12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аксокор А.Х.15

Аксокор Алия Хайрадиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ "Гмелинская средняя школа им.В.П.Агаркова"

Нестандартные формы уроков литературы.

В условиях модернизации современного образования важно не только содержание образование, т.е. что преподавать, но и как преподавать. Использование нестандартных форм уроков способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и вызывает интерес к предмету.

Нестандартных форм уроков много, например, урок-путешествие, урок - заочная экскурсия, урок-игра, урок-суд, уроки на основе телепередач, урок-концерт, урок-лекция, урок-диспут, урок-семинар и много еще других. Как правило, эти уроки требуют длительной подготовки, но проходят интересней, с привлечением знаний учащихся и материалов из других предметов. Остановлюсь лишь на тех, которые чаще использую в работе.

1. Урок-викторина по басням И.А.Крылова в 5 классе.

2. Урок-исследование в 5 классе по теме «Сказки». «Бродячие сюжеты» (по сказкам А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, братьев Гримм, Г.Х.Андерсона, Шарля Перро). Работа велась по группам, ребята искали сходство и различие сюжетов, обращали внимание на особенности языка.

3. Урок-дискуссия в 7 классе по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…». Был задан вопрос детям: «Кто из героев, Кирибеевич или Калашников, вызывает больше сочувствия и почему?

Работа велась строго по тексту следующим образом:

А) погружение в историю: эпоха Ивана Грозного, жизнь и быт купечества, опричнина – сообщения учеников;

Б) символика имен (Кирибеевич, Малюта Скуратов – татарские имена, напоминание о монголо-татарском иге);

В) рассказ ученика о «Домострое»;

Г) выявление авторской позиции через постановку системы вопросов.

4. Урок-лекция с ошибкой (в рассказе учителя о писателе или произведении содержатся ошибки, которые ученики должны заметить и исправить; можно оговорить, что каждый должен поднять руку 2-3 раза, чтобы обеспечить активность всех учащихся).

5. Урок-театр.

А) Выбрать сцену или произведение для постановки.

Б) Составить сценарий.

В) Выбрать режиссера, художника по костюмам, декоратора, актеров, музыкального оформителя.

Важно не ограничивать фантазию детей: это может быть своя интерпретация произведения, классическая постановка или современная трактовка. После просмотра обязательно должно быть обсуждение или анализ работы.

6. Урок - регламентированная (по времени) дискуссия. Работа ведется по группам, которые готовят выступления по теме или определенному вопросу. На освещение темы дается фиксированное время. После доклада другие группы задают вопросы по теме, на которые докладчики должны ответить. Другие группы могут дополнять ответ выступавших и заработать дополнительные баллы. Перед выступлением групп необходимо учащихся познакомить с критериями оценивания ответов: логичность, полнота раскрытия темы, связность речи, научность, активность членов группы, артистичность и т.д.

7. Уроки на основе телепередач.

Выбирая форму урока, важно учитывать его содержание, степень усвоения материала, место урока в системе уроков, уровень подготовки класса, а также психологические и возрастные особенности учащихся.

Приемы и методы, используемые мною в работе:

- иллюстрации к произведению сразу после прочтения или несколько позже;

- портретная галерея и гербы помещиков из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»;

- изокроссворды;

- составление системы вопросов для анализа произведений;

- составление плана местности (М.Пришвин «Кладовая солнца», Джек Лондон «Любовь к жизни» и др.);

- инсценировка (1-2 мин.) сцен без слов из произведений;

- написать «неотправленное письмо» персонажа (письмо Печорина, героя рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»;

- изображение героя через геометрические фигуры;

- аукцион произведений, имен персонажей и т.д.;

- литературное лото.

На уроках также развиваем творческие способности при иллюстрировании произведений, составлении загадок, сочинении басен и сказок. Например, при изучении темы "Рифма. Способы рифмовки" играем в буриме.

Современная методика предоставляет широкий выбор методов и технологий, позволяющий развивать творческие способности, самостоятельность мышления. Примером этого являются исследовательский метод и проектные технологии, которые требуют творческого подхода, развивают умение искать и отбирать необходимый дополнительный материал и расширяют кругозор учащихся.

Как видим, возможностей для развития творчества детей много, надо только уметь видеть их и чаще использовать в работе перечисленные выше методы и нестандартные формы уроков литературы или осваивать новые. Ведь так приятно радоваться результатам вместе с учениками.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.