Внедрение современных методов организации производства, информационных технологий и автоматизации, требуют от молодых специалистов высокого уровня готовности к профессиональной деятельности, которая бы обеспечивала их активность, самостоятельность, гибкость мышления, нестандартный подход в принятии решений, готовность к постоянному повышению своей квалификации, самообразованию, саморазвитию и т.д.

Одним из путей реформирования системы СПО в условиях нынешнего состояния экономики является формирование системы непрерывного образования [8].

Как и всякая система, система непрерывного образования должна обеспечиваться соответствующими принципами:

гуманизация образования – переориентация профессионального образования на личностную направленность, самоутверждение личности, ее социальной устойчивости и социальной защиты;

непрерывность и преемственность образования – ставит целью не образования на всю жизнь, а образования через всю жизнь, что свидетельствует о необходимости постоянного обновления образования [2];

демократизация образования – самостоятельность образовательного учреждения в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, методов работы, права педагога на творческую деятельность, выбор учебников, учебных пособий и методов оценки деятельности студентов.

Нами было опрошено 24 преподавателя химии среднепрофессиональных заведений Алтайского края. По проведенным опросам термин «непрерывное образование» понимают как, «обучение через всю жизнь» только 10%.

95% опрошенных считают, что непрерывное образование необходимо сегодняшним выпускникам ссузов. Система непрерывного образования оценивается всеми исследователями как положительное и востребованное явление.

Раскрывая модель непрерывного химического образования, следует отметить, что начальный уровень включает в себя доколледжское образование, в который входят средние образовательные школы, лицеи, ПТЛ, где осуществляется подготовка в рамках дисциплины химия. Задача на начальном этапе - подготовка к обучению в колледже.

На втором уровне обучающиеся осваивают полный курс среднего профессионального образования и изучают химию, как в рамках одноименной дисциплины, так и в рамках специальных дисциплин, а также дисциплин по выбору – химические физические методы анализа, контроль качества потребительских товаров. Кроме изучения во время уроков, обучающиеся вовлекаются в дополнительную исследовательскую работу.

На наш взгляд, образование будет непрерывным, если разница между предельным уровнем подготовки на одном этапе обучения и начальным уровнем на следующем достаточно мала.

В содержательной модели непрерывного химического образования выделяются следующие уровни взаимодействия: взаимодействие на уровне образовательных стандартов; взаимодействие на уровне учебных программ; взаимодействие на уровне конкретного содержания дисциплин и методики их преподавания.

Реализация содержания непрерывной химической подготовки подразумевает обеспечение преемственности содержания обучения в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях, устранения «проблемных» тем, исключение дублирования и повтора учебного материала, введение «буферных» учебных курсов. По мнению Ф.Ф. Тягунова оптимальное расположение уровней образования без дублирования на разных уровнях позволяет подготовить конкурентоспособного специалиста с наименьшими временными затратами.

Построение многоуровневой системы непрерывного образования предусматривает постановку таких преемственных целей, задач, разработку таких форм и методов подготовки, чтобы завершение профессионального образования на любом из уровней соответствовало требованиям подготовки компетентного специалиста.

С целью выявления степени усвоения обязательного минимума школьного материала по химии проводится вводное компьютерное тестирование, результаты которого анализируются.

Тесты состоят из 90 заданий, соответствующих кодификатору элементов содержания по химии для составления контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена [1] и примерным программам вступительных экзаменов в высшие учебные заведения по химии [2]. Предлагаемые задания были с выбором ответа, с расчетом численного значения, верное выполнение любого задания оценивалось одним баллом.

Наиболее детальный анализ результатов выполнения заданий по отдельным темам позволяет сделать рекомендации по распределению времени при планировании рабочей программы химических дисциплин, а также учесть уровень индивидуальной подготовки студентов.

Таким образом, проверка остаточных школьных знаний дает возможность коррекции учебного времени, а также позволяет «сгладить» разрывность функции образования, что в свою очередь приводит к улучшению качества знаний по химии.

В зависимости от результатов диагностики следует тщательно подбирать формы и методы обучения, а также формы текущего, промежуточного контроля.

