чем причина затруднения?

- Все справились. Молодцы!

Поиграем в игру «Художник»

Я буду читать стихотворение, а вы, когда услышите инфинитив, рисуйте солнышко.

На доброе слово

Не надо скупиться.

Сказать это слово –

Что дать напиться.

Со словом обидным

Нельзя торопиться, чтоб завтра

Себя самого не стыдиться.

- Сколько солнышек получилось? Проверьте.

Поработаем в группах.

Задание: подберите антонимы, обозначьте суффиксы неопределенной формы.

Выполняют самостоятельную работу

Задание: образуйте от данных глаголов глаголы в неопределенной форме и запишите, выделяя суффиксы.

Говорю,скажу, положу, кладу, ловлю, поймаю, испеку, берегу, стерегу, запрягу, стригу, сожгу.

Сверяются по карточке – эталону.

Слушают и рисуют

Считают

Работают в группах

1 группа: терять, провожать, бежать.

2 группа: бездельничать, удалить, вылить.

Представитель от каждой группы зачитывает ответы.

Регулятивные: познавательная инициатива;

осуществление самоконтроля.

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается.

- Что нового вы узнали о глаголе? 

- Какие вопросы мы ставим к глаголам в неопределенной форме? 

- На что оканчиваются данные глаголы? 

- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

- Как по – другому называют неопределённую форму глагола?

Игра «Будь внимателен!» (по цепочке)

Задание: я вам фразеологизм, вы мне глагол в неопределённой форме.

     Намылить шею –

Делать из мухи слона –

     Бить баклуши -

Воды в рот набрать –

Спрятать концы в воду –

Мутить воду –

Выводить на чистую воду –.

Отвечают

Отвечают:

наказать

преувеличивать

бездельничать

молчать

скрыть

запутывать

разоблачить

Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Давайте вспомним:

-Над какой темой мы работали на уроке?

-Какую цель мы преследовали?

-Возникали ли трудности на уроке? В чём причина их возникновения?

- Справились мы с затруднением?

-Назовите форму глагола, с которой мы познакомились на уроке?

-О каких отличительных чертах неопределенной формы глагола вы теперь знаете?

- Закончите предложение

Сегодня на уроке я…

Своей работой на уроке я…

А теперь оценим свою работу на уроке.

Посмотрите свои листы самооценки и поднимите руки, кто поставил себе

-5

-4

-3

-2

Домашнее задание будет таким:

1.К  следующему  уроку повторите  сегодняшнее  правило (§83)  и  подготовьтесь  к  конкурсу на самую  лучшую  памятку – упр.182.  

2. Инд. задание – работа по карточке.

- Спасибо за работу на уроке. До свидания!

Отвечают

Неопределённая форма глагола, или инфинитив.

Научиться отличать глаголы в неопределённой форме от других форм глагола.

Да. Не смогли сразу назвать отличительные признаки неопределенной формы глагола

Да.

Неопределённая.

Отвечает на вопросы что делать?,

что сделать?, есть суффиксы -ть, -ти или оканчивается на –чь.

Выбирают и отвечают:

научился …

мне показалось важным понял, что …

почувствовал, что …

доволен, так как …

не совсем доволен, так как …

не доволен, потому что

Смотрят и поднимают руки

После комментария учителя ставят оценки в дневник.

Записывают домашнее задание в дневник.

До свидания.

Личностные: внутренняя позиция школьника.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Опубликовано в группе «Технологические карты к урокам русского языка и литературы по ФГОС.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.