Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений и сказок детьми среднего дошкольного возраста по элементам ТРИЗ
«Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений и сказок детьми среднего дошкольного возраста по элементам ТРИЗ».
Суркаева Анастасия Васильевна,
воспитатель
МБДОУ детский сад №31 «Заря» г. Пятигорск
Ставропольского края
Пояснительная записка.
Расположенность к творчеству - это высшее проявление активности человека. Каждый ребенок способен создавать нечто новое и оригинальное, так как все дети наделены творческими способностями. Как и любой деятельности, творчеству можно научиться.
Развитие творческих способностей детей зависит от: эффективности используемых педагогом методов и приемов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме и, собственно, сама учебно – развивающая среда.
Тризовское обучение делает акцент на развитии творческого, нестандартного мышления.
Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещях. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Лучше решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.
В своей работе по развития речи особое значение я уделяю воспитанию у детей любви к поэзии, ознакомлению с разнообразными поэтическими произведениями, соответствующих возрасту. Разучивание стихотворений формирует культурный уровень ребенка и развивает его память.
В ТРИЗ я использую технологию шифрования. Цель данной технологии – сформировать у детей осознанное отношение к процессу заучивания стихотворений. Преобразование информации из абстрактных символов в реальные образы, параллельно с усвоением грамматического строя речи с использованием в речи предлогов и ориентировкой на окончания было достигнуто за счет схематизации текста вместе с детьми.
Порядок схематизации стихотворения (строим таблицу кодировки):
1. Воспитатель читает текст стихотворения.
2. Дети сообщают о том, есть ли в тексте стихотворения непонятные им слова.
3.Необходимо выделить первое предложение и повторить его.
4. Каждое слово кодируем в отдельной клетке.
5. Кодируем первое предложение.
6. Необходимо закрепить материал: повторить первое предложение по созданной схеме.
7. Продолжить работу с оставшимися предложениями по аналогии с первым.
Далее текст стихотворения зачитывается полностью, при помощи схемы.
Поэтический вечер, посвященный произведениям А.С. Пушкина, который я провела с детьми еще в младшей группе, способствовал способности грамотно строить простые предложения и существенно расширить словарный запас.
Мои воспитанники любят поэтические вечера. В частности, тема «Зимушка – зима» отразило собственное творчество детей. У ребят 4- 5 лет уже достаточно большой словарный запас, поэтому этот возраст является оптимальным для развития стихотворного потенциала. Но подготовка к нашим тематическим вечерам началась в младшей группе, когда с детьми мы начали разбирать понятие рифма, делали попытки найти рифмованные слова в стихотворениях и фиксировали внимание на данных словах.
Также необходимо создать условия для благоприятной, эмоциональной атмосферы восприятия информации:
Поэтический вечер «У самовара»
Различные варианты разучивания сказок (С помощью интерактивной доски и воссоздания образов и героев, применяя фантазийное мышление).
В средней группе использовались разнообразные модели составления сказок.
Алгоритм составления сказки строится на выборе главного героя, определения его мотивов и действий.
В ходе обсуждения сюжета, необходимо подводить итог действиям героя.
Последовательность вопросов (к рассказчику) поможет разнообразить сюжетную линию и сделать правильный вывод.
Использованная литература
1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 112 с.
2. Измайлова Е. И «Учимся думать и запоминать»/ Методическое пособие по развитию речи и мышления.
3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — Москва, "Знание", серия "Педагогика и психология", N4/1991.
4. Нестеренко А.А. Страна загадок. / А.А.Нестеренко. - Ростов-на-Дону, 1993. - 32 с.
5. Окунев А. Как учить не уча (или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы). — С-ПБ, "Питер", 1996.
6. Репкин В.А. Развивающее обучение и учебная деятельность. — Рига, Издательство педагогического центра "Эксперимент", 1992.
7. Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика: от теории к практике: учеб. Метод. Пособие/ В.А.Ширяева. - Саратов, 2006.
Кияйкина Наталья Федоровна