Специфика изучения химических дисциплин, прежде всего, определяется тем, что они начинают преподаваться с первого года обучения в среднепрофессинальном учебном заведении, с поэтапного формирования и развития у обучающихся химических знаний, умений и навыков самостоятельного применения, полученных знаний при изучении в дальнейшем химических и других дисциплин.

Контингент студентов, поступающих в колледж «неоднородный», есть близкие результаты диагностики, а существуют и очень далеко находящиеся друг от друга.

Преподавание химии в школе ведется неодинаково. И на вопрос «были перерывы в преподавании химии?» отвечают в разных группах примерно одинаково: 1-2 студента из 30 - 1 год и более; 6-8 – не более 6 месяцев; 10-12 – от нескольких недель до месяца; 10-12 – химия проводилась регулярно.

При такой картине знаний и умений абитуриентов по химии без специальных методов и приемов в обучении не обойтись. За 2 года (всего 166 часов) мы должны не только «пройти законы», но и изучить области химии не изучавшиеся в школе совсем.

На следующий вопрос диагностики «хотите ли вы научиться химии» наряду с положительными ответами «да, хочу» (около 32%) имеются как нейтральные: «не знаю», «все равно», так и негативные «не хочу». Причин нежелание можно выделить три:

не нужно;

вредно;

не могу (синдром отсутствия школьных знаний).

В работе с первой категорией студентов необходимо применить мотивацию, убеждая, что фундаментальная дисциплина химии необходима для глубокого освоения профессиональных знаний, показывая связь химических дисциплин с приобретаемой профессией на протяжении всего обучения. Со студентами второй категории ответов необходимо провести просветительную работу. К студентам 3 категории применяется метод посильной трудности, для чего проводится вводная диагностика и затем дифференцированное обучение.

Учебный процесс нужно строить таким образом, чтобы методы обучения были сообразны формам проявления активности студентов, а изучаемый материал носил посильную трудность.

Наиболее простой способ изучения материала – линейный, когда последовательно, закончив изучение содержания одного раздела, переходят к другому. Такой способ изучения рассчитан на память, таким способом можно выработать у студентов представление об изучаемом предмете химии, как состоящем из нескольких разделов или учений, но это не будет системным подходом, так как связи между блоками в полной мере не показываются.

Другой способ изучения материала концентрический, или спиральный. При концентрическом способе (см. рис.) материал излагается поэтапно с периодическим возращением к пройденному, но уже на более высоком уровне. Таким способом, если и используется, то в основном для изучения отдельных понятий. Концентрический путь изучения материала, как и линейный, способен выработать у студентов осознание того, изучаемая наука состоит из нескольких важных разделов, но это не отвечает требованиям системного подхода, так как при этом не используются внутрипредметные связи и затруднено многостороннее рассмотрение объекта.

Последовательность представления предметного содержания диктуется не только дидактическими принципами систематичности и доступности, но и принципом подобия системы учебной дисциплины системе изучаемой науки. Главное требование к последовательности введения материала заключается в том, чтобы в сознании обучающегося фиксировалась система изучаемой науки, как совокупность ее элементов (учений) и связей между ними [1].

Как важнейшие требования к организации учебного процесса следует рассматривать дидактические принципы обучения. Они носят характер общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Вместе с тем они постоянно изменяются и углубляются в соответствии с задачами, которые приходится решать в рамках конкретных условий [1].

Список использованных источников

Зайцев, О С. Методика обучения химии : Теорет. и прикл. аспекты : Учеб. для студентов вузов / О. С. Зайцев. — Москва : ВЛАДОС, 1999.  — (Учебник для вузов : УВ).; ISBN 5-691-00275-9

Пак М.С. Непрерывное химическое образование: необходимость обновления и возможности Научная статья в сборнике//Естественнонаучное образование: взаимодействие средней и высшей школы: Сб. /Под общей ред акад. В.В.Лунина и проф. Н.Е.Кузьменко. –Москва: Изд-во МГУ, 2012.-С.190-209 (1 п.л.) .http://www.chem.msu.ru/rus/books/2012/science-education-2012/welcome.htm

Жарикова, Л. Актуальные проблемы педагогики непрерывного образования / Л. Жарикова. - Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 140 c.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.