Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Неопределённая форма глагола, или инфинитив»
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка
________________________________________________________________________
Всероссийский конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую разработку технологической карты урока
Петрушенко Наталья Николаевна – учитель русского языка и литературы филиала МБОУ СОШ с. Тербуны в д.Васильевка
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Класс: 6
УМК: Русский язык. 6 класс. Бабайцева В.В.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема урока: «Неопределённая форма глагола, или инфинитив».
Цели урока:
углубить знания учащихся о неопределённой форме глагола;
формировать умения находить глаголы в неопределённой форме и определять формообразующие суффиксы;
повторить известные учащимся знания о глаголе;
формировать УУД.
Задачи урока:
Предметные:
познакомить учащихся с грамматическим значением и морфологическими признаками глаголов в неопределенной форме;
развивать умение делать самостоятельно выводы, используя наблюдения и сравнения.
Метапредметные:
развивать умение отличать новый материал от уже ранее известного, опираясь на свою систему знаний;
учить выделять и формулировать познавательную цель самостоятельно;
воспитывать умение общаться, чувство взаимопомощи и сотрудничества.
Планируемый результат обучения.
Познавательные УУД:
знать, чем являются –ТЬ, –ТИ, - ЧЬ в глаголах неопределённой формы.
уметь находить неопределенную форму глагола по вопросам и морфологическим признакам.
Личностные УУД:
проявлять интерес к новому учебному материалу;
понимать причины успеха в учёбе;
самооценка своих достижений.
Регулятивные УУД:
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, листы самооценки.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I.Мотивации к учебной деятельности . |
Здравствуйте, ребята! Вижу вы все сегодня в сборе. Молодцы! Звонок для нас весёлый прозвенел, Урок начать вы все готовы? Все готовы на уроке думать, Слушать, отвечать и рассуждать? А помогать друг другу Все готовы? Тогда поприветствуйте друг друга улыбкой и кивком головы. И друг другу пожелайте на уроке успехов. Я вам тоже желаю плодотворной работы на уроке и отличных оценок, которые вы сами будете себе выставлять за каждый вид работы в таблицу. Такая таблица лежит у каждого на парте. |
Здороваются Отвечают: Да Да Да |
Личностные: внутренняя позиция школьника. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. |
- На слайде вы видите сочетания слов. Давайте их прочитаем. - Как называются такие сочетания слов?
- Вспомним, что называется фразеологизмами? - Замените фразеологизмы одним словом. Я буду называть слово, а вы мне фразеологизм. Задуматься – Бездельничать – Мечтать – Запомнить - Дремать - Прослушать – Ребята, подумайте и скажите, какие фразеологизмы говорят нам о том, что не нужно делать на уроке? - Прислушайтесь, ребята, к совету фразеологизмов. Они вам помогут окунуться с головой в работу и получить новые знания. - Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте, потому что в конце вы должны будете угадать слово. Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам… - Ребята, а почему я подобрала стихотворение о глаголе?
