Урок математики по теме «Стандартный вид числа» (7 класс)
Автор: Трухан Анна Геннадьевна, учитель математики Бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Лицей № 92», Россия.
Стандартный вид числа
Предмет: алгебра.
Класс: 7.
Авторы УМК: С.М.Никольский, М.К. Потапов и др.
Номер урока в изучаемой теме: 2.
Цели урока:
- формирование навыков выполнения действий с числами, записанными в стандартном виде, и применение их при решении задач;
- расширение представлений о сферах применения чисел, записанных в стандартном виде.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы учебной работы: фронтальная (Ф), индивидуальная (И), групповая (Г).
Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, файл «Стандартный_вид_числа.notebook»; раздаточный материал – «маршрутный лист (МЛ)» (по количеству учеников в классе).
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
1.1. Формирование познавательного интереса; 1.2. Формирование представлений о значимости математики в других науках; 1.3. Формирование представлений о территории и границах родного края. |
2.1. Формулировать правила выполнения действий с числами, записанными в стандартном виде; 2.2. Выполнять действия с числами, записанными в стандартном виде; 2.3. Применять правила выполнения действий с числами, записанными в стандартном виде, при решении прикладных задач |
регулятивные 3.1. Ставить цель учебной деятельности и планировать пути ее достижения; 3.2. Контролировать свое время и управлять им; 3.3. Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания; 3.4. Осуществлять самооценку и самоанализ результатов своей деятельности; 3.5. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели. познавательные 3.6. Давать определения понятиям; 3.7. Анализировать, обобщать, выявлять закономерности; 3.8. Структурировать знания, осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 3.9. Строить логические рассуждения; коммуникативные 3.10. Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; 3.11. Учитывать разные мнения в сотрудничестве; 3.12. Формулировать собственное мнение, аргументировать его. |
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Задания для учащихся |
Формы работы |
Планируемые результаты |
1. Организационный момент Цель: настрой учащихся на работу. |
1 мин |
Приветствует учащихся, контролирует готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на работу. |
Приветствуют учителя, демонстрирую готовность к уроку. |
Ф |
||
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы урока. Постановка цели и задач урока. Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
5 мин |
Объясняет правила и цель игры. Объясняет правила работы с «маршрутным листом». Записывает на доске информацию со слов учеников в таблицу «знаю/не знаю». Наводящими вопросами помогает учащимся спланировать работу по достижению цели. Акцентирует внимание учащихся на эпиграфе к уроку. |
Формулируют тему урока, разгадав слова в предложенной учителем игре. Заполняют титульный лист «маршрутного листа».
Заполняют таблицу «знаю/не знаю». Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Выборочно высказываются, устанавливают связь эпиграфа с темой урока, дополняют цель и план работы на уроке. |
СЛАЙД 2-5 МЛ МЛ (задание № 1) СЛАЙД 6 |
Ф |
1.2, 3.1, 3.6, 3.9 |
3.Актуализация знаний. Цель: выявить уровень знаний и систематизировать их. |
5 мин |
- Как выглядят числа в стандартной форме? Каким может былть число a? n? Как называют число a? n? Знакомит с заданием. Фиксирует время, отведенное на выполнение задания – 2 мин. Контролирует правильность выполнения задания (демонстрация на слайде правильных ответов) |
Отвечая на вопросы учителя, записывают в «маршрутном листе», как выглядит запись числа в стандартном виде. Самостоятельно выполняют задание: записывают предложенные величины в стандартном виде («МЛ»). По очереди озвучивают полученные ответы. Проверяют правильность выполнения задания. Осуществляют самооценку по предложенным критериям (в баллах). |
МЛ МЛ (задание № 2) СЛАЙД 7 МЛ |
Ф И |
3.2, 3.3, 3.4, 3.6 |
4. «Открытие» нового знания. Цель: организовать осмысленное восприятие новой информации, посредством самостоятельного выявления закономерности. |
15 мин |
Делит учащихся на группы по 4 человека (по 2 парты). Знакомит с заданием. Контролирует, корректирует работу групп. Контролирует, корректирует формулировку правил. Демонстрирует итоговые правила на слайдах. |
1 ряд – выполняют задания ГРУППЫ 1, 2 ряд – ГРУППЫ 2, 3 ряд – ГРУППЫ 3. Обсуждают в группе, фиксируют закономерность, формулируют правило, делают записи в «маршрутном листе». Отчет групп о проделанной работе: Записывают на доске решение нескольких примеров, предложенных учителем (1 ученик от ряда). Знакомят остальных учащихся с формулировкой полученного их группой правила (1 ученик от ряда). Фиксируют выводы других групп в «маршрутном листе». Осуществляют самооценку по предложенным критериям (в баллах). |
МЛ (задание № 3) СЛАЙДЫ 8-13 МЛ |
Г |
2.1, 2.2, 3.4, 3.7, 3.10, 3.11 |
5. Закрепление. Цель: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. |
5-7 мин |
Формулирует задание, контролирует выполнение. Организует проверку решения задач (демонстрация правильных ответов на слайдах). |
Решают в группе задачи, применяя действия с числами, записанными в стандартном виде. По очереди озвучивают полученные результаты. Проверяют правильность выполнения задания и осуществляют самооценку по предложенным критериям (в баллах). |
МЛ (задание № 4) СЛАЙДЫ 14-16 МЛ |
Г |
1.3, 2.2, 2.3, 3.4, 3.8, 3.10, 3.11 |
6. Самостоятельная работа. Цель: выявить первичный уровень усвоения знаний и способов действий. |
7 мин |
Предлагает выполнить самостоятельную работу. Фиксирует время, отведенное на выполнение задания – 5 мин. Организует самопроверку, демонстрируя правильные ответы на слайде. |
Выполняют задания самостоятельной работы. Осуществляют самопроверку по слайду и самооценку по предложенным критериям (в баллах). |
СЛАЙД 17 МЛ (задание № 5) СЛАЙДЫ 18-19 |
И |
1.3, 1.4, 2.2, 2.3, 3.2, 3.3, 3.4, 3.8 |
7.Рефлексия деятельности Цели:
1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности; |
3-5 мин |
Знакомит с критериями выставления отметки за урок: 21-20 баллов – «5», 17-19 баллов – «4», 11-16 баллов – «3», Менее 11 баллов – «2». Предлагает оценить факт достижения цели на уроке. Предлагает сделать вывод о том, в каких науках применяют действия с числами, записанными в стандартном виде. |
Ориентируясь на критерии, предложенные учителем, самостоятельно выставляют себе оценку за урок в «маршрутном листе», подсчитав итоговое количество баллов. Анализируют свою деятельность на уроке. Выборочно высказываются, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Делают вывод о сферах применении действий с числами, записанными в стандартном виде. |
МЛ |
И |
3.4, 3.9, 3.12 |
8. Постановка домашнего задания Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания |
2 мин |
Выдает информацию о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению, знакомит учащихся с критериями оценки. |
Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, фиксируют домашнее задание. |
СЛАЙД 20 МЛ (задание № 6) |
3.5 |
Здесь будет файл: /data/edu/files/t1460006435.doc (Маршрутный лист)
Здесь будет файл: /data/edu/files/h1460006521.notebook (Файл "Стандартный вид числа" (для smartnotebook))