12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фалина Ирина Валериевна2930
Россия, Самарская обл., Самара

Всероссийский конкурс для учителей биологии и географии «Нестандартное домашнее задание»

Тема урока: «Биогеоценозы, экосистемы и биосфера»

Пояснительная записка

В условиях перехода на ФГОС существенно изменились требования к современному уроку. Каждый урок должен быть направлен на формирование УУД. Педагогу приходится тщательно продумывать не только методы и формы обучения, но и домашнее задание.

Цель таких заданий: побуждать обучающихся к самостоятельной работе с дополнительными источниками информации, планировать свою деятельность, проявлять свою креативность.

Примером такого задания   является задание творческого плана – изготовление экологического лото.

Характеристика нестандартного домашнего задания по биологии

Класс:9

Тип задания: индивидуальное

Цели:

Образовательная:

  • изучить видовой состав биогеоценозов луга, озера, хвойного леса, широколиственного леса и т.д.;
  • закрепить полученные знания в игровой форме;
  • обобщить и систематизировать знания о видовом составе и абиотических факторах биогеоценозов.

Развивающая:

  • продолжить формирование приемов анализа закономерностей существования природных сообществ;
  • продолжить формирование навыков аккуратности при оформлении работы.

Воспитательная:

  • продолжить формирование научного мировоззрения;
  • сформировать творческое отношение к выполняемому заданию;
  • поддерживать интерес к изучаемому предмету<em>.</em>

Степень сложности: средняя

Время выполнения задания: в течение 2-3 дней до следующего урока

Способ проверки: взаимопроверка на уроке

Инструкция по выполнению домашнего задания

 1. На листе-основе начертить прямоугольное поле экологического лото, разделить его на 9 равных прямоугольников.

2. В каждый прямоугольник вписать название видов, населяющих предложенные биогеоценозы.

(Как вариант: можно изобразить организм, обитающий в предложенных для задания сообществах.)

3. В каждом прямоугольнике сделать карман для вложения карточки с изображением биогеоценоза.

4. Нарисовать на карточках биогеоценоз: 5 карточек с изображением одного сообщества и 5 карточек с изображением второго сообщества.

5. Распределить карточки с рисунком биогеоценоза по карманам.

Варианты лото:

Вариант 1: Лото «биогеоценоз озера и луга»

Набор видов: прудовик, колокольчик, стрелолист, суслик, рак, кузнечик, водомерка, карась, мышиный горошек

Вариант 2: Лото «биогеоценоз озера и широколиственного леса»

Набор видов: липа, рогоз, осина, цапля, ряска, кукушка, пиявка, бересклет, щука

Примечание: ученик может использовать свой вариант биогеоценозов, предложить свой набор видов организмов.

Выполняя задание помните, что ваша работа будет оцениваться по ряду критериев

1)      Аккуратность

2)      Эстетичность

3)      Художественная достоверность изображения

4)      Креативность

5)      Научная достоверность

Примеры экологического лото.

Фото 1: работа Пинаевой Марии

Фото 2: работа Аверьяновой Дарьи

Фото3: работа Кутырева Дмитрия

 

Планируемые результаты:

В предметной области

Обучающийся научится различать понятия биогеоценоз и экосистема

Обучающийся получит возможность научиться находить информацию в дополнительных источниках, проводить ее анализ, переводить информацию словесную в рисунок.

Метапредметные УУД:

Регулятивные

Ученик при распределении видов по биогеоценозам самостоятельно будет исправлять свои ошибки, самостоятельно будет искать средства для достижения цели.

Познавательные

Ученик научится при изготовлении лото создавать модели с выделением существенных характеристик объекта.

 

Критерии для оценивания:

  1. Аккуратность (ровные контуры карточек, отсутствие грязи и клеевых следов): 0 – 3 балла
  2. Эстетичность (использование сочетаемой цветовой гаммы для изготовления карманов для карточек):0 – 3 балла
  3. Художественная достоверность изображения: 0 – 3 балла
  4. Креативность: 0 – 3 балла
  5. Научная достоверность: 0 – 3 балла

Шаблон для взаимопроверки:

№ критерия

аккуратность

эстетичность

художест-

венная достоверность

креативность

научная достоверность

Баллы ученика по парте

 

 

 

 

 

Баллы учителя

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

Оценка:

 

Перевод баллов в отметку:

5 – 8 баллов – «удовлетворительно»

9 – 12 баллов – «хорошо»

13 -15 баллов – «отлично»

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Елена Владимировна, 02.08.21 в 16:16 1Ответить Пожаловаться
Интересное творческое задание! И учащиеся молодцы, хорошие работы у них получились!
Фалина Ирина Валериевна, 02.08.21 в 17:25 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна. Стараюсь использовать на уроках что-нибудь необычное: и мне, и детям интересно :) И именно при выполнении таких заданий ученики лучше усваивают программный материал.
Елена Владимировна, 02.08.21 в 17:53 1Ответить Пожаловаться
Абсолютно с Вами согласна, Ирина Валериевна! Желаю Вам новых интересных творческих идей!
Кузнецова Галина Ивановна, 22.02.22 в 22:03 1Ответить Пожаловаться
Интересный принцип построения задания. СПАСИБО за идею, попробую адптировать под свои предметы! Как же интересно, наверно, Ирина Валериевна, Вашим ученикам!
Фалина Ирина Валериевна, 23.02.22 в 11:48 1Ответить Пожаловаться
Я рада, что вас заинтересовало мое задание. Моим ученикам понравилось, думаю, что ваши тоже будут увлечены :) Спасибо за отзыв, Галина Ивановна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.