- Правильно. Молодцы! - А теперь давайте вспомним всё, что мы уже знаем о глаголе. Проведём с вами пресс – конференцию. Желающие три человека садятся за парту перед классом. А все остальные будете журналистами и корреспондентами. Вы задаёте вопросы, а наши специалисты по глаголу отвечают на них. Я же слежу за ответами и оцениваю их работу. - На партах у каждого есть карточка с текстом, который нужно восстановить, вставив пропущенные слова. - Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга. После чего сверьтесь с текстом на слайде. - Обратите внимание на слайд. Перед вами фразеологизмы, с которыми мы уже работали. Вы должны выписать глаголы и определить у них время. - Выписали. Проверяем. |
Читают: Пропустить мимо ушей Клевать носом Витать в облаках Бить баклуши Зарубить на носу Ломать голову Отвечают: Фразеологизмами Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову Называют: ломать голову бить баклуши витать в облаках зарубить на носу клевать носом пропустить мимо ушей Учащиеся называют Называют слово: …глагол. Отвечают: Потому что мы начали изучать тему: «Глагол» Задают по очереди вопросы: - Какими признаками характеризуется глагол? - Что является общим грамматическим значением глагола? - По каким морфологическим признакам можно отличить глагол от других частей речи? - Назовите синтаксические признаки глагола. - Перечислите вопросы, на которые отвечают глаголы. - Сколько времён у глагола? И как они называются? Работают по карточке Взаимопроверка и самопроверка Два ученика выполняют эту работу у доски. Проверяют |
Личностные : смыслообразование. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирование знаний. Коммуникативные: учет разных мнений. |
III. Выявление места и причины затруднения. |
- Ребята, а почему получились у нас такие разные ответы? - В чём причина нашего затруднения? |
Отвечают: Эти глаголы отвечают на вопрос что делать?, а во временных вопросах такого вопроса нет, и мы не смогли правильно определить время глаголов. Отвечают: Мы не знаем, какая это форма глагола. |
Личностные: учебно-познавательный интерес. Познавательные: постановка проблемы. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. |
- Ребята, как вы думаете, а какая цель нашего урока? -А что для этого нужно сделать? -Что мы будем делать, чтобы вывести правило? |
Отвечают: Мы должны узнать, что это за форма глагола и каковы ее отличительные признаки. Вывести правило. Будем сравнивать и наблюдать. |
Регулятивные: планирование. Познавательные: постановка познавательной цели. |
V. Реализация проекта выхода из затруднения. |
- Вспомним глаголы, с которыми мы уже работали. - Время мы у них смогли определить? - А число можно у них определить? Попробуйте. - А какого лица будут эти глаголы? Определили? - Нет ни времени, ни числа, ни лица. Как мы назовём такую форму глагола? - Правильно, эта форма глагола в русском языке так и называется «неопределённая форма». - Попробуёте сформулировать тему нашего урока… Запишите тему в тетрадь. - Сможете ли вы теперь отличить неопределённую форму глагола от других его форм?
- Используя опорные фразы, скажите, чему же мы должны научиться на сегодняшнем уроке? - Чтобы достичь всех этих целей, нам нужно провести исследование. - - Какой вывод мы можем сделать? -Следующее задание. Сделайте морфемный разбор слов играть, везти, печь. - А почему вы по – разному разобрали эти слова? Почему так получилось?
- Нет, ребята, это не затруднение, а скорее спор, но не наш с вами, а двух школ - Московской и Ленинградской. В нашем же учебнике –ть и –ти являются суффиксами глаголов в неопределённой форме. - Сделаем ещё один вывод. - А теперь скажите, какое окончание вы выделили в слове печь? - Правильно. Молодцы. - Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь. - И ещё сделаем вывод.
- Это орфограмма? Почему? - Как вы думаете, ребята, мы смогли достичь целей урока? - Значит, мы можем найти глаголы в неопределённой форме? -Справились ли мы с затруднением? - Пришло время проверить себя. Как мы это сделаем? - Откройте параграф 83 в «Теории» и внимательно его прочитайте, отмечая карандашиком «+» - знал (а), «-» - не знал(а). - Проанализируем опорного материала, данного в упр.178 |
Отвечают: Нет. Не получается. Нет. Неопределённая форма. Называют тему: «Неопределённая форма глагола». Записывают в тетради. Отвечают: Нет, не сможем, мы о ней ещё мало знаем. Отвечают: Опорные фразы: 1. Отличать … от других глагольных форм. 2.Учиться ставить ..….. . 3. Употреблять и находить ….. в тексте. 4. Образовывать …. . Работают по вариантам Задание1.Распределите глаголы в два столбика, задав нужный вопрос. Придумать, нести, написать, вести, начертить, плести, рассказать, везти. Отвечают: Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать? Делают самостоятельно морфемный разбор Отвечают: У нас возникло затруднение. Делают вывод: У глаголов в неопределённой форме суффиксы – ть и –ти. Отвечают: Нулевое. Делают вывод: Глаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на чь. Отвечают: Да Да Да Отвечают: Будем работать с учебником. Работают с параграфом 83. Анализируют |
