Урок геометрия «Свойства равнобедренного треугольника» (7 класс)
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет образования взрослых - www.train2.ru
Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация |
||
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) |
Орлова Антонина Сергеевна, учитель физики МБОУ Елизаветинской СОШ |
|
Предмет |
Геометрия |
|
Класс, профиль класса/группа, количество человек |
7 класс, общеобразовательный, количество учащихся 8 человек. |
|
Продолжительность урока (занятия) |
45 минут |
|
Методическая информация |
||
Тема урока /занятия |
«Свойства равнобедренного треугольника» |
|
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) |
Геометрия: учебник Геометрия 7-9, ав.Атанасян Л.С., 22-е издание, Просвещение, 2012г. |
|
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) |
Урок ознакомления с новым материалом. Первый урок по теме «Свойства равнобедренного треугольника» |
|
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). |
В классе обучается 8 учеников. Отличительной возрастной особенностью семиклассников является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что необходимо учитывать при организации работы в группах. В этом возрасте начинает проявляться «чувство взрослости», которое проявляется в стремлении сделать что-то значимое, социально поощряемое, в отстаивании собственной точки зрения, соблюдении принципов справедливости. Поэтому в данный возрастной период удачным будет применение групповых форм работы (возможно в группах сменного состава), что позволит создать условия для формирования широкого спектра способностей, выделению круга устойчивых интересов, развитию навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания. Данный класс по уровню обученности можно разделить на 3 группы. Первая группа – это группа, для которой характерен высокий уровень обученности. В эту группу входит 1 ученик. Учащийся проявляет желание и возможность изучать математику на продвинутом уровне, отличается высокой организованностью, умением обобщать, выделять главное, сравнивать. Вторая группа – это группа, состоящая из учеников со средним уровнем обученности. Данная группа состоит из 5 учащихся. Эти ребята не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по заданному алгоритму, испытывают затруднение в выполнении заданий творческого характера. Последнюю группу составляют 2 ученика. Они стараются преобрести знания, но пробелы им мешают. |
|
Цели урока/ занятия |
ввести определение равнобедренного треугольника и его элементов, определение равностороннего треугольника; рассмотреть свойства равнобедренного треугольника, научить пользоваться доказанными свойствами при решении задач; развивать умение анализировать и сравнивать данные, логическое мышление, математическую речь; |
|
Задачи урока/ занятия |
Объяснить понятия: равнобедренный треугольник, боковые стороны, основание, равносторонний треугольник.Объяснить теоремы и свойства равнобедренных треугольников. Научить применять полученные знания для решения задач и построения. Образовательные: сформулировать теорему о равнобедренных треугольниках и рассмотреть ее доказательства; формировать умения применять новые и полученные ранее теоретические знания для решения геометрических задач; продолжить отработку навыков построения и измерения геометрическими инструментами (линейка, угольник, транспортир). Развивающие: совершенствовать практические навыки учащихся, умения анализировать результаты своей практической деятельности, делать выводы и обобщения, проводить доказательные рассуждения; Воспитательные: развивать самостоятельность при решении познавательных проблем, способность к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности; развивать у учащихся коммуникативные компетентности (культуру общения, умение работать в коллективе). |
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия |
Знать: Знать понятия: равнобедренный треугольник, боковые стороны, основание, равносторонний треугольник.Знать теоремы и свойства равнобедренных треугольников Уметь: решать задачи на нахождение углов и длин сторон в равнобедренных и равносторонних треугольниках; решать задачи на построение равнобедренных и равносторонних треугольников. |
|
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению |
Актуализация: Понятияя ранобедренного треугольника, боковых сторон,основания,теоремы и свойства Усвоение нового материала: Понятияя ранобедренного треугольника, боковых сторон,основания,теоремы и свойства Решение практических задач. Закрепление: Знать определения равнобедренных и равносторонних треугольников ,их теоремы и свойства, уметь применять полученные знания к решению задач. |
Подробный конспект урока/занятия |
||||||||||
Фаза урока (занятия) |
Этап |
Цели фазы и этапа |
Время, продолжительность этапа |
Название метода |
Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный |
Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода |
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО |
УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные |
Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная |
Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» |
Инициация |
Создать благоприятную психологическую обстановку для приветствия и определение настроения каждого и группы в целом
|
3 мин |
Снежки |
адаптированный |
Цель – Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад Участникам раздаются по 2 листа бумаги, из которых «лепятся» снежки (бумага плотно скатывается в комок), после чего все участники встают в две шеренги, друг напротив друга на некотором расстоянии и начинают забрасывать команду соперников снежками. Побеждает та команда, которая больше всего снежков забросила через разделительную линию. |
Здравствуйте, ребята! Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» . Так давайте на уроке будем активны, внимательны и поглощать знания с большим желанием. Далее предлагается для усиления аппетита поиграть в снежки. |
Личностные: установление личностного контакта между обучающимися. Коммуникативные: передача своего настроения, установление связей способствующих взаимодействию. |
Формируется коммуникативная компетентность – способность вступать в общение, устанавливать контакты между участниками. |
Динамическое начало способствует установлению контактов между участниками процесса и их позитивному настрою. Полноправное включение обучающихся в деятельность. |
Целеполагание |
Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения |
3 мин |
Пазл |
заимствованный |
Цель - Обеспечение мотивации и обучения и осмысленности процесса обучения, определение цели урока, сообщение того, с чем предстоит познакомиться. Необходимые материалы - Пазл с рисунком темы В начале урока зафиксировать у учащихся мотивы предыдущих достижений. - Мы хорошо поработали над предыдущей темой. Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности. - Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы. Учащимся предлагаются фрагменты пазлов. Задача: найти недостоющий фрагмент у одноклассников и таким образом сформируются группы. Затем нужно будет проанализировать учащимся, что изображено на собранных пазлах и тем самым догадаться какая сегодня будет тема урока и сформулировать цели урока. |
Известный математик, автор учебников «Геометрия» Игорь Федорович Шарыгин сказал: «Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. Клетка геометрии – треугольник. Он неисчерпаем, как и вселенная». Знакомый всем треугольник по праву считается простейшей из фигур. Но он таит в себе много интересного и загадочного. Простая ли это фигура треугольник: три вершины, три стороны, три угла? А задумаешься…, нет, вовсе не простая, мы ещё многое о ней не знаем. Не умеем вычислять площади треугольников, применять теорему косинусов, синусов, не знаем о подобии треугольников, и многое ещё осталось загадочным для вас. Но заметьте, один треугольник таит в себе столько загадочного |
Личностные: действие смыслообразования, эмоциональное осознание себя и окружающего, использование воображения. Регулятивные: прогнозирование, оценка, планирование Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать |
Ценностно-смысловая компетентность: умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. |
||
Выяснение ожиданий и опасений |
Выявить ожидания и опасения обучающихся на занятии |
5 мин |
В яблочко |
заимствованный |
Цель - Учащиеся самостоятельно формулируют, что они ожидают от урока, узнают об ожиданиях других учащихся. На протяжении урока видят свое продвижение вперед. Необходимые материалы - Скотч, фломастера, шаблоны мишеней Предварительная подготовка - Заранее приготовить шаблоны мишеней. В мишени «мимо» участники пишут опасения, в мишени «1-2» ,что хотят избежать, «8-9»- надежды пожелания, яблочко-что побудет к активным действиям |
А готовы ли вы к научным познаниям? Готовы ли разгадать тайны равнобедренного треугольника?Поделитесь своими ожиданиями и опасениями |
Личностные: понимание своих ожиданий и опасений. Регулятивные: Прогнозирование результатов своих достижений. Коммуникативные: Умение ясно выражать свои мысли. |
Ценностно-смысловые: умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков |
Отличие Идет осознанный процесс осмысления действий. |
|
Фаза 2 «Работа над темой» |
Интерактивная лекция |
Активизация мышления, анализ и структурирование нового материала |
19 мин |
Совет мудрецов |
заимствованный |
Цели задачи использования метода – получение новых знаний по теме. Ученикам демонстрируется презентация, даётся определение понятия равнобедренный и равносторонний треугольники,описываются их свойства и теоремы. После каждого блока информации презентация останавливается, объявляется «интеллектуальная пауза», в течение которой учащиеся могут высказать своё мнение о возможном применение полученных знаний. |
Определение равнобедренного треугольника Определение: Равнобедренным называется треугольник, у которого равны две стороны.
