Нестандартное домашнее задание по русскому языку «Составление словарных разминок» (8-10 классы)
Целевая аудитория: 8,10 классы
Предмет: русский язык
Тема: Изучение словарных слов по теме «Война»
УМК: под ред Н.М .Шанского (5-9 классы) ;Н. Г. .Гольцова, И. В.Шамшин( 10-11 классы)
Вид задания: словарная разминка
Цели: создание условия для развития познавательной активности учащихся, мотивации, интеллектуального потенциала учащихся.
воспитания любви к русскому языку, формирования орфографической грамотности, расширения словарного запаса.
Задачи:
Образовательные: проверить и закрепить правописание словарных слов, развивать речевую культуру.
Развивающие: развивать логическое и пространственное мышление учащихся, орфографическую зоркость.
Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку, коммуникативные навыки работы.
Оборудование: компьютер, проектор, листы с распечаткой заданий,
У У Д личностные:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного отношения к родному слову.
УУД регулятивные:
- умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.
УУД познавательные:
- умение применять полученные знания при изучении общих вопросов о природе страны;
- умение устанавливать ассоциативные связи.
УУД коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Пояснительная записка
В методике преподавания русского языка языковые разминки не выделяются отдельным видом работы. Но учителя-практики часто используют языковые разминки для формирования познавательного интереса к предмету, повышения мотивации и качества обучения. Систематическое проведение и составление разминок решает многие задачи обучения: способствует развитию мышления учащихся, учит использовать разнообразные словарные игры, грамотно и точно излагать свои мысли. Дети очень не любят выполнять одинаковые задания. Данная форма позволяет учителю вместе с учениками не повторяться, а предлагать что-то новое, двигаться вперёд, творить, выдумывать, пробовать. Разминки развивают эрудицию, расширяют словарный запас, тренируют орфографическую память, внимание, и, что очень важно, формируют навыки правописания и способствуют развитию зоркости, формированию именно такого умения и навыка, как самостоятельно увидеть и «опознать» орфограмму.
Разминка – кропотливая работа на каждом уроке русского языка. Организация разминки, на мой взгляд, имеет важнейшее значение для достижения хорошего общего результата,
т. к. материал и по грамматике, и по орфографии, и по пунктуации изучен огромный, и важно его постоянно «освежать» в памяти и оттачивать.
На разминку я отвожу 5-10 минут в начале каждого урока. Задача этого этапа – актуализация знаний, повторение материала по всем изученным темам. Из всех видов разминок особое внимание уделяю словарным. Уверена,что они необходимы практически на каждом уроке русского языка. Мною разработан и опубликован целый комплекс словарных разминок для 5-6 классов Дети в этом возрасте начинают с подбора загадок,игровых заданий,рисунков. С 6-7 ( в зависимости от уровня детей в классе) дети представляют свои разминки.Усложняются задания,появляется печатный вариант и презентация.
Для словарной работы я обычно использую словарные слова определённой тематической группы
Данные словарные разминки проводились в конце года. Для них были использованы слова по теме «Война» Это разминки составлены в качестве домашнего задания (группового в 8 классе) и индивидуального в 10 классе
Время для выполнения: 10 класс-3 дня
8 класс-10 дней
При оценки работ учитывалось правильность, полнота, последовательность, познавательность (так этот критерий назвали САМИ ДЕТИ),представление работы.
Задание для 10 класса для индивидуального выполнения ( разминка, выполненная из загадок, взятых из художественной литературы.
Задание проверялось на уроке через 3 дня (правильные ответы размещаются на слайде).
Степень сложности – средняя
Межпредметная связь с уроками литературы. Учащиеся работали с художественной литературой
Связь с уроками истории (термины), информатики(работа над презентацией).
Задание для 8 класса было групповым. Ребята готовились к его выполнению 10 дней.
В классе 30 человек (6 групп по 5 человек) При этом 2 группы работали для урока в 8 классе, а 4 (по желанию) создавали разминки для учеников 6 класса
Степень сложности – средний и высокий уровень.
Межпредметная связь с уроками литературы. Учащиеся работали с художественной литературой.
Связь с уроками истории (термины),информатики(работа над презентацией, работа с генераторами)
Инструкция к выполнению задания
1. Вспомните слова из орфографического словаря учебнике. Отберите слова по теме
2 Выберите вид разминки (загадочная, ребусная, картинная, разминка-анаграмма) .
3 Составьте разминку, оформите презентацию.
4 Продумайте задание к разминке
5 Уделите время на представление вашей работы
Пример работы
Представлены разминки, выполненные учащимися :
1 Загадочная разминка «Слова войны» Русский язык 10 класс
Задание
1 Вспомни словарные слова.
2 Отгадай загадки.
3 Запиши все словарные слова.
4 Слова запиши в начальной форме.
5 Подчеркни орфограммы в записанных словах.
1 Стран права он нарушает,
Вероломно нападает,
Мощью хвастаясь своей,
Что, мол, нет его сильней.
2 В бой — с целехонькою пушкой,
Наилучшею подружкой.
Нужен точный глазомер,
Чтобы верный был прицел.
3 Козырька нет на уборе,
Знать потерян был он в море,
Но, однако, у матросов
Нет на этот счёт вопросов.
4 Большой военный самолёт,
Внутри снаряды он везёт.
5 С врагом Егорка —
Скороговоркой
Поговорил —
И страх внушил.
Просто хват
Говорливый…
6 У офицера—новичка,
Всего две звёздочки пока.
До капитана не дорос.
В каком он звании, вопрос.
7 Слово, что для вас есть тут,
Все укрытием зовут,
Для солдата он, как дом.
Отгадай, вопрос о чём.
8 Через множество преград
Брошен в тыл врага отряд,
Есть воздушный, есть морской,
Что же за отряд такой?
Проверим
1.Агрессор
2.Артиллерист
3.Бескозырка
4.Бомбардировщик
5.Автомат
6.Лейтенант
7.Блиндаж
8.Десант
Презентация данной работы
Работа ученицы 10 класса
PPTX / 631.14 Кб
Материал содержит и другие разминки
Ребусная разминка»Слова войны» для 8 класса:
Ребусная разминка для 8 класса
PPTX / 1.26 Мб
и разминки для 6 класса:
Разминка-анаграмма «Узнай словарные слова»
Разминка-анаграмма для 6 класса
PPTX / 1.63 Мб
Разминка «Узнай слово по иллюстрации
Узнай слово по иллюстрации для 6 класса
PPTX / 862.23 Кб
Загадочная пауза «И всё о той войне» (на основе авторских загадок)
Загадочная пауза для 6 класса
PPTX / 737.43 Кб
Разминка-шарада»Найди лишнее слово» (на основе авторских шарад)
Разминка-шарада для 6 класса
PPTX / 3.88 Мб
• Источники:
Использован материал словаря «Произноси правильно!»
• Русский язык.6 класс: учебник для общеобразовательных организаций
/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др .-М:Просвещение,2015 с 173-174
• Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ науч. ред.
• Н. М.Шанский.- М. : Просвещение, 2014.
• словарь «Пиши правильно» стр.263-264
В мире природы, истории и литературы: сборник загадок/сост.М.П.Филипченко,-Волгоград:Учитель,2008
Шмаков С .А. Игры в слова со словами.-М.,2000
Сама работа
Пролубщикова Наталья Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Лупей Виктория Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Порошина Ольга Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ефимова Алла Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Аладышева Татьяна Петровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Лупей Виктория Владиславовна
Аладышева Татьяна Петровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Лупей Виктория Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна