Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений и сказок детьми среднего дошкольного возраста по элементам ТРИЗ

6
1
Материал опубликован 22 April 2020 в группе

«Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений и сказок детьми среднего дошкольного возраста по элементам ТРИЗ».

Суркаева Анастасия Васильевна,

воспитатель

МБДОУ детский сад №31 «Заря» г. Пятигорск

Ставропольского края



Пояснительная записка.

Расположенность к творчеству - это высшее проявление активности человека. Каждый ребенок способен создавать нечто новое и оригинальное, так как все дети наделены творческими способностями. Как и любой деятельности, творчеству можно научиться.

Развитие творческих способностей детей зависит от: эффективности используемых педагогом методов и приемов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме и, собственно, сама учебно – развивающая среда.

Тризовское обучение делает акцент на развитии творческого, нестандартного мышления.

Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещях. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Лучше решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.

В своей работе по развития речи особое значение я уделяю воспитанию у детей любви к поэзии, ознакомлению с разнообразными поэтическими произведениями, соответствующих возрасту. Разучивание стихотворений формирует культурный уровень ребенка и развивает его память.

В ТРИЗ я использую технологию шифрования. Цель данной технологии – сформировать у детей осознанное отношение к процессу заучивания стихотворений. Преобразование информации из абстрактных символов в реальные образы, параллельно с усвоением грамматического строя речи с использованием в речи предлогов и ориентировкой на окончания было достигнуто за счет схематизации текста вместе с детьми.

Порядок схематизации стихотворения (строим таблицу кодировки):

1. Воспитатель читает текст стихотворения.

2. Дети сообщают о том, есть ли в тексте стихотворения непонятные им слова.

3.Необходимо выделить первое предложение и повторить его.

4. Каждое слово кодируем в отдельной клетке.

5. Кодируем первое предложение.

6. Необходимо закрепить материал: повторить первое предложение по созданной схеме.

7. Продолжить работу с оставшимися предложениями по аналогии с первым.

Далее текст стихотворения зачитывается полностью, при помощи схемы.



t1587578024aa.jpg

Поэтический вечер, посвященный произведениям А.С. Пушкина, который я провела с детьми еще в младшей группе, способствовал способности грамотно строить простые предложения и существенно расширить словарный запас.

t1587578024ab.jpg t1587578024ac.jpg

t1587578024ad.jpg



Мои воспитанники любят поэтические вечера. В частности, тема «Зимушка – зима» отразило собственное творчество детей. У ребят 4- 5 лет уже достаточно большой словарный запас, поэтому этот возраст является оптимальным для развития стихотворного потенциала. Но подготовка к нашим тематическим вечерам началась в младшей группе, когда с детьми мы начали разбирать понятие рифма, делали попытки найти рифмованные слова в стихотворениях и фиксировали внимание на данных словах.

t1587578024ae.gif

Также необходимо создать условия для благоприятной, эмоциональной атмосферы восприятия информации:



t1587578024af.gif

Поэтический вечер «У самовара»

t1587578024ag.jpgt1587578024ah.jpg

Различные варианты разучивания сказок (С помощью интерактивной доски и воссоздания образов и героев, применяя фантазийное мышление).

В средней группе использовались разнообразные модели составления сказок.

Алгоритм составления сказки строится на выборе главного героя, определения его мотивов и действий.



t1587578024ai.jpgt1587578024aj.jpg

В ходе обсуждения сюжета, необходимо подводить итог действиям героя.

t1587578024ak.jpgt1587578024al.jpg



Последовательность вопросов (к рассказчику) поможет разнообразить сюжетную линию и сделать правильный вывод.

t1587578024am.jpgt1587578024an.jpg


Использованная литература

1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 112 с.

2. Измайлова Е. И «Учимся думать и запоминать»/ Методическое пособие по развитию речи и мышления.

3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — Москва, "Знание", серия "Педагогика и психология", N4/1991.

4. Нестеренко А.А. Страна загадок. / А.А.Нестеренко. - Ростов-на-Дону, 1993. - 32 с.

5. Окунев А. Как учить не уча (или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы). — С-ПБ, "Питер", 1996.

6. Репкин В.А. Развивающее обучение и учебная деятельность. — Рига, Издательство педагогического центра "Эксперимент", 1992.

7. Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика: от теории к практике: учеб. Метод. Пособие/ В.А.Ширяева. - Саратов, 2006.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю, Анастасия Васильевна, за распространение своего профессионального опыта!

23 April 2020

Похожие публикации