Личностные: осознание ответственности за общее дело. Регулятивные : познавательная инициатива. Познавательные: поиск необходимой информации. Коммуникативные : учет разных мнений. |
VI. Первичное закрепление во внешней речи. |
- Работая с правилом, составьте вопросы к параграфу. -Что вы знали о глаголе в неопределённой форме? -Что нового узнали? -Какое еще название имеет неопределенная форма? -Какое из этих названий вам незнакомо? - Давайте подкорректируем тему нашего урока: «Неопределённая форма глагола, или … - А сейчас гимнастика для глаз Три – наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз! |
Составляют вопросы: -Что такое инфинитив? -На какой вопрос отвечает инфинитив? -Можно назвать инфинитив неизменяемой формой глагола? -Какие суффиксы имеет инфинитив? -А если глагол оканчивается на - чь? -Какие ещё суффиксы выделяются в инфинитиве? -В предложении каким членом предложения может быть инфинитив? Отвечают Подсказывают: инфинитив». Делают гимнастику. |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
- Чтобы проверить, усвоена новая тема или нет, вы выполните сейчас самостоятельную работу. - Проверьте себя по эталону. - У кого возникли трудности? В чем причина затруднения? - Все справились. Молодцы! Поиграем в игру «Художник» Я буду читать стихотворение, а вы, когда услышите инфинитив, рисуйте солнышко. На доброе слово Не надо скупиться. Сказать это слово – Что дать напиться. Со словом обидным Нельзя торопиться, чтоб завтра Себя самого не стыдиться. - Сколько солнышек получилось? Проверьте. Поработаем в группах. Задание: подберите антонимы, обозначьте суффиксы неопределенной формы. |
Выполняют самостоятельную работу Задание: образуйте от данных глаголов глаголы в неопределенной форме и запишите, выделяя суффиксы. Говорю,скажу, положу, кладу, ловлю, поймаю, испеку, берегу, стерегу, запрягу, стригу, сожгу. Сверяются по карточке – эталону. Слушают и рисуют Считают Работают в группах 1 группа: терять, провожать, бежать. 2 группа: бездельничать, удалить, вылить. Представитель от каждой группы зачитывает ответы. |
Регулятивные: познавательная инициатива; осуществление самоконтроля. |
VIII.Включение в систему знаний и повторение. |
Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. - Что нового вы узнали о глаголе? - Какие вопросы мы ставим к глаголам в неопределенной форме? - На что оканчиваются данные глаголы? - Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число) - Как по – другому называют неопределённую форму глагола? Игра «Будь внимателен!» (по цепочке) Задание: я вам фразеологизм, вы мне глагол в неопределённой форме. Намылить шею – Делать из мухи слона – Бить баклуши - Воды в рот набрать – Спрятать концы в воду – Мутить воду – Выводить на чистую воду –. |
Отвечают Отвечают: наказать преувеличивать бездельничать молчать скрыть запутывать разоблачить |
Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий. |
IX. Рефлексия учебной деятельности. |
Давайте вспомним: -Над какой темой мы работали на уроке? -Какую цель мы преследовали? -Возникали ли трудности на уроке? В чём причина их возникновения? - Справились мы с затруднением? -Назовите форму глагола, с которой мы познакомились на уроке? -О каких отличительных чертах неопределенной формы глагола вы теперь знаете? - Закончите предложение Сегодня на уроке я… Своей работой на уроке я… А теперь оценим свою работу на уроке. Посмотрите свои листы самооценки и поднимите руки, кто поставил себе -5 -4 -3 -2 Домашнее задание будет таким: 1.К следующему уроку повторите сегодняшнее правило (§83) и подготовьтесь к конкурсу на самую лучшую памятку – упр.182. 2. Инд. задание – работа по карточке. - Спасибо за работу на уроке. До свидания! |
Отвечают Неопределённая форма глагола, или инфинитив. Научиться отличать глаголы в неопределённой форме от других форм глагола. Да. Не смогли сразу назвать отличительные признаки неопределенной формы глагола Да. Неопределённая. Отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, есть суффиксы -ть, -ти или оканчивается на –чь. Выбирают и отвечают: научился … мне показалось важным понял, что … почувствовал, что … доволен, так как … не совсем доволен, так как … не доволен, потому что Смотрят и поднимают руки После комментария учителя ставят оценки в дневник. Записывают домашнее задание в дневник. До свидания. |
Личностные: внутренняя позиция школьника. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |