Нестандартное домашнее задание по истории.
Нестандартное домашнее задание по истории.
Пояснительная записка
По требованиям ФГОС учитель истории не только передает информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и должен работать над формированием метапредметных результатов, функциональной грамотности, Ученик должен научиться осмысливать и применять исторические знания, критически оценивать исторические события, анализировать письменные источники, аргументировать свою позицию и.т.п.
Программа по истории не предусматривает большого количества уроков обобщения и повторения учебного материала и почти каждый урок по истории, это новая тема. Передо мной как учителем истории стоит задача – как же добиться от учащихся усвоения огромного количества учебного материала и сделать процесс изучения истории интересным, увлекательным, побуждающим к мысли и поиску.
Одним из способов решения этой задачи- нестандартные домашние задания. К каждой теме я подбираю копилку заданий. Задания можно задавать индивидуально, парам или группе учащихся. Главное, чтобы задание вызывало интерес у учащихся и желание выполнить его.
В данной работе, хочу представить подборку заданий по теме «Древний Египет»
Урок по теме: Природа Египта и ее влияние на условия жизни и занятия древних египтян.
Задание1. «Нил»
Крестьянин в Древнем Египте был вынужден наблюдать природные знамения, отмечающие начало различных видов полевых работ. Египтяне жили выращиванием пшеницы, ячменя и сорго. В Древнем (да и в современном) Египте плодородие земли зависело от ежегодных разливов Нила. Вода приносила с собой новый слой служившего удобрением ила.
Египтяне всегда ждали подъема воды в Ниле с беспокойством. Ведь если вода не поднимется до определенного уровня или поднимется выше его, голод неизбежен.
Подъем воды в Ниле начинается в начале июня, но набирает силу лишь во второй половине месяца. Своей высшей точки уровень воды достигает в конце сентября. Приблизительно в течение месяца уровень воды остается неизменным, а затем начинает идти на убыль, пока в декабре — январе река не входит в свое обычное русло. С середины апреля до середины июня уровень воды в Ниле продолжает спадать: египетская земля в ожидании «нового Нила» представляется полуживой.
Египетские крестьяне отмечали различные события сельскохозяйственного года обрядами, имевшими целью призвать благословение богов за свои труды. Например, в начале разлива Нила, в период летнего солнцестояния, они отмечали праздник Исиды. Люди, видевшие в том или ином течении природных процессов дело рук божьих, считали, что подъем воды в священной реке вызван слезами, которые Исида проливает по случаю смерти своего возлюбленного Осириса, бога посевов.
(Адаптировано по кн.: Дж.Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980)
1. В тексте есть фраза «Если вода не поднимается до определенного уровня или поднимется выше его, голод неизбежен». Объясните, почему крестьяне в Древнем Египте опасались что уровень воды в Ниле:
Не поднимется
Поднимется выше обычного
2.Рассмотрите график, на котором показано изменение среднего уровня воды в нижнем течении Нила, составленный по результатам многолетних наблюдений
В тесте есть описание изменения уровня воды в Нила в течение года. Сравните два описания –данное в тексте и показанное на графике. Как вы считаете соответствуют они друг другу или противоречат? Объясните свое мнение.
3. В каком месяце крестьяне Древнего Египта отмечали праздник Исиды? Поясните свой ответ.
4.Многие исследователи считают, что религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила. Есть ли в тексте подтверждение этому. Обоснуйте свое мнение.
Источник: «Сборник метапредметных заданий: История обществознание география 5-9», издательство «Экзамен», Москва 2008, Стр144-146
Задание2.
Задание «Разливы Нила»
Перед тобой несколько текстов, познакомься с ними. Распредели тексты по темам: 1. Мифологическое объяснение разлива Нила;
2.Научное объяснение разлива Нила.
3.Подготовь устный рассказ она тему «Разлив Нила» от имени древнеегипетского земледельца или от имени ученика 21 века.
Для этого: 1. Выбери два из четырех предложенных четырех текстов
2.Используя тексты составь свой рассказ
Текст.1. Почему разливается Нил? Разливы Нила происходят в связи с притоком воды в период зимних дождей в районе центральных озер в Африке и затем на Абиссинском плоскогорье. Эти воды поступают в Белый Нил, который течет из центра Африки, и Голубой Нил, вытекающий из озера Тана в Эфиопии с высоты 1800 м. Белый и Голубой Нил сливаются около города Хартума — столицы Республики Судан. Отсюда и начинается собственно Нил. В районе озера Тана берет начало и последний приток Нила — река Атбара, впадающая в Нил в 320 км ниже Хартума. | |
Рис.1.Бог Хапи | https://otvet.mail.ru/question/67236539 |
Текст.2. Миф о боге Хаппи. Далеко на юге за порогами Нила находится пещера, которую охраняет священный змей. В пещере из подземного царства бьют «ключи Нила» и сидит бог Хапи. Это тучный мужчина, перепоясанный поясом, обутый в сандалии и с венком из папируса на голове. В его руках два сосуда с водой. Когда Хапи сильнее наклоняет сосуды, вода потоками стекает в Нил и река затопляет берега. Праздник бога Хапи был приурочен к началу разлива реки. Богу приносили жертвы, в честь его пели песни, а в Нил бросали свитки папируса с рисунками даров. | |
Рис.2.Схема рек | https://trojden.com/books/world-history/world-history-5-class-mihailovsky-2013/7 |
Урок по теме: Возникновение государственной власти.
Задание 3. Реконструируй события по представленным историческим источникам. Работу оформи в виде рассказа.
Критерии оценивания.
1.Назвние рассказа
2.В рассказе должны быть отражены дата и название реконструированного события
3.Опроа на все представленные исторические источники
4.Грамотность использования исторических фактов, терминов, дат, имен.
5.Логика изложения
Текст №1 | №2 |
«Объединяться они могли вокруг центров, и поэтому в конце 4 тысячелетия до н. э. возникает 2 крупных государства. Одно было расположено на юге от дельты реки Нил и условно называлось Верхний Египет, а другое, расположенное на севере от Нила, получило название Нижний Египет.» | |
https://lc.rt.ru/classbook/vseobschaya-istoriya-10-klass/povtorenie-drevnii-mir-436/2544 | https://husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-14.html |
№3 | |
https://husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-14.html | https://husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-14.html |
Урок по теме: Управление государством (фараон, вельможи, чиновники)
Задание 1. Организация власти в Древнем Египте
Прочитай фрагмент учебного текста и выполни задание.
Текст. Пятиклассники изучали организацию власти в Древнем Египте. Каждый ученик получил четыре карточки на которых были слова «Вельможа», «воин», «писец», «фараон». Из карточек нужно составить пирамиду и подписать её .Через несколько минут задание было выполнено.Как вы думаете в каком порядке были расставлены карточки?
Расставьте названные в условии категории населения на ступеньках пирамиды сверху вниз
Подпиши схему, используя особый термин, обозначающий организацию власти
Урок по теме: Военные походы фараонов»
Задание. Реконструируй события по представленным историческим источникам. Работу оформи в виде рассказа
Критерии оценивания.
1.Назвние рассказа
2.В рассказе должны быть отражены дата и название реконструированного события
3.Опроа на все представленные исторические источники
4.Грамотность использования исторических фактов, терминов, дат, имён
5.Логика изложения
«…Воздвиг победную стелу на берегу реки Евфрат, которая стала считаться рубежом владений Египта. Очевидно, создал в Сирии систему вассальных связей местных правителей с Египтом.» | |
https://bigenc.ru/c/tutmos-i-082593 | |
https://husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-14.html | |
https://husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-14.html | https://husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-14.html |
Задания на повторение темы по истории Древнего Египта.
1.Отгадать Чайнворд или кроссворд
2. Придумать Чайнворд или кроссворд по теме «Древний Египет»
Чайнворд «В стране большого Хапи»
1. Приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду из каналов на поля, расположенные выше линии разлива Нила.
2. Неограниченный властитель в Египте (царь)
3. Человек, пускавший в ход плеть и палку, заставляя крестьян без отдыха работать на строительстве пирамид, дамб, каналов.
4. Чтобы отвести воду к полям, египтяне строили…
5. Многолетнее водяное растение, считавшееся священным.
6. Злой бог пустыни, по представлениям египтян, убивший доброго бога Осириса.
7. Имя известного египетского фараона, ведшего длительную войну в Азии около 1500 г. до н. э.
8. Мастер, украшавший храмы и иные древние сооружения в Египте художественными изображениями из камня, металла и других материалов.
9. Главный бог, бог солнца, считавшийся «царем богов» в Египте.
10. Искусство счета, часть математики, применявшееся египтянами при постройке пирамид и других сложных сооружений.
11. Уважаемым человеком в Египте был тот, кто, ведя наблюдение за звездами, их положением на небе в разное время года, мог предсказать время разлива Нила.
12. Столица объединенного царства Египта около 3000 лет до н. э.
13. Огромная статуя льва с головой человека, высеченная в скале.
14. Ветры, дующие из пустыни ежегодно до 50 дней подряд, приносящие пыль, раскаленный песок, жару, угрожающую всему живому.
15. Знак (рисунок), означающий слова, части слов, с его помощью можно было надолго сохранить в памяти и передать другому необходимые сведения.
16. Новая столица Египта (середина 2 - го тысячелетия до н. э.).
Источник: Г.А.Кулагина «Сто игр по истории»,Москва «Просвещение»,1982
Чайнворд по истории древнего мира «Древний Египет»
Вопросы:
1. Божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир.
2. Зооморфное мифическое существо. В древнеегипетском искусстве - животное с телом льва, головой человека или (реже) - головой сокола или барана.
3. Египетский вельможа, главный герой древнеегипетского сказания.
4. Фараон Древнего Египта из XVIII династии Нового царства, правивший приблизительно в 1332-1323 годах до н. э.
5. «Главная супруга» древнеегипетского фараона Нового царства Эхнатона. Во время их правления египтяне перешли к монотеистическому культу Атона.
6. Название древнейшего письменного знака в египетской системе письма.
7. Царь, владыка, современное наименование правителя Древнего Египта.
8. Египетская богиня охоты и войны.
9. Египетский фараон 18-й династии, правивший в XV веке до нашей эры. Прославился он прежде всего своими военными походами.
10. Разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати.
11. Форма захоронения, при которой останки покойного хранятся внутри сооружения, а не под ним, как в случае надгробия.
12. Фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1428-1397 годах до н. э., сын и наследник фараона Тутмоса III.
13. Самый древний вид и главная сила египетского войска.
Источник:https://infourok.ru/chaynvord-po-istorii-drevnego-mira-drevniy-egipet-2713361.html
Чайнворд «Древний Египет»
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
10 | 9 | 8 |
1. Материал для письма. 2. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека. 3. Злой Бог-суховей. 4. Один из египетских фараонов. 5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из камня различные изображения. 6. Подневольный, бесправный человек. 7. Сплав мели и олова. 8. Ученый, изучающий звездное небо. 9. Столица Египта. 10. Древнейший гроб. 11. Древнеегипетское божество, изображавшееся в виде человека с головой сокола, сын Исиды. Фараоны – служители этого Бога. 12. Царевич, известный благодаря своему изображению, являющемуся составной частью круглой парной скульптуры времен Древнего царства.
Источник: https://урок.рф/library/chajnvord_drevnij_egipet_190702.html
Выполнение подобных заданий делает процесс закрепления знаний творческим, интересным, повышая мотивацию к изучению предмета и качество полученных знаний.
Используемая литература:
1. «Сборник метапредметных заданий: История обществознание география 5-9», издательство «Экзамен», Москва 2008
2. Г.А.Кулагина «Сто игр по истории »,Москва «Просвещение»,1982
Фокина Лидия Петровна
Юсупова Рамиза Фарисонва