АВ = АС – боковые стороны. ВС – основание. Площадь равнобедренного треугольника равна половине произведения его основания на высоту. Определение равностороннего треугольника Определение: Равносторонним называется треугольник, у которого все три стороны равны.
АВ = ВС = СА.
Площадь равностороннего треугольника равна Теорема о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника Теорема 1: В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Дано: АВ = АС. Доказать: ∠В =∠С.
Доказательство: треугольник АВС = треугольнику АСВ по первому признаку (по двум равным сторонам и углу между ними). Из равенства треугольников следует равенство всех соответствующих элементов. Значит, ∠В = ∠С, что и требовалось доказать. Теорема о биссектрисе (медиане, высоте), проведенной к основанию равнобедренного треугольника В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является медианой и высотой. Попробуйте самостоятельно доказать эту теорему. |
Личностные УУД: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику. Регулятивные УУД: планировать решение поставленной проблемы, оценивать весомость приводимых рассуждений. Познавательные УУД: сравнивать различные предложения, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные: умение корректно защищать свою точку зрения, умение толерантно относиться к мнению других. |
Учебно-познавательные компетенции: способность применять знания на практике, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, приемами планирования и анализа своей деятельности. Коммуникативная: способность к выражению собственной идеи и корректной ее защите, навыки работы в группах, владение различными ролями в коллективе. |
Мотивация участников образовательного процесса происходит за счет активного, энергичного общения всех участников процесса (учителя - с учениками, учеников - между собой), вовлечения каждого из учеников в исследовательскую деятельность. При анализе деятельности учащихся в группах учитываются не только правильность изложенной информации, но и богатство фантазии, проявление творческих способностей, раскрытие закономерностей и связей между предметами и явлениями при выдвижении гипотез и теоретического обоснования полученных закономерностей. |
Проработка содержания темы |
Структурирование информации |
7 мин |
Проблема-обсуждение-ответ |
заимствованный |
Цель - Структурирование информации, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в новую тему “Свойства равнобедренного треугольника” Ученикам предлагается решить задачи на построение равнобедренных и равносторонних треугольников. Предложить обсудить проблему, как можно использовать свойства равнобедренных треугольников в задачах на нахождение углов или доказательстве о равенстве треугольников. Осуществляется систематизация изученного материала. |
Работаем с текстом учебника. Вспомним всё, что мы узнали на уроке и попробуем применить эти знания к построению равнобедренных треугольников. Постройте прямоугольный равнобедренный треугольник,и скажите чему будут равны его углы; затем равносторонний и также посчитайте чему равны его углы.
Найдите периметр равнобедренного треугольника ОРЕ, если ОР — основание и ОР = 15 см, а ОЕ = 12 см. Каждая ли биссектриса равнобедренного треугольника является высотой и медианой? |
Коммуникативные УУД: умение слушать и вести диалог, умение работать в группе, способность к сотрудничеству. Познавательные УУД: общеучебные – умение строить речевое высказывание, умение извлекать информацию из прочитанных текстов; логические - анализ, логическое мышление. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция. Личностные УУД: освоение личностного смысла учения, развитие мотивации, развитие творческих способностей. |
Информационная компетентность: умение поиска и преобразования информации. Учебно-познавательная компетентность: умение осуществлять целеполагание, планирование, самоконтроль учебной деятельности. Социальная компетентность: способность к сотрудничеству и кооперации с другими людьми, направленная на достижение единой цели. |
||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» |
Эмоциональная разрядка |
Снять усталость и напряжение |
5 мин |
Сдвинь стену |
заимствованный |
Цель: переключить внимание учащихся, расслабиться, снять напряжение Ученики поочередно толкают стену, пытаясь как бы сдвинуть ее с места. Учитель предлагает обратить внимание,что толкая стену можно между учеником и стеной увидеть треугольник |
- Ребята, давайте попробуем построить треугольник между нами и стеной и полом.Как вы думаете у нас получится? -Конечно. -А в каком случае можно будет сказать что наши треугольники равнобедренные? Если стена с полом образуют 90 градусов,а наш треугольник равнобедреннй,то чему будут равны оставшиеся углы? -Они будут по 45 градусов.. |
Личностные: укрепление мотивации. |
||
Рефлексия. Подведение итогов |
Оценить свою деятельность на уроке |
5 мин |
Оцени себя свою меткость |
заимствованный |
Цель: оценить свою деятельность на уроке Проведение: обучающимся предлагается вернуться к своим мишеняможиданий и опасений проговорить, что удалось, что не удалось, отмечаете успехи всей группы в освоении данной темы и каждого учащегося в частности. Приучайте учащихся к рефлексии и саморефлексии. В заключение вы в нескольких словах обобщаете полученные знания и навыки. |
Наш урок подходит к концу. Вернемся к целям урока, просмотрите на свои мишени, оправдались ли ваши опасения? Или были напрасны? Достигли вы своих целей? Давайте нарисуем новую мишень и в центре впишем наши достижения. Домашнее задание на доске. |
Коммуникативные: умение ясно выражать свою мысль. Личностные: понимание ценности знания. Регулятивные: умение оценивать результат деятельности. |
Учебно-познавательная компетентность: формирование навыков учебной деятельности. Социальная компетентность: способность к анализу. |
Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке. |
Аналитическая информация |
|
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
|
АМО обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего урока, позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения. Интенсивное групповое взаимодействие учеников и их самостоятельная образовательная деятельность позволяют вовлечь в образовательный процесс всех обучающихся. Разнообразие видов деятельности дает возможность каждому определить свою роль в группе, контроль со стороны сверстников стимулирует участие в работе команды. Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. Работа в команде, совместная исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Повышение интереса к изучаемой теме, и как следствие ко всему предмету, говорит об эффективности технологии АМО и модерации. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование метапредметных компетенций и универсальных учебных действий, в полной мере отвечает принципам ФГОС. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). |
Включение АМО в различные этапы урока способствовало активизации всех участников образовательного процесса и мотивации их на выполнение успешной учебной деятельности, что позволило эффективно решить все поставленные задачи и выполнить цели урока. Работа в группах развивала коммуникативные компетенции обучающихся, умение самовыражаться. Активные методы обучения, применяемые на уроках обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету «Физика», развитию их ключевых компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта. Повышение интереса к изучаемой теме, и как следствие ко всему предмету, говорит об эффективности технологии АМО и модерации. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование метапредметных компетенций и универсальных учебных действий, в полной мере отвечает принципам ФГОС. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). |
Новые ФГОСы четко определили приоритеты общего среднего образования, определив главными задачами школы духовно-нравственное развитие, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий. Технология АМО дает педагогу инструменты, которые способствует формированию способов деятельности в соответствии с требованиями стандарта обучения. Системное и целенаправленное использование активных методов обеспечивает качественное обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, эффективность образовательного процесса. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО |
Урок, проведенный в режиме технологии АМО, позволил вовлечь обучающихся в активную учебно – познавательную деятельность, формировать коммуникативную компетентность. Значительно повысилась результативность урока, создана комфортная атмосфера на уроке, положительная мотивация. |
Методическая ценность урока/занятия |
|
Дополнительная информация |
|
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. |
|
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). |
|
Примечания автора